Я мечтал сам выбирать проекты и сделал агентство с друзьями назло рынку. Вот что из этого вышло
70% от контракта брал себе тот, кто делал работу руками. По 5% отдавалось каждому в команде просто так, чтоб не скучал. А 20% уходило в общую копилку
Привет! Я Петр Голенопольский, дизайнер и сооснователь Tomorrow Strategy Agency, которое выросло из «Так себе агентства» – диджитал-кооператива для НКО и «проектов, за которые хочется браться».
Вы могли видеть наши работы, если заглядывали на сайт экскурсий по спальным районам от Delivery Club, кликали по чат-боту, который учит общаться с людьми с синдромом Дауна, или читали новости про первое-в-мире-нейроагентство.
Оба агентства я строил и строю с друзьями — Мариной Рунович и Шамилем Шакировым. В этом материале расскажу, как появилось «Так себе агентство», как оно трансформировалось в Tomorrow Strategy Agency и почему не вышло построить бизнес на социализме.
Начинали с борьбы за чистый креатив
На момент основания «Так себе агентства» я работал дизайнером и веб-разработчиком на фрилансе. За плечами был труд в найме, благодаря которому я понял, что работа от звонка до звонка — точно не мой путь. А еще — несколько попыток создать бизнес, на которых я прошел весь цикл запуска проекта, узнал, как привлекать деньги, научился общаться с клиентами и приглашать их к сотрудничеству.
Марина и Шамиль — пиарщики, они много лет проработали в СМИ и пиар-агентствах. Мы познакомились, когда я уже фрилансил, а они искали разработчика веб-приложения квеста для спецпроекта Сбера и Эрмитажа.
Спустя какое-то время мы подружились и поняли, что нас объединяет одна проблема — выгорание от огромных смет, бюрократии и множества мелких процессов, которые сопровождают работу с крупным бизнесом.
Короче, нас бесила работа.
Так появилась идея создать дружеский кооператив, в котором решили заниматься креативом и создавать классные проекты для классных организаций, а микроменеджмент свели к нулю.
Даже стоимость работы сделали максимально прозрачной — без скрытых комиссий и агентских наценок. Планировалась, что работа с хорошими проектами вернет нас к жизни.
Работали pro bono и название выбрали соответствующее — «Так себе агентство». Ведь какое агентство делает проекты по себестоимости часов команды?
Экономика ТСА была такой: 70% от контракта берет себе тот, кто делает работу руками. По 5% отдается каждому в команде просто так, чтоб не скучал. А 20% уходит в общую копилку. Общие деньги мы тратили на оплату хостинга и домена сайта, на работу других ребят, которых привлекали к проектам, и на пиццу.
Первым сегментом клиентов, на который мы таргетировались, стали НКО. Мы помогали им выстраивать современную коммуникацию с аудиторией и попадать в медиа. Следом подтянулись небольшие бренды и стартапы после seed-раунда.
Как результат — много кейсов, которыми мы гордимся. Например, просветительский проект «Простыми словами» о том, как сделать тексты понятными для людей с синдромом Дауна или другими ментальными особенностями.
Конечно, были и проекты в стол. Например, для одного банка на субподряде мы в горячке делали срочный новогодний проект. Предполагалось, что люди смогут заказывать поздравления для друзей от голосового робота.
Команда заказчика закрыла проект за несколько дней до релиза. Это печально, но это жизнь.
В ТСА мы брались за очень разные темы: у нас в портфолио есть проекты про искусство, инфобезопасность, логистику, розничные товары. Бизнес, который мог заплатить – платил (слава богу). Проекты, которые заплатить не могли – получали нашу помощь бесплатно, если всем нам нравились. Или pro bono.
Кризис 2022 года? Работаем бесплатно!
После 24 февраля всем стало хуже. Особенно НКО. Они живут на пожертвования, а в кризис у людей становится меньше денег. Они предпочитают тратить их на поддержку собственной жизни, а не на благотворительность.
Коммерческие клиенты тоже стали урезать свои бюджеты и закрывать проекты, связанные с разработкой, дизайном и пиаром.
В это время нам продолжали писать некоммерческие организации со всей России. В самых интересных проектах мы соглашались участвовать бесплатно. Например, для WWF, которая сейчас признана иностранным агентом, придумали флешмоб про морскую выдру – калана. Мы сделали флешмоб #якаланюсь , лендинг, стикеры для Телеграма и Одноклассников, а еще помогли с пиаром.
Параллельно Марину и Шамиля кормила основная работа, а меня — заказы на лендинги, которые приходили по сарафанному радио.
По итогам 2022 мы поняли, что позиционирование все же нужно менять. И даже начали делать шаги в этом направлении. Зачем, если основной целью никогда не был заработок? Все тривиально: мы становились старше, и работать за идею было уже не так весело, как раньше.
Эмиграция фаундеров привела к перерождению агентства
Я был в Грузии и жил преимущественно на накопления. Марина уехала в Израиль, а Шамиль в Казахстан. Проекты то уходили, то возвращались, а мы с ребятами начали отдаляться друг от друга. Я почти решился искать работу за границей.
Когда я вернулся в Москву, стало понятно, что откладывать смену подхода на больше нельзя. Концепция дружеского кружка себя исчерпала, да и продвижением агентства мы особо не занимались. Тогда я понял, что пора переходить на более универсальный формат и брать на себя ответственность за развитие бизнеса.
Так появилось Tomorrow Strategy Agency. Никакую глубокую идею в название не закладывали, просто хотели оставить аббревиатуру, потому что между собой всегда называли агентство по первым буквам — ТСА. А еще три буквы в аббревиатуре символизируют состав руководителей — нас как было трое, так и осталось. Даже на обложке сайта мы упомянули, что Tomorrow Strategy Agency — это бывшее «Так себе агентство».
Продолжаем топить за чистый креатив, но уже считаем деньги
Я сделал TSA своей основной работой. Сейчас мы сотрудничаем с малым и средним бизнесом, но иногда приходит и крупняк. Помогаем им делать спецпроекты: чат-боты, сайты, презентации, тексты, лендинги, сайты.
Для нас по-прежнему важно делать проекты со смыслом и сохранить горящие глаза. Но теперь мы хотим еще быть финансово устойчивыми.
А НКО хоть и не берем в работу, но всегда консультируем бесплатно.
Какие уроки я вынес из этой истории
Делать бизнес с друзьями можно
Конечно, все зависит от того, какие друзья. Если такие, как Шамиль и Марина, то общий проект — это огромное счастье. Но лучше на берегу обсуждать финансовые вопросы.
В команде может не быть иерархии
Я не люблю разделение на начальников и подчиненных и всегда говорю о том что моя команда мне не принадлежит. Мы вместе. Даже когда мы выбираем фрилансеров, которым делегируем отдельные задачи, мы выбираем людей, с которыми нам классно.
Искать людей в команду сложно
Мне важно, чтобы к нам присоединялись люди, которые готовы войти в управление агентства. До того, как я встретил ребят, мне всегда было сложно найти людей, которые готовы пойти в неизвестность. Все-таки обычно люди хотят получать понятную зарплату и не особо горят желанием рисковать.
Пиар — это важно
Я уже говорил, что мы уделяли мало внимания пиару ТСА. И это было ошибкой. Я видел, какой эффект мы получали, когда рассказывали про свои кейсы. Благодаря этому нам удавалось дотянуться до людей, которые с нами на одной волне.
Творить проще, чем зарабатывать
Я не коммерческий человек, но я очень люблю работать и творить. Сейчас я планирую все же развить в себе коммерческую жилку. А еще настроить поиск и привлечение новых клиентов, потому что сейчас у нас нет человека, который бы занимался продажами. При этом мне важно сохранить любовь к интересным задачам, которая позволяет выбирать проекты сердцем.