Болезнь технарей — смещение фокуса ценности

Болезнь технарей — смещение фокуса ценности

Люди, которые ценят техническое решение и любуются идеально собранной системой могут нести реальную угрозу в бизнесе.

В военкомате.

Призывник на медкомиссии. На вопрос, какое у него образование, он гордо отвечает:

— Я обучался в Бристоле, Лос-Анджелесе, Колумбийском и Гарвардском университетах, имею звание бакалавра экономических наук!

Председатель призывной комиссии машет рукой:

— Ну, ладно, ладно! Напишите: призывник умеет читать и писать.

У технарей, которые занимаются разработкой и поддержкой различных сервисов часто встречается смещение фокуса ценности. Речь идет о “ценных вещах”, но которые клиенту на хрен не сдались.

Приведу простой пример.

8 лет назад моя команда занималась разработкой крупного интернет-магазина. Кроме разработки, занимался рекламой, продвижением и анализом UX. И в силу количества товаров и огромного количества свойств, реализовать практически мгновенную выборку товаров по фильтру было очень круто. И по показателю скорости формирования страниц сайт превышал конкурентов в разы.

И в какой-то момент мы с ведущим программистом узнали о новой для нас технологии, решили изучить ее, внедрили… и потратили на это время около трех недель. Причем работали из интереса, и не только в рабочее время. И в результате условно наши 0,5 секунд извлечения данных превратились в 0,35с. Мы были горды. Такой скорости не было ни у одного конкурента…

И вот я, захлебываясь от восторга, рассказываю это ТОП менеджеру, далекому от технологий. Мол, мы внедрили то-то и то-то, и скорость стала такой, что можно считать — работает мгновенно. Рассказываю про технологии, как мы круто придумали построить обмен данными через оперативную память и много других умных слов. И тут она меня перебивает…

«Ты хочешь сказать, что вы потратили три недели на то, чтобы сделать ваш и без того “охрененно быстро работающий сайт” еще более »охрененно быстрым”?

“Ну… да,” — отвечаю с некоторым раздражением, что не получил восторга от наших достижений.

“А пользователь на сайте заметит разницу?”

Тут я задумываюсь. Пожалуй, впервые с момента работы над этим улучшением

“Нет.” — отвечаю с некоторой растерянностью и уже понимая, куда она клонит.

“Тогда вы потратили 3 недели зря.”

Болезнь технарей — смещение фокуса ценности

Тут я с ужасом понимаю, что это действительно так… Обычный пользователь действительно ничего не заметит… Сайт уже давно преодолел по этому параметру показатель, когда “тормоза” будут его раздражать и дальнейшая оптимизация не имеет смысла.

Доработки дали пользу лишь в том плане, что научились чему-то новому. Возможно, в еще более высоконагруженной системе такие знания пригодятся, но с точки зрения бизнеса — мы просрали кучу времени, выполняя никому не нужную оптимизацию.

Есть понятие “золотые капли” УТП. Для их определения нужно проделать следующее:

1. Написать список, чем вы гордитесь в своем продукте или компании

Это может быть довольно большой список. Сюда можно отнести качество продукта, скорость доставки клиенту и даже факт, что ваша секретарша самая красивая.

Далее начинаем фильтровать список:

2. Отсекаем из первого списка все, что не важно с точки зрения клиента

Всякие красивые секретарши, бесплатная парковка для сотрудников очевидно отсеются

3. Отсекаем из второго списка все, что есть полностью или очень похожее у конкурентов

Получившийся список не бывает большим. Хорошо, если там хоть что-то остается. Успех любого бизнеса в немалой степени будет зависеть от того, что остается в третьем и втором списках.

Очевидно, что ускорение очень быстрого сайта, который по мнению пользователей был “достаточно быстрый, чтобы это не раздражало” отсеялся бы на втором шаге. Эта ценность была для меня, а не для пользователя. Никто не будет за нее платить.

Всегда ищите, что вы можете сделать, чтобы это имело ценность не только для вас, но в первую очередь для клиента и пользователя.

Но если уж то, что вы делаете, имеет ценность только для вас, имейте мудрость хотя бы видеть и признавать это.

2
Начать дискуссию