Что делать, если клиент не платит?

​На собственном примере веб-студии Aleks Digital Marketing

Немного о нас: мы — не самая раскрученная веб-студия в городе-миллионнике, но при этом стараемся держать имя и выполнять все работы качественно и в срок, хорошие специалисты, дисциплина и отлаженные внутренние процессы помогают нам держать марку. Нашим клиентам бояться нечего, но и в этой обстановке часто возникают проблемы с оплатами. Вызваны эти проблемы разными факторами: нашли дешевле, нет понимания в том, что мы делаем, передумали, решили сделать-по-другому, куча других расходов.

Периодическое возникновение неприятных ситуаций, связанных с просрочками по платежам иногда приводит к большим кассовым разрывам, особенно при работе с регионами. Это и натолкнуло меня на мысль написать эту статью, возможно, она кому-нибудь поможет.

В первую очередь — не ленитесь составлять подробные договора с чёткими условиями работы, взаимодействия и этапов оплат (учитывая пени и просрочки). Хорошо составленный договор рано или поздно поможет вам избежать множества неприятных ситуаций. Не ленитесь писать приложения к договорам, будь то подробное техническое задание на 200 листов и ли План график взаиморасчётов на одной страничке. Обязательно добивайтесь от клиентов подписания актов выполненных работ. Весь документооборот направлен на то, что бы развить деловую дисциплину в отношениях между заказчиком и исполнителем, все документы помогут вам придерживаться графиков работ, а клиенту даст гарантии, и обяжет выполнять свои обязательства.

Во-вторых — Напоминайте клиенту за день до оплаты не стесняйтесь ему об этом напоминать. Обязательно наберите ему в день оплаты, если, всё-таки, клиент просрочил оплату — не бойтесь быть навязчивыми, в конце концов — вы выбиваете свои деньги (для бизнеса в нашей стране — это нормально)), звоните, пишите в социальных сетях или мессенджерах, теперь ваша основная задача — узнать причину задержки (ситуации, действительно, бывают разными) и добиться конкретики у клиента по новым срокам оплаты. Если ситуация стала «из ряда вон», направляйте в адрес компании письменное уведомление о приостановке работ и начисления пени до погашения задолженности.

Вы могли бы подумать, что это испортит отношения с клиентами, но практика показывает, что эта напряжённая ситуация исчерпывает себя при выполнении своих обязательств обоими сторонами (клиент оплатил, а вы продолжили работу). Есть конечно ситуации и с печальным исходом, но в них вы, хотя бы, забираете своё)). В противном случае — рискуете остаться и без денег и без клиента.

В-третьих — никогда не устраивайте панибратства с клиентами, не пользуйтесь личными телефонами и, по возможности, старайтесь вести всю деловую переписку только в почте (здесь нельзя удалить отправленное письмо). Ведите все диалоги только в рабочее время.

История из жизни. У меня был клиент. Довольно надёжный старый клиент, с которым мы работали более пяти лет, но в один прекрасный момент он не заплатил. На мой вопрос о причине задержки он ответил чётким описанием причин и дал точный срок погашения всех задолженностей. Зная то что клиент проверенный и свои обязательства выполнял мы продолжали оказывать все услуги. Работ было выполнено на не очень большую сумму, порядка 150 000 рублей, и в момент наступления оговоренной даты оплаты, я звоню клиенту и мне отвечает арбитражный управляющий, который весёлым тоном сообщил, что предприятие — банкрот. Вот так моё пренебрежение договором стоило мне 150 000 рублей.

P.S. Возможно, кому-то это покажется позёрством с бюрократическими нотками, но только такой подход поможет сохранить долгие и продуктивные отношения с клиентами и принести финансовую стабильность в компанию.

0
93 комментария
Написать комментарий...
Андрей Федотов

С обратной стороны замечу, что количество откровенного свинства и трэша от студий ничуть не меньше. Многим вообще не стоило бы платить. Срывают сроки, делают откровенную фигню. Проблема в том, что нет настоящей ответственности - ни для заказчиков, ни для студий. А потому и наблюдается козлизм с обеих сторон...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

Согласен с вами. Но и есть те кто делает все для клиента.
Мы с женой начали заниматься контентом. И вроде нечего, все понемногу получается. Сроки выполняем (не без того что были и те заказы которые день в день не выполнялись), но всегда есть момент договоренности у всех бывают форс-мажоры. Одно дело когда форс-мажор раз в год или каждую неделю.
Но тут есть заказчики которые согласовывают все детали люди работают 2 дня, а на третий заказчик говорит о том что мне уже не нужен заказ. 
Что делать в таком случае?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федотов

Александр - увы, просто принять риски. Как и в случае с исполнителями. Провидцев среди нас не водится, а с виду все выглядят прилично (иначе бы мы с ними не связывались).

Тут как заказчик предлагаешь безопасную сделку на фрилансе - так никто не хочет по ней работать. А ведь она, между прочим, не только интересы заказчика, но и интересы фрилансера защищает.

И мы готовы проценты сверху заплатить за несколько более ответственное отношение исполнителей к работе. Но ... они сами не хотят. Заводят шарманку что мол биржа всегда на стороне заказчика (хотя по опыту это далеко не так).

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

Вот и сижу и думаю когда сделают какой-то сервис который не будет похож на биржу и в свою очередь будет гарантом для обеих сторон.

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Sobchenko

где то я  в каком то фильме видел, чтоб барыги друг друга не кинули. Уважаемая личность, Гарант сделки:)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

Ну а почему барыги? Если я зашел на биржу и допустим ищу исполнителя для выполнения своего заказа, то получается я барыга? Или когда исполнитель ищет заказчика в чем он барыга?

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Sobchenko

Александр, я имею в виду что данный механизм  явидел в фильме. Художественном произведении. В каком именно не помню. Там вроде бы продавали бриллианты, и чтоб все обязательства сделки были выполнены(между криминальными личностями, я их назвал условно барыгами) они прибегли к посреднику(уважаемой криминальной личности) который выступал гарантом сделки.
А барыга ли вы или нет, я судить не могу, так же как ничего не могу сказать о вашем случае(барыги ли гипотетические заказчик, или исполнитель ) 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

Ну сравнение прослежую теперь. Но как то обострили вы в сравнении) Тем не менее это проблема и когда-то ее кто-то решит.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федотов

А он уже давно сделан. Называется Третейский суд. Если прописать в договоре что дело будет рассмотрено в Третейском суде - прекрасный механизм. Примерно как Леонид написал, но в рамках закона. Другой вопрос что пользуются у нас им редко. А зря - работает он куда лучше, оперативнее и чётче суда государственного...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

Андрей от вас в первый раз услышал о таком суде. Спасибо за информацию пойду ознакомлюсь.

Ответить
Развернуть ветку
90 комментариев
Раскрывать всегда