Что делать, если клиент не платит?

​На собственном примере веб-студии Aleks Digital Marketing
В закладки
Аудио

Немного о нас: мы — не самая раскрученная веб-студия в городе-миллионнике, но при этом стараемся держать имя и выполнять все работы качественно и в срок, хорошие специалисты, дисциплина и отлаженные внутренние процессы помогают нам держать марку. Нашим клиентам бояться нечего, но и в этой обстановке часто возникают проблемы с оплатами. Вызваны эти проблемы разными факторами: нашли дешевле, нет понимания в том, что мы делаем, передумали, решили сделать-по-другому, куча других расходов.

Периодическое возникновение неприятных ситуаций, связанных с просрочками по платежам иногда приводит к большим кассовым разрывам, особенно при работе с регионами. Это и натолкнуло меня на мысль написать эту статью, возможно, она кому-нибудь поможет.

В первую очередь — не ленитесь составлять подробные договора с чёткими условиями работы, взаимодействия и этапов оплат (учитывая пени и просрочки). Хорошо составленный договор рано или поздно поможет вам избежать множества неприятных ситуаций. Не ленитесь писать приложения к договорам, будь то подробное техническое задание на 200 листов и ли План график взаиморасчётов на одной страничке. Обязательно добивайтесь от клиентов подписания актов выполненных работ. Весь документооборот направлен на то, что бы развить деловую дисциплину в отношениях между заказчиком и исполнителем, все документы помогут вам придерживаться графиков работ, а клиенту даст гарантии, и обяжет выполнять свои обязательства.

Во-вторых — Напоминайте клиенту за день до оплаты не стесняйтесь ему об этом напоминать. Обязательно наберите ему в день оплаты, если, всё-таки, клиент просрочил оплату — не бойтесь быть навязчивыми, в конце концов — вы выбиваете свои деньги (для бизнеса в нашей стране — это нормально)), звоните, пишите в социальных сетях или мессенджерах, теперь ваша основная задача — узнать причину задержки (ситуации, действительно, бывают разными) и добиться конкретики у клиента по новым срокам оплаты. Если ситуация стала «из ряда вон», направляйте в адрес компании письменное уведомление о приостановке работ и начисления пени до погашения задолженности.

Вы могли бы подумать, что это испортит отношения с клиентами, но практика показывает, что эта напряжённая ситуация исчерпывает себя при выполнении своих обязательств обоими сторонами (клиент оплатил, а вы продолжили работу). Есть конечно ситуации и с печальным исходом, но в них вы, хотя бы, забираете своё)). В противном случае — рискуете остаться и без денег и без клиента.

В-третьих — никогда не устраивайте панибратства с клиентами, не пользуйтесь личными телефонами и, по возможности, старайтесь вести всю деловую переписку только в почте (здесь нельзя удалить отправленное письмо). Ведите все диалоги только в рабочее время.

История из жизни. У меня был клиент. Довольно надёжный старый клиент, с которым мы работали более пяти лет, но в один прекрасный момент он не заплатил. На мой вопрос о причине задержки он ответил чётким описанием причин и дал точный срок погашения всех задолженностей. Зная то что клиент проверенный и свои обязательства выполнял мы продолжали оказывать все услуги. Работ было выполнено на не очень большую сумму, порядка 150 000 рублей, и в момент наступления оговоренной даты оплаты, я звоню клиенту и мне отвечает арбитражный управляющий, который весёлым тоном сообщил, что предприятие — банкрот. Вот так моё пренебрежение договором стоило мне 150 000 рублей.

P.S. Возможно, кому-то это покажется позёрством с бюрократическими нотками, но только такой подход поможет сохранить долгие и продуктивные отношения с клиентами и принести финансовую стабильность в компанию.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Алексей Шпилёв", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 91, "likes": 29, "favorites": 134, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 111202, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 08 Mar 2020 04:24:50 +0300", "is_special": false }
0
91 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
25

С обратной стороны замечу, что количество откровенного свинства и трэша от студий ничуть не меньше. Многим вообще не стоило бы платить. Срывают сроки, делают откровенную фигню. Проблема в том, что нет настоящей ответственности - ни для заказчиков, ни для студий. А потому и наблюдается козлизм с обеих сторон...

Ответить
5

Нужно более ответственно подходить к выбору экспертного подрядчика. Читать отзывы, не лениться прозвонить бывшим заказчикам. И отдавать себе отчёт, что если вам выставляют стоимость нормо-часа ниже 2500 - вашим проектом будет заниматься криворукий студент. 

Ответить
11

Даже если стоимость часа будет 5000 рублей, вы не защищены от схемы "4000 в карман студии + 1000 криворукому студенту"

Ответить
4

Но если стоимость меньше 2500 - эта схема вам полностью гарантирована. 

Ответить
2

Не обязательно. Новички могут демпинговать ценой и давать норм качество. В общем, мой поинт в том, что стоимость не является определяющим фактором

Ответить
1

Это далеко не так. При зарплате специалистов в регионах по 500 - 600 рублей в час даже с налогами получается 1800 рублей. С overhead равным 3. И это у студий. У фрилансеров ценник в 1.5 - 2 раза ниже, да и налогов они, как правило не платят.

Более того - опыт многочисленных экспериментов научил не связываться с теми, кто ставят высокие ценники, без очень веских оснований. Хоть они и пытаются их оправдывать высокой эффективностью и качеством на деле чаще это всего лишь жадность.

Вот на чём действительно не нужно экономить - так это на множестве "вспомогательных" операций, вроде написания ТЗ, проработки CJM или макетов, или нескольких дополнительных итераций для подгонки продукта под требования заказчика.

Как показывает практика средний исполнитель или подрядчик при правильной организации процесса системно выдаёт лучший результат, нежели дорогостоящий профи действующий по наитию с экономящий на процессе (а они часто вынуждены так делать из-за ценника)...

Да и вообще чаще всего ценник качеством не оправдывается. На деле результат это стартовый уровень (новичок, даже талантливый шедевр не выдаст) + число попыток (которое, естественно, должно быть оплачено) + чёткость видения и целей заказчика (что уже от тебя самого зависит).

Проблема в этом уравнении состоит в том, что ценник ставится по стартовому уровню, но на конечный результат куда больше влияет число попыток. Поэтому при прочих равных профи с уровнем чуть выше среднего при адекватном числе попыток куда выгоднее гуру...

Ответить
0

Максим вы безусловно правы. Но увы - все эти способы лишь снижают риски, но не устраняют их. На каждую историю из серии надёжный заказчик обанкротился приходятся не менее двух-трёх историй "работали с ребятами несколько лет, они всё делали прекрасно, а тут нас как подставят...".

У нас самих такая ситуация бывала не раз. Потом выясняется что у них сменилось руководство или часть команды. Или просто кто-то выгорел... Или подвели кого то он их на счётчик, они - разбегаться, а ты ни сном, ни духом - т.к. за годы работы привык доверять...

Ответить
1

Но! Когда ты фрилансер и где-то факапишь, то ответственность велика, потому что рынок маленький и все друг-друга знают (моушен-дизайн).

Да и моушен-дизайн студия, мне кажется, тоже такого себе позволить не может. Опять же, потому что студий штук пять, а агентств - три (цифры условные).

Ответить
2

Александр, солгасен и вы правы, но увы лишь в теории. На практике все далеко не так однозначно. Бывает тебе человек прекрасно сделал (или студия) ты его рекомндуешь с лёгкой душой, а потом не знаешь как отмыться...

Ответить
1

О, да, бывало такое. Но так драматично, правда, я порекомендовал ребят, они сделали 1-2 проекта классно, а на третий просто забили) очень странная была история

Ответить
1

Александр, по поводу этих историй замечу что они бывают гораздо чаще, чем хотелось бы. И всякий раз оказываются странными, зачастую дурацкими, что не отменяет, увы, их последствий... Остаётся лишь иметь в виду этот риск и советовать кого-либо крайне аккуратно.

Ответить
1

Согласен с вами. Но и есть те кто делает все для клиента.
Мы с женой начали заниматься контентом. И вроде нечего, все понемногу получается. Сроки выполняем (не без того что были и те заказы которые день в день не выполнялись), но всегда есть момент договоренности у всех бывают форс-мажоры. Одно дело когда форс-мажор раз в год или каждую неделю.
Но тут есть заказчики которые согласовывают все детали люди работают 2 дня, а на третий заказчик говорит о том что мне уже не нужен заказ. 
Что делать в таком случае?

Ответить
1

Александр - увы, просто принять риски. Как и в случае с исполнителями. Провидцев среди нас не водится, а с виду все выглядят прилично (иначе бы мы с ними не связывались).

Тут как заказчик предлагаешь безопасную сделку на фрилансе - так никто не хочет по ней работать. А ведь она, между прочим, не только интересы заказчика, но и интересы фрилансера защищает.

И мы готовы проценты сверху заплатить за несколько более ответственное отношение исполнителей к работе. Но ... они сами не хотят. Заводят шарманку что мол биржа всегда на стороне заказчика (хотя по опыту это далеко не так).

Ответить
0

Вот и сижу и думаю когда сделают какой-то сервис который не будет похож на биржу и в свою очередь будет гарантом для обеих сторон.

Ответить
2

где то я  в каком то фильме видел, чтоб барыги друг друга не кинули. Уважаемая личность, Гарант сделки:)

Ответить
0

Ну а почему барыги? Если я зашел на биржу и допустим ищу исполнителя для выполнения своего заказа, то получается я барыга? Или когда исполнитель ищет заказчика в чем он барыга?

Ответить
0

Александр, я имею в виду что данный механизм  явидел в фильме. Художественном произведении. В каком именно не помню. Там вроде бы продавали бриллианты, и чтоб все обязательства сделки были выполнены(между криминальными личностями, я их назвал условно барыгами) они прибегли к посреднику(уважаемой криминальной личности) который выступал гарантом сделки.
А барыга ли вы или нет, я судить не могу, так же как ничего не могу сказать о вашем случае(барыги ли гипотетические заказчик, или исполнитель ) 

Ответить
0

Ну сравнение прослежую теперь. Но как то обострили вы в сравнении) Тем не менее это проблема и когда-то ее кто-то решит.

Ответить
1

А он уже давно сделан. Называется Третейский суд. Если прописать в договоре что дело будет рассмотрено в Третейском суде - прекрасный механизм. Примерно как Леонид написал, но в рамках закона. Другой вопрос что пользуются у нас им редко. А зря - работает он куда лучше, оперативнее и чётче суда государственного...

Ответить
0

Андрей от вас в первый раз услышал о таком суде. Спасибо за информацию пойду ознакомлюсь.

Ответить
11

Еще один способ избежать образования долгов - это работа по предоплате. Как к такому формату не относись, он по определению исключает дебиторку.

Ответить
17

А вы найдите заказчиков, кто согласен так работать.

Ответить
19

Они есть. С 2008 года работаю только по предоплате (допускаю в редких случаях 50-50). Да, упускается много хороших договоров из-за этого, но лучше так, чем вытягивать свое постоянно - нервы дороже. И! Тут тогда работает правило - плыть, но быть. Хоть умри, но укладывайся в договоренности.

Ответить
8

При работе по предоплате есть один значительный минус - тут исполнитель начинает решать когда он выполнил работу, а когда нет. Что в сфере услуг очень губительно.

Ответить
14

Так этот «минус» и страхует от заказчиков которые «поиграйте со шрифтами...нужна полная смена концепции»

Ответить
9

Зато полностью открывает двери для работ "специалистов" уровня "я дизайнер, я так вижу", и сильно ослабляет переговорные позиции в любых спорных ситуациях. Крайне не рекомендовал бы ни одному заказчику работать с незнакомой студией на таких условиях. 

Ответить
5

Тогда платите за ТЗ, в котором прописывайте все требования. 

Ответить
0

А чем платное ТЗ лучше бесплатного? Вот я, например, и в топ-студии "агрегацию требований" заказывал за 100к, и в средней студии ТЗ бесплатно, и "косяки" в проработке, и недостаточная вовлеченность сотрудников были в обоих случаях.

Ответить
13

Никто никогда не будет вам писать качественоое ТЗ бесплатно. Это серьёзная и большая работа. Исключение - тендеры, когда ТЗ пишут под себя и потом включают в стоимость. 

Ответить
2

Всегда работаю по постоплате. Развелось специалистов с липовыми отзывами и пытаются на этом играть

Ответить
7

Очень советую для небольших заказов (до 500к) использовать договора возмездного оказания услуг, вместо договора подряда. И нигде в тексте договора не использовать слово "работа". 
В самом договоре четко указывайте объем оказываемой услуги: не более двух пересогласований, 3 часа работы специалиста и тд. И никогда не ссылайтесь на результат. 
А если все же хотите работать по договору подряда - учитесь писать многостраничные ТЗ за счёт заказчика (отдельный этап работ). На такое готовы только крупные заказчики, с которыми совсем другие принципы работы. 

Ответить
0

Спасибо, конечно, за науку. У меня для всего этого менеджер есть. А, так я ведь и не фрилансер.

Ответить
9

Тоже так работаю. Предоплату можно разбивать на безопасные для заказчика суммы. Заправил - поехал.

Ответить
0

На такой форме оплаты работает куча мошенников - предоплату берут, даже самую маленькую, а потом исчезают. В какой-то момент на фрилансе на проект отвечали больше кидал (категорический отказ от безопасной сделки даже с предложением оплатить комиссию, негативные отзывы на площадках), чем настоящих фрилансеров.

Ответить
0

На каком еще нахуй фрилансе? Сроду там не был, ко мне приходят только по рекомендациям.

Ответить
2

Спорное утверждение.

Заказчик, когда ему присылают проект договора, не читает его? Мой опыт показывать, что заказчики вчитываются в договор, предлагают правки, спорят и пытаются выторговать себе преференции.
Клиенты умеют профессионально покупать услуги по разработке ПО, поэтому могут, если что, не подписать акт

Ответить
2

Я так по одному клиенту с ноября ожидаю оплату.... А на дворе март....

Ответить
2

Если потеря не критичная, то списать в убытки, забыть и далее только предоплата. Я не просто так решил для себя в свое время работать только по предоплате. Шишки набил мощные, спать не мог, нервы расшатывал до неба. Жить в таком постоянном стрессняке очень вредно для здоровья :)

Ответить
–1

К предоплате договор банковской гарантии - банков из первой десятки даёте? 

Ответить
4

Обязательно. Еще и кровью подписываю

Ответить
–1

Бедные ваши клиенты. Возьмёте вы с них предоплату и при любой непредвиденной ситуации - они не то что результат, а и денег назад не получат

Ответить
3

Теоретик? Договор есть, счет есть, оплата по счету есть. Работа не выполнена (согласно договора и ТЗ) - меня на кукан оденут эти самые "бедные клиенты"  и легко отсудят деньги. С частником может им было бы и сложнее, но не в случае с ИП или ООО

Ответить
0

Ну а что у вашего ИП или ООО много ликвидного дорогого имущества? Или денег на счетах всегда больше чем обязательств?
Если так - хорошо. Но заказчику ведь не только деньги нужны. ему результат работ важнее (иначе он бы не согласился деньги на него менять) и время которое он потерял.
Но есть и другие личные примеры. Когда личные форс мажоры в сочетании с полученным авансом проводили к катастрофе. Как говорят берёшь чужие на время (до выполнения работ) а свои отдаешь навсегда.

Ответить
14

Разбивайте работы на этапы. Вменяемому заказчику всегда можно объяснить необходимость предоплаты этапа работ. А с долбоёбами, которые не понимают - лучше не работать.
Ну или да - железобетонные договора с санкциями, соблюдение порядка всех уведомлений, документирование каждого чиха и тд. И это серьезные издержки для небольшого бизнеса. 

Ответить
4

Точно ли нужен заказчик, который сходу заставляет его кредитовать?

Сейчас катастрофически плохая ситуация с платежами. Это касается и больших негосов, и всяких разных госов. Там договоры менее чем с 45 днями отсрочкой платежа не рассматриваются.
Но даже с такой отсрочкой, они любят ещё подинамить месяц-два.

Дешевле сидеть на диване и ничего не делать, чем работать в минус

Ответить
2

Согласен, что таких гораздо сложнее искать. Но если попытаться отвечать на вопрос из названия статьи, то это железобетонный способ))

Ответить
0

Есть и такие. Правда рано или поздно, но они делятся опытом о том, что работать нужно только по постоплате ;-))

Ответить
3

Да, работать по предоплате - это круто) Я специально не заострял на этом внимания. Например, 150 000 из кейса - это 50% постоплаты. Предоплату-то они вносили.

Ответить
2

Это не круто - это стратегически верно. Не стоит принимать риски чужого бизнеса на себя. Вы то уже ресурс выделили, лишили себя возможности взять другого заказчика. И теперь вам предлагают сыграть на ваши деньги в рулетку - заплачу/не заплачу. 

Ответить
0

"Это не круто - это стратегически верно. Не стоит принимать риски чужого бизнеса на себя. Вы то уже ресурс выделили, лишили себя возможности взять другого ИСПОЛНИТЕЛЯ. И теперь вам предлагают сыграть на ваши деньги в рулетку - СДЕЛАЮ/не СДЕЛАЮ". - все верно? 

Ответить
8

Мы для себя решили следующим образом. Фиксируем в договоре:

1. Этапы работы над проектом. У каждого этапа указана стоимость
2. Каждый этап авансируется. Нет аванса, нет работы
3. Переход на следующий этап - это подписанный акт и внесение остатка за прошлый этап, аванс за следующий
4. В договоре прописано, что все РИД принадлежат нам, пока заказчик не подписал все акты и не оплатил все услуги по договору
5. Все РИД принадлежат нам, пока все риски не урегулированы

РАЗМЕР АВАНСА - ТЕМА ТОНКАЯ
- Для старых и проверенных клиентов менее 70% не бывает.
- Для новых заказчиков (которые без рекомендаций к нам приходят) - 100%. Я просто говорю им, что их не знаю, поэтому не могу нести подобные риски

Ответить
0

прямо круто у вас дело поставлено. В клиентах недостатка не испытываете похоже:)

Ответить
4

Благодарю за похвалу.

Дело тут не в недостатке заказчиков. Мы всегда рады обсудить разработку вашего стартапа (web, mobile, BigData, ML, Blockchain).

Просто, за 10 лет сталкивались с клиентами, которые пытались выкручивать нам руки. Каждый такой случай отрабатывали в договоре, уточняли наши бизнес-процессы, чтобы исключить эти проблемы в будущем.

Если клиент не хочет авансировать, требует отсрочку платежа, это означает, что он не уважает наш труд, наши компетенции и нас. Он "знает лучше , как надо сделать". Проект с большой вероятность будет не очень удачным и для заказчика, и для нас. Лучше не делать такой проект, чем потом разгребать.

У нас используются "таблицы смерти", позволяющие оценить перспективность, нужность, полезность проекта и заказчика. Там вопросы, требующие ответы. Например, "проект стратегически нам нужен нам ?". Если нужен, можем предложить скидку заказчику.

Если интересно, могу попробовать найти время, чтобы написать статью про "таблицы смерти клиентов".

Ответить
0

Пожалуйста, я бы очень хотел узнать подробней о ней.

Ответить
0

Напишите, пожалуйста.

Ответить
7

Мы правда товары продаем своего производства, а не услуги, но с юрлицами отгружаем только по предоплате. Перед Новым годом как раз пришла тетя, сделала предварительный заказ, потом пишет, вы нам отгрузите, мы все примем, нам срочно надо, а мы через неделю оплатим, просто у нас такой процесс согласования оплаты долгий. Мы не проявили понимания, сказав, что у нас для всех одинаковые условия, а, тем более, для новых клиентов. Ничего, ждали с ней неделю, пока у них платеж согласуют и оплатят, только после этого повезли. При этом я сам юрист по образованию, подать на них иск в суд в случае неоплаты мне несложно, но это все равно время, деньги, какие то нервы, зачем это все надо. Надо отсекать сразу саму возможность такого исхода.

Ответить
0

может факторинг (без регресса) подключить?

Ответить
6

Клиент всегда не платит если давать ему такую возможность.
Рост задолженности нельзя допускать. Рост задолженности = неоплата.
Есть порог, когда проще уйти, нежели выплачивать долг.

Ответить
5

Золотые мысли автора!

Вся юридическая вода, кажется пустой тратой время, до момента когда она понадобиться.

Ответить
4

Главное - подписать договор и вручить акты выполненных работ. В договоре добавить пункт, что заказчик обязан отправить подписанный акт или обоснованный отказ от принятия работ до определенного срока.
Тогда клиент не сможет пропасть с радаров перед подписанием актов, вернее сможет, но не без последствий.
Затем отправлять досудебную претензию, в которой упомянуть, что затраты на представителя в суде будут также взысканы с ответчика.
Способ рабочий.

Ответить
3

Если честно статья банальненькой показалось.
Что добавил бы от себя.

1. Договор это хорошо но если клиент не будет платить то... он просто не будет платить )) и на договор ему пох ) скажет подавайте в суд ))
Так что Хороший договор НИКАК не гарантирует своевременную оплату.
Другое дело что плохой договор даёт лишние отговорки должнику.

2. Напоминать можно не за день а за 3-5 дней. У меня ежемесячные платежки до 1 числа, я напоминаю с 22 «медленным» и 25го «обычным».

3. Панибратство.... в теории «быть недоступным в нерабочее время» это хорошо а на практике? Не разбегутся клиенты? Либо ты делегировал все заму и сотрудникам либо сам отвечаешь и личный телефон даёшь.
Если клиент хороший.

И главное.
В моем списке в топ 1 причин просрочек - наступление хреновых времён у клиента...
И здесь опять же не помогут ни договор ни Напоминания...

А лучшее лекарство от долгов - предоплата.

Получается вывод один - не хочешь долгов - бери авансы - из кожи лезь вон чтобы аванс взять.

Мое мнение...

Ответить
2

Норм дополнение, согласен со всем и учту. Статья банальная - согласен, но это моя первая статья)) Я давно хотел начать писать, но не знал на какие темы. Есть много кейсов по кодерству, сео, рекламе, но мне, как раз, показалось, что нужно писать не про то, что и так все знают, а про то, что не написано в справочнике по php. Буду писать подробнее про взаимоотношения с клиентами, как сплотить коллектив и т. д. Спасибо за развёрнутый коммент!)

Ответить
1

3. пункт. Панибратство: Да, если просто забить на клиентов, то, сто пудов, разбегутся) у нас тикетная система есть, смотрим заявки в нерабочее время и выставляем приоритеты, те заявки, которые требуют сеюсекундного вмешательства - обрабатываются сразу, но таких 2-3 в месяц. Остальное решается в порядке очереди в рабочее время.

Ответить
3

Сталкивался с подобным

Хотя делил 50/50 (предоплатная система и по окончании работ)  - но все равно приходилось догонять

В таких случаях когда больше недели тянулись завтраки - отключал сайты и приложения и всего делов - резко находились финансы и оплачивалась задолженность )

Ответить
0

А вот это в большинстве случаев может попасть под 272 и 274 статьи УК. Я бы не стал таким заниматься. 

Ответить
1

прописав в договоре условия - можно и без вышеупомянутых статей обойтись (в маленьких городах поверьте только так и надо действовать)

Никто не спросит а кормил ли ты семью сегодня - а просто будут жаловаться на возникшие траблы

Ответить
3

Вы правы, но тут возникает очень много вопросов о том, кому принадлежат права. Заказчик, который не заплатил за работу, лишается прав на ее результат только судом. Незаконное вмешательство в инфраструктуру заказчика это вполне себе УК. И умный недобросовестный заказчик не применёт этим воспользоваться. Тогда вы не только не увидите денег, а ещё и своих приплатите. 

Ответить
0

С правами происходит ровно то, что прописали в договоре. Мы пишем, что всё принадлежит нам, пока заказчик не подпишет все акты и полностью не оплатит все услуги

Более того, мы иногда пишем, что не передаём заказчику исключительных прав, оставляя их себе, но передаём бессрочную лицензию на использование продукта без права передачи третьим лицам.

Ответить
3

100% оплата всегда и во всем. Мы считаем, что не стоит унижаться и выпрашивать оплату. Всегда работаем только по нашим договорам без правок со стороны клиентов. Серьезное отношение к бизнесу. Если кому то что то не нравится тот идёт «гулять». Мы не боимся отказать клиенту.

Ответить
–1

Х/З вообще как эти студии живут и как находят еще клиентов. У меня сетка сайтов — заказывала все на фрилансе. Чек в разы ниже, чем у самых хуевых студей, а качество на уровне. Короче, в век фриланса — в топку все эти студии.

Ответить
6

Очень много хороших фрилансеров, но ещё больше - разводил, уверенных в своей безнаказанности. Желаю, что бы вы к таким никогда не попали, но если попадёте, то, думаю, пересмотрите своё мнение. Да и не каждый проект в состоянии сделать фрилансер.

Ответить
1

ха-ха, а среди студий разводил меньше? :))

Ответить
3

Это одельная тема) Но студии, хотя бы, обязательства свои в договорах прописывают. Это неоспоримый плюс.

Ответить
1

Даже если вас ещё не кинули. А как вы оцениваете качество? Есть технические знания, чек листы, знания в seo? Через пол года кто будет править баг? А сколько фрилансеров будут учавствовать в большом проекте на пол года-год и какого монстра они соберут? Может вообще на Tilda все делать и не платить никому?

Выглядеть сайты может будут похоже, но одна Ferrari из фанеры, а другая довезет до места)

Ответить
0

Да, я читаю бложики по seo в свободное время :)) это все мои знания :)

Фрилансеры - это заебись. Есть те, кто норм поддерживает проекты на постоянной основе. И договоры оформляем — это не проблема. Какие-то у вас неправильные представления о фрилансерах.

Ответить
2

Без предоплаты вообще не работаю и даже тут бывают висяки.

Ответить
1

Господа, правильно говорить: договорЫ

Ответить
0

Здесь описаны простые варианты, когда звонками и напоминаниями можно решить вопрос. Работа с претензиями и судом не описана. 

Так же все в пределах России, интересно узнать про опыт с иностранцами, какой арбитраж или суд выбирать в этом случае.

Ответить
1

По иностранным заказчикам всё намного сложнее, но здесь есть способы досудебного разбирательства. В судебном порядке особо ничего не добиться, так как невозможно оценить качество и количество выполненых работ, ну не предусматривает наше законодательство "IT-случаи"). Ровно как и мировое законодательство. Я не говорю про страны СНГ. И в ближайшей статье расскажу, как мы с американцами бодались), как раз, сыграв на несовершенстве законодательства)).

Ответить
0

вы написали статью чтобы сообщить нам о том, что незаплатившему клиенту надо написать в чатик а перед этим подписать договор? масса полезной информации.

Ответить
1

Я заложул в статью один смысл: нельзя лениться и все этапы и алгоритмы работы надо максимально раскрывать в документации и подписывать с клиентами, каждый шаг, это частенько помогает.

Ответить
0

У меня очень много примеров личных и не личных, когда принебрегали ТЗ, актами и прочим, и нет ни одного примера, когда без этих документов конфликтные ситуации заканчивались хорошо.

Ответить
0

удивительно

Ответить
0

а это и не собственность заказчика так как основное условие 100% оплата нарушены - и вы как разарб будете как минимум с 50% от стоимости проекта - а заказчик еще и юристов должен нанять и до суда довести - а там еще и проиграет

В общем вы меня понял) (у нас вообще в рф боязнь слова суд - тем более народ просто не знает и не понимает УК и ГК)

Ответить
0

Фигня. Изучайте положения ГК о договоре подряда. 

Ответить
0

а чего читать - были прецеденты (правда в нашем случае суд присудил оплатить оставшийся объем работ и только после были предоставлены ключи доступа и переданы скрипты)

Закон с практикой хоть и шагают вместе(обычно) - но основываясь на 2-3 делах можно все свести на свою сторону (а главное грамотно составлять договор)

Ответить
0

Ключевое слово тут - суд. Мы же говорили о досудебных способах решения. Так вот вмешиваться в инфраструктуру _заказчика_ - уголовное преступление. 

Ответить
1

Справедливости ради, в исходном посте не было про инфраструктуру заказчика, было про "сайты и приложения". Они ж могут быть и в AWS в аккаунте разработчика, и на собственных серверах до момента полной оплаты

Ответить
2

Интересное замечание, спасибо. Здесь идёт разговор, о стандартных условиях: договор-работа-деньги. Просто договор и просто счета, но, как правило, все работы мы выполняем на своих серверах.

Ответить
0

Что делать если клиент не платит?
- послать его! P.s за деньгами..

Ответить
0

Да какое уж тут позёрство, банальные правила сферы услуг, про которые вспоминают только при их необходимости.

Ответить

Прямой эфир