{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Что делать, если клиент не платит?

​На собственном примере веб-студии Aleks Digital Marketing

Немного о нас: мы — не самая раскрученная веб-студия в городе-миллионнике, но при этом стараемся держать имя и выполнять все работы качественно и в срок, хорошие специалисты, дисциплина и отлаженные внутренние процессы помогают нам держать марку. Нашим клиентам бояться нечего, но и в этой обстановке часто возникают проблемы с оплатами. Вызваны эти проблемы разными факторами: нашли дешевле, нет понимания в том, что мы делаем, передумали, решили сделать-по-другому, куча других расходов.

Периодическое возникновение неприятных ситуаций, связанных с просрочками по платежам иногда приводит к большим кассовым разрывам, особенно при работе с регионами. Это и натолкнуло меня на мысль написать эту статью, возможно, она кому-нибудь поможет.

В первую очередь — не ленитесь составлять подробные договора с чёткими условиями работы, взаимодействия и этапов оплат (учитывая пени и просрочки). Хорошо составленный договор рано или поздно поможет вам избежать множества неприятных ситуаций. Не ленитесь писать приложения к договорам, будь то подробное техническое задание на 200 листов и ли План график взаиморасчётов на одной страничке. Обязательно добивайтесь от клиентов подписания актов выполненных работ. Весь документооборот направлен на то, что бы развить деловую дисциплину в отношениях между заказчиком и исполнителем, все документы помогут вам придерживаться графиков работ, а клиенту даст гарантии, и обяжет выполнять свои обязательства.

Во-вторых — Напоминайте клиенту за день до оплаты не стесняйтесь ему об этом напоминать. Обязательно наберите ему в день оплаты, если, всё-таки, клиент просрочил оплату — не бойтесь быть навязчивыми, в конце концов — вы выбиваете свои деньги (для бизнеса в нашей стране — это нормально)), звоните, пишите в социальных сетях или мессенджерах, теперь ваша основная задача — узнать причину задержки (ситуации, действительно, бывают разными) и добиться конкретики у клиента по новым срокам оплаты. Если ситуация стала «из ряда вон», направляйте в адрес компании письменное уведомление о приостановке работ и начисления пени до погашения задолженности.

Вы могли бы подумать, что это испортит отношения с клиентами, но практика показывает, что эта напряжённая ситуация исчерпывает себя при выполнении своих обязательств обоими сторонами (клиент оплатил, а вы продолжили работу). Есть конечно ситуации и с печальным исходом, но в них вы, хотя бы, забираете своё)). В противном случае — рискуете остаться и без денег и без клиента.

В-третьих — никогда не устраивайте панибратства с клиентами, не пользуйтесь личными телефонами и, по возможности, старайтесь вести всю деловую переписку только в почте (здесь нельзя удалить отправленное письмо). Ведите все диалоги только в рабочее время.

История из жизни. У меня был клиент. Довольно надёжный старый клиент, с которым мы работали более пяти лет, но в один прекрасный момент он не заплатил. На мой вопрос о причине задержки он ответил чётким описанием причин и дал точный срок погашения всех задолженностей. Зная то что клиент проверенный и свои обязательства выполнял мы продолжали оказывать все услуги. Работ было выполнено на не очень большую сумму, порядка 150 000 рублей, и в момент наступления оговоренной даты оплаты, я звоню клиенту и мне отвечает арбитражный управляющий, который весёлым тоном сообщил, что предприятие — банкрот. Вот так моё пренебрежение договором стоило мне 150 000 рублей.

P.S. Возможно, кому-то это покажется позёрством с бюрократическими нотками, но только такой подход поможет сохранить долгие и продуктивные отношения с клиентами и принести финансовую стабильность в компанию.

0
93 комментария
Написать комментарий...
Кирилл Мартынович

Еще один способ избежать образования долгов - это работа по предоплате. Как к такому формату не относись, он по определению исключает дебиторку.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Пронин

А вы найдите заказчиков, кто согласен так работать.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Chuguev

Они есть. С 2008 года работаю только по предоплате (допускаю в редких случаях 50-50). Да, упускается много хороших договоров из-за этого, но лучше так, чем вытягивать свое постоянно - нервы дороже. И! Тут тогда работает правило - плыть, но быть. Хоть умри, но укладывайся в договоренности.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Bragin

При работе по предоплате есть один значительный минус - тут исполнитель начинает решать когда он выполнил работу, а когда нет. Что в сфере услуг очень губительно.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Так этот «минус» и страхует от заказчиков которые «поиграйте со шрифтами...нужна полная смена концепции»

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Зато полностью открывает двери для работ "специалистов" уровня "я дизайнер, я так вижу", и сильно ослабляет переговорные позиции в любых спорных ситуациях. Крайне не рекомендовал бы ни одному заказчику работать с незнакомой студией на таких условиях. 

Ответить
Развернуть ветку
О, я не из Англии...

Тогда платите за ТЗ, в котором прописывайте все требования. 

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

А чем платное ТЗ лучше бесплатного? Вот я, например, и в топ-студии "агрегацию требований" заказывал за 100к, и в средней студии ТЗ бесплатно, и "косяки" в проработке, и недостаточная вовлеченность сотрудников были в обоих случаях.

Ответить
Развернуть ветку
О, я не из Англии...

Никто никогда не будет вам писать качественоое ТЗ бесплатно. Это серьёзная и большая работа. Исключение - тендеры, когда ТЗ пишут под себя и потом включают в стоимость. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
О, я не из Англии...

Очень советую для небольших заказов (до 500к) использовать договора возмездного оказания услуг, вместо договора подряда. И нигде в тексте договора не использовать слово "работа". 
В самом договоре четко указывайте объем оказываемой услуги: не более двух пересогласований, 3 часа работы специалиста и тд. И никогда не ссылайтесь на результат. 
А если все же хотите работать по договору подряда - учитесь писать многостраничные ТЗ за счёт заказчика (отдельный этап работ). На такое готовы только крупные заказчики, с которыми совсем другие принципы работы. 

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Спасибо, конечно, за науку. У меня для всего этого менеджер есть. А, так я ведь и не фрилансер.

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Kostrov

Тоже так работаю. Предоплату можно разбивать на безопасные для заказчика суммы. Заправил - поехал.

Ответить
Развернуть ветку
Джон Крайтон

На такой форме оплаты работает куча мошенников - предоплату берут, даже самую маленькую, а потом исчезают. В какой-то момент на фрилансе на проект отвечали больше кидал (категорический отказ от безопасной сделки даже с предложением оплатить комиссию, негативные отзывы на площадках), чем настоящих фрилансеров.

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Kostrov

На каком еще нахуй фрилансе? Сроду там не был, ко мне приходят только по рекомендациям.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Egorov

Спорное утверждение.

Заказчик, когда ему присылают проект договора, не читает его? Мой опыт показывать, что заказчики вчитываются в договор, предлагают правки, спорят и пытаются выторговать себе преференции.
Клиенты умеют профессионально покупать услуги по разработке ПО, поэтому могут, если что, не подписать акт

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Вечкасов - Маркетолог

Я так по одному клиенту с ноября ожидаю оплату.... А на дворе март....

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Chuguev

Если потеря не критичная, то списать в убытки, забыть и далее только предоплата. Я не просто так решил для себя в свое время работать только по предоплате. Шишки набил мощные, спать не мог, нервы расшатывал до неба. Жить в таком постоянном стрессняке очень вредно для здоровья :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Chuguev

Обязательно. Еще и кровью подписываю

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Chuguev

Теоретик? Договор есть, счет есть, оплата по счету есть. Работа не выполнена (согласно договора и ТЗ) - меня на кукан оденут эти самые "бедные клиенты"  и легко отсудят деньги. С частником может им было бы и сложнее, но не в случае с ИП или ООО

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
О, я не из Англии...

Разбивайте работы на этапы. Вменяемому заказчику всегда можно объяснить необходимость предоплаты этапа работ. А с долбоёбами, которые не понимают - лучше не работать.
Ну или да - железобетонные договора с санкциями, соблюдение порядка всех уведомлений, документирование каждого чиха и тд. И это серьезные издержки для небольшого бизнеса. 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Egorov

Точно ли нужен заказчик, который сходу заставляет его кредитовать?

Сейчас катастрофически плохая ситуация с платежами. Это касается и больших негосов, и всяких разных госов. Там договоры менее чем с 45 днями отсрочкой платежа не рассматриваются.
Но даже с такой отсрочкой, они любят ещё подинамить месяц-два.

Дешевле сидеть на диване и ничего не делать, чем работать в минус

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Мартынович

Согласен, что таких гораздо сложнее искать. Но если попытаться отвечать на вопрос из названия статьи, то это железобетонный способ))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федотов

Есть и такие. Правда рано или поздно, но они делятся опытом о том, что работать нужно только по постоплате ;-))

Ответить
Развернуть ветку
90 комментариев
Раскрывать всегда