{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

8 ошибок при запуске бизнеса авторских туров

5 лет назад мы с партнером основали бизнес по организации авторских туров — клуб путешественников “Красная шапка Кусто”. Я горел идеей сделать путешествия своей работой! Но тогда еще не подозревал, с каким количеством проблем мы столкнемся и сколько совершим ошибок. Они приводили нас к потере времени, денег и мотивации. Я решил описать эти ошибки и рассказать, как их не совершать или свести к минимуму.

Красные шапки в Намибии в 2024 г.

Кому будет полезна эта статья?

Тем, кто только начинает свой путь в авторских турах или хочет выйти на новый уровень, она поможет увидеть полную картину и шаги, которые предстоит сделать.

А тем, кто уже работает на рынке, но столкнулся с трудностями - найти варианты решения.

Но для начала расскажу о себе и своем опыте

До «Красных шапок” я играл в КВН (дошел до телевизионной Премьер-лиги на Первом канале) , работал ведущим и организатором мероприятий в Ижевске. Создал с партнером успешную ивент-компанию "8 человек", ставшую самой крупной в Удмуртии. Мы начинали со свадеб и корпоративов, а дошли до организации масштабных мероприятий и фестивалей международного уровня.

В организации авторских туров мы прошли путь от ремесленной мастерской до бизнеса, который состоит из 16 сотрудников: отдела продаж, разработчиков и тур. лидеров путешествий, СММ-специалиста и копирайтера. Внедрили финансовую модель и систему отчетов, строим сообщество. В прошлом году мы сделали около 80 групповых и индивидуальных туров по России и за рубежом. Наш оборот составил 40 млн. руб.

Недавно прошли этап формирования УТП и разработки позиционирования. На момент написания статьи мы занимаемся переупаковкой продукта и рекламы.

Уже в роли со-основателя и руководителя "Красных шапок Кусто" я выступал перед представителями тур. бизнеса и работал трекером (наставником) команд на туристических акселераторах (обучениях).

А теперь о том, как мы ошибались

Стоит сказать, что я описал наши ошибки в хронологическом порядке. Поэтому не расценивайте это как какой-то приоритетный порядок действий. У каждого из вас он будет свой. Но ошибки, скорее всего, одинаковые.

Первое, что мы сделали неправильно:

1. Начали бизнес без знания основ предпринимательства и маркетинга

Довольно быстро выяснилось, что друзья не будут ездить с нами постоянно, и их недостаточно, чтобы зарабатывать. Но где взять новых клиентов (или друзей)? Оказалось, что для этого недостаточно соц. сетей. Даже подписчиков нужно привлекать через рекламу. Да еще и каких-то лидов гнать, будь они неладны! А кто будет общаться с клиентами? А где будет храниться информация о них? Что за СРМ-система?

Ну, вы поняли, что вопросов была масса. И с ней надо было разбираться. А ведь можно было заранее увидеть общую картину.

А как надо?

- Изучить рынок и конкурентов, познакомиться с тем, что они предлагают, через сайты, соц. сети или агрегаторы авторских туров: youtravel. me вам в помощь.

- Пообщаться с людьми, которые ездят в авторские туры, выяснить их потребности и опасения. Что они говорят о тех, с кем ездят, об их программах.

- Почитать статьи об опыте проведения туров или запуске бизнеса. Например, эту: https://secrets.tinkoff.ru/blogi-kompanij/biznes-s-avtorskimi-turami/

- Пообщаться с организаторами, которые давно работают в сфере и консультацию маркетолога с опытом работы в сфере. Они расскажут вам о подводных камнях организации туров, построении бизнеса, продвижении.

Для меня вообще идеальной стала схема, когда я погружаюсь в работу с консультантом и беру часть функций на себя. Это дешевле, чем нанимать сотрудника в штат или платить подрядчику за полное сопровождение. Ну и опыт начинаешь перенимать.

2. Решили строить компанию без стартового капитала - это еще одна ошибка

Думаю, здесь все ясно. Вам потребуются деньги не только на жизнь, но еще на профильных специалистов, на создание и тест первого сайта (скорее всего, их будет несколько), на настройку, запуск и тест рекламы и тд.

Но что делать, если денег нет?

- Например, совмещать организацию авторских туров и развитие компании с другой работой.

- Делать все самим на начальном этапе, что даст вам опыт, а в будущем понимание, что и как требовать от специалистов или сотрудников.

- Привлечь партнера с деньгами или инвестора.

- Занять, особенно, если уверены в своих силах.

3. Пытались продавать тур, на который мало спроса

Выяснилось, что люди не особо-то и хотят ехать в путешествие по местам битвы за Москву или в купеческий город Плес. А именно с этих туров мы начали и пытались их продавать. Стоит отметить, что туры были, действительно, классные, интересные и разнообразные.

Проблема была в том, что желающих туда ехать гораздо меньше, чем по другим направлениям. Поэтому следующим мы разработали Охоту за северным сиянием на Кольском полуострове, свозили туда друзей, а потом и первых клиентов. Следом появился Алтай, Дагестан и тд.

Что нужно делать, чтобы избежать этой ошибки?

- Совет про изучение рынка, общение с путешественниками и профессионалами вы помните, да? Здесь то же самое.

- Изучите статистику по направлениям и их рейтинги. Об этом регулярно пишут в новостях, интернет изданиях и телеграмм каналах.

- Используйте Яндекс уордстат, где можно увидеть, сколько человек забивало в поисковике фразу “Тур в Плес”, а сколько “Тур в Дагестан”.

Имейте в виду, что спрос на тур в регион может быть большой, но среди них только часть является вашей целевой аудиторией.

4. Не знали свою целевую аудиторию

В Плёс на берегу Волги ездят бабушки, а нам нужна была более молодая, причем московская аудитория.

Что надо делать?

- Поговорить с друзьями, которые уже съездили с вами в первые туры. Попросить их дать обратную связь, рассказать про желаемые направления или форматы туров, их опасения или сомнения, связанные с путешествиями.

- Если у вас еще нет клиентов, то представить их аватары: сколько им лет, где они живут и работают, сколько получают, для чего, как часто и куда ездят в туры. Поговорите с теми, кто подходит под описание.

- Для этого попросите маркетолога составить анкету для интервью (там есть масса нюансов). Сами кастдевы вы можете взять на себя. У вас будет много инсайтов, которые помогут в выборе направления и наполнения будущего тура. Вы поймете, что людям важно в организации их путешествия.

5. Надеялись, что подписчики и клиенты придут сами

Реклама - это, пожалуй, одна из самых больших наших болей. Мы начали с рекламы в ВК, потом подключили рекламу в запрещенной сети и всегда тестили Яндекс-директ. Часто запускали рекламу в последний момент, тратили много денег, а выхлоп был минимальный.

Правда были и инстайты: например, что заявки с лидформ в И. были не очень теплыми, но много людей после этой рекламы подписывались на нас. Впоследствии вообще поняли, что самая рабочая схема - это привлечение новых подписчиков и дальнейший их прогрев.

Как нужно поступить?

- Разработать прогревающий контент-план в соц. сетях и знакомить подписчиков с путешествиями, их программами, с турлидерами и вашим подходом, отзывами других клиентов. Пробовать снимать рилсы для привлечения новых подписчиков.

- Сразу настроить рекламу, которая будет приводить новых подписчиков, которые постепенно будут прогреваться и все больше доверять. Да, когда-то это можно было сделать в запрещенной сети. Сейчас рекламу в И. на Россию не подключить, но схема “Новый подписчик через рекламу - его прогрев - покупка” все равно рабочая!

- Искать и тестить системно другие рекламные каналы, а не надеяться только на И. или сарафанное радио. У вас должно быть несколько источников заявок. Соц. сеть или впн-ы могут заблокировать. Или вы можете попасть в теневой бан, как это случилось с нами.

6. Хотели продавать без системы в найме и построении отдела продаж

Поняв, что нам нужны менеджеры по продажам, мы начали искать. К найму первых менеджеров подошли по-деревенски - просто сделали объявление в соц. сетях. Взяли двоих, но, конечно, никакой системы в работе отдела не было и чего от них требовать мы тоже не понимали. Девчонки не задержались надолго. А, значит, мы снова потратили время (и деньги) на их обучение и введение в работу, поиск новых на их место.

Следующий заход мы сделали уже со специалистами по найму и постановке отдела продаж. В итоге прияняли на работу менеджера, который сейчас является ведущим в отделе. Со спецами начали разработку логики продаж и скриптов, да и сами начали учиться.

Как избежать этой ошибки?

- Вообще для начала не помешает план продаж. Надо прикинуть, сколько вы хотите зарабатывать, сколько реально можете получать заявок, какой процент из них конвертируется в покупку, какая у вас маржа с путешествия, и набираются ли туры полностью. Если у вас есть план продаж, то можно, например, прикинуть количество менеджеров, которое вам необходимо.

- Поиск, найм персонала, ввод его в работу - важный процесс. Вы либо изучаете все тонкости, либо делаете это совместно с профессионалами (и тут счетчик требуемых затрат переключился на следующее значение).

- Сразу работать в СРМ системе. Она помогает структурировать информацию о клиенте, ставить задачи и контролировать. Но еще это один из основных инструментов аналитики, если, конечно, он правильно настроен.

7. Следующий факап - мы не работали на повторные продажи

Про ошибки в работе с отделом продаж можно написать отдельную статью, но в этой важнее сказать, что заявки от новых клиентов все-таки начали обрабатываться. Появились продажи и даже повторные.

Мы сделали для клиентов чат в телеграмме, но редко наполняли его контентом. Однажды в чате мы предложили клиентам купить билеты на Камчатку по акции Аэрофлота, сказав, что разработаем под это дело тур. 25 человек купили билеты. То есть мы собрали 2 группы в дорогой тур на Камчатку без рекламных затрат.

“Точно! Мы же вообще-то клуб путешественников. Но клуб не развиваем” - это был даже более важный вывод. Развивая клуб, сообщество, мы получаем не только классную тусовку схожих по духу людей, но и повторные продажи!

Что нужно делать вам?

- Заранее продумать, где вы будете собирать всех клиентов. Создать контент-план для чата. Поддерживать с ними связь не только через отдел продаж. Кто-то из них может захотеть поехать с вами еще раз, тем более, если вы делаете туры в разных регионах и странах. А кто-то даст ценную обратную связь.

- Создать тематические разделы в чате. Для 50 клиентов достаточно одного чата, но когда их много, необходимо структурировать информацию. К тому же многие заходят просто для того, чтобы увидеть анонсы или скидки.

- Настроить рассылку на постоянных клиентов. К сожалению, ваши клиенты не сидят постоянно в соц.сетях в ожидании нового анонса от вас. А рассылки, тем более, с выгодными предложениями, работают!

- Сразу подумайте, будете ли развивать сообщество. Если да, изучите основы комьюнити-менеджмента и комьюнити-маркетинга. Определите, какие вы можете делать онлайн и оффлайн активности для сообщества. И реализовывайте.

8. Не считали деньги

Только в прошлом году до нас дошло, что мы не умеем считать деньги: не понимаем, сколько зарабатываем, на чем именно, сколько тратим на рекламу. Мы даже не думали о том, сколько хотим зарабатывать. А это вообще самое главное в бизнесе.

Поэтому ввели финансовую модель и систему отчетов для организаторов, менеджеров отдела продаж, маркетолога. Информация из них сводится в одну общую таблицу.

Как поступать?

- Вести учет основных показателей в продажах, маркетинге, себестоимости продукта, постоянных затратах и тд.

- Ввести финансовую модель, куда будут поступать эти данные. Это сводная таблица, которая поможет видеть картину финансов и планировать.

- Прогнозировать затраты: постоянные расходы и затраты на туры. Чтобы для вас не было сюрпризом, что завтра вам нужен 1 млн руб. на реализацию тура, а вам еще зрп платить.

- Если вы понимаете, какие показатели влияют на доход и прибыль и анализируете их, то значит и управляете. Этим отличается бизнес от ремесленной мастерской.

Друзья, у меня осталось еще много полезной информации. Например, о том, как мы захотели масштабироваться, но были не готовы к этому. Как случился кассовый разрыв, и как мы из этой ямы выбирались. Или о поиске УТП и позиционирования, пререупаковке сайтов и рекламы, долгом поиске рабочей связки в яндекс-директе. Я не рассказал и о более мелких факапах в разработке туров, как мы теряли деньги, не проработав организационную составляющую в путешествиях и тд.

Напишите в комментариях, о чем еще вы хотели бы узнать. И дайте, пожалуйста, обратную связь о статье. Это для меня новый опыт, укажите на ошибки, на которых мне можно научиться.

Если у вас есть вопрос, вы не знаете, с чего начать или хотите понять, что для вашего бизнеса сейчас должно быть в приоритете, напишите мне. Я готов провести бесплатную консультацию.

Мой телеграм @olegahmetov

0
43 комментария
Написать комментарий...
Дмитрий Городилов

Молодцы ребята, любили путешествия, любили общаться с интересными людьми и превратили все это в хороший бизнес. Заодним и правильных шишек набили) Удачи в масштабировании!

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ахметов
Автор

Спасибо, Дмитрий!

Ответить
Развернуть ветку
Хаттори Ханзо

Интересно написано, на опыте! Спасибо! +

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ахметов
Автор

Спасибо вам

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Капитанова

Очень познавательно, спасибо!
Подходит для разных направлений Ваш опыт. Набив свои шишки, вы из любителей-энтузиастов превратились в профи!

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ахметов
Автор

Спасибо вам, Юлия. А вы в каком направлении развиваетесь?

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Капитанова

Я пока вынашиваю идею)) Но в своё время имела цветочные магазины, а когда решила масштабироваться, то шишек своих набила и поэтому Ваш путь мне очень хорошо понятен. Всё было на эмоциях. Это было очень давно и информации совсем мало. Сейчас, конечно, нужно всё считать.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ахметов
Автор

Точно ) здорово, что идеи есть!

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Капитанова

Идея есть. Одной воплотить не хватит компетенций) Буду искать партнёров. Пока на стадии подготовки УТП для партнёра)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ахметов
Автор

Подумать про утп в начале - хорошая идея. Но тогда точно надо будет работать с маркетологами. А вот Когда какой-то путь пройден, уже многое становится понятно в продукте, целевой аудитории, своих желаниях )

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Капитанова

У меня идея возникла из потребности ЦА (вид изнутри), но проверить нужно, может показалось)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ахметов
Автор

Да, проверять нужно всегда )

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Капитанова

Так как я более 10 лет проработала в продажах в госсектор, понимаю как никто, что в первую очередь ЦА и их интерес, который совсем может быть не очевиден.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Капитанова

Олег, конечно! Нужно смотреть , в первую очередь, куму это надо? Часто люди, увлечённые идеей, думают, что сделают добро для своих единомышленников)) и их, капец как много) к сожалению, так это не работает. Можно, конечно, развивать свой личный бренд, поднимать ценник, но не к бизнесу, не к масштабированию это отношения не имеет. Но есть риск, что когда-то тебе это надоест и даже опротивит.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Батурина

Олег, если я люблю путешествовать самостоятельно, возможно ли мне как-то превратить свое увлечение в работу? Возможно ли начать делать такое одной? Или как в вашей статье написано, это будет провально... У меня соло путешествия и несколько раз брала с собой подруг.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ахметов
Автор

Всегда возможно, желание - это полдела ) В моей статье, кстати, не написано про провальность ) Для начала подумайте над направлением и маршрутом. Свозите друзей, возьмите обратную связь. Как написано, поизучайте рынок, какие предлагаются маршруты, форматы Туров, их фишки. Надо будет чем-то отличаться… )

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Батурина

Спасибо за совет. Вашу статью скопировала для себя.. В копилку знаний)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ахметов
Автор

Супер! )

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Батурина

Олег, прошу прощенья, я просто не правильно подобрала слово 🙈

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Капитанова

Начните с того, что найдите три человека, которые с Вами поедут за деньги, потом пят, потом десять.
Когда Вы начнёте искать своих трёх человек и планировать, что Вы им продаёте, готовы ли они платить, тогда придёт понимание - нужно ли Вам это.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Батурина

Большое спасибо за ориентир!

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Капитанова

И обязательно, составьте договор об оказании услуг по предоставлении информации,для оплаты услуг

Ответить
Развернуть ветку
Олег Шведов

Я когда-то тоже мечтал организовывать авторские туры, даже начал смореть обучающие материалы, был то ли сайт специальный то ли группа в соцсетях, уже не помню. Но там упор был на то, что через организацию таких туров вы можно бесплатное путешествовать. Но потом понял, что дело это сложное и весьма затратное, а ещё надо отвечать за тех, кого везёшь в тур. В общем, отказался от этой затеи)) После прочтения вашей стати, понял, что принял тогда правильное решение. Вам успехов!

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ахметов
Автор

Супер! Но надеюсь, что кого-то статья все таки будет все такие помогать делать шаги. Хотя решить не заниматься чем-то - это тоже решение )

Ответить
Развернуть ветку
Павел Васильев

Хорошая статья, полезно. Видно что написано на опыте. Спасибо. Узнал свои ошибки в ваших тоже. Некоторые мне предстояло видимо ещё сделать, но вы предупредили. Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ахметов
Автор

Не за что, желаю легкого развития!

Ответить
Развернуть ветку
Диляра Зайнуллина

Это очень ценная информация! Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ахметов
Автор

Спасибо вам!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Главное из поста:
- Солнце горячее
- Вода мокрая

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ахметов
Автор

А я вас ждал, Дмитрий ) Наверняка, вы один из тех, кто ставил дизлайк ролику Звуки природы на ютуб ) Может, напишите, что конкретно вам не понравилось? )

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Я бы добавил дисклеймер в начало поста. "Данный пост предназначен для чайников, если у вас есть опыт в продажах, то ничего нового вы не узнаете"

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ахметов
Автор

Там в начале как раз написано для кого будет полезна эта статья. Но знание продаж не страхует от ошибок в других зонах, согласитесь?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Страхует. Если у вас свой бизнес, то страхует. Говорю же, дисклеймер нужен был

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ахметов
Автор

Чего вы добавили бы в статью, чтобы она не была такой очевидной, как вам кажется?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Рязанов

8 человек на слуху, проект еще существует ? Ижевску привет!

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ахметов
Автор

Да, ребята работают. Передам по возможности. Давно там не был )

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Олег Ахметов
Автор

Я начинающий, поэтому даже такой комментарий норм ) почитал хоть, что такое квантовый переход )

Ответить
Развернуть ветку
Vojtech Hank

Я люблю путешествовать и не избегаю групп. Я не поняла 8 бизнес-ошибок из текста, но автора это, наверное, даже не волновало. Реклама работающего агентства, скрытая за общими фразами. Автор правильно пишет, важно использовать все каналы для рекламы, и он это сделал. Я тоже рассматривала некоторые предложения, но называть 4-х дневное ПУТЕШЕСТВИЕ праздником - это, наверное, презумпция разочарования событием.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ахметов
Автор

Добрый день. А что именно вы не поняли из текста? Про путешествие и праздник я не понял ) похоже, перевод не очень…

Ответить
Развернуть ветку
Олег Волков

ой, хочу теперь проводит свои туры

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ахметов
Автор

👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Семакин

Полезная статья, прям база по систематизации)
Хотелось бы почитать опыт про разработку туров, очень интересно как придумываются путешествия

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ахметов
Автор

Понял! Принял )

Ответить
Развернуть ветку
40 комментариев
Раскрывать всегда