Я мечтал сам выбирать проекты и сделал агентство с друзьями назло рынку. Вот что из этого вышло

70% от контракта брал себе тот, кто делал работу руками. По 5% отдавалось каждому в команде просто так, чтоб не скучал. А 20% уходило в общую копилку

Я мечтал сам выбирать проекты и сделал агентство с друзьями назло рынку. Вот что из этого вышло

Привет! Я Петр Голенопольский, дизайнер и сооснователь Tomorrow Strategy Agency, которое выросло из «Так себе агентства» – диджитал-кооператива для НКО и «проектов, за которые хочется браться».

Вы могли видеть наши работы, если заглядывали на сайт экскурсий по спальным районам от Delivery Club, кликали по чат-боту, который учит общаться с людьми с синдромом Дауна, или читали новости про первое-в-мире-нейроагентство.

Дизайн и разработка сайтов – TSA, партнеры – Another Agency, фонд Синдром Любви
Дизайн и разработка сайтов – TSA, партнеры – Another Agency, фонд Синдром Любви

Оба агентства я строил и строю с друзьями — Мариной Рунович и Шамилем Шакировым. В этом материале расскажу, как появилось «Так себе агентство», как оно трансформировалось в Tomorrow Strategy Agency и почему не вышло построить бизнес на социализме.

Начинали с борьбы за чистый креатив

На момент основания «Так себе агентства» я работал дизайнером и веб-разработчиком на фрилансе. За плечами был труд в найме, благодаря которому я понял, что работа от звонка до звонка — точно не мой путь. А еще — несколько попыток создать бизнес, на которых я прошел весь цикл запуска проекта, узнал, как привлекать деньги, научился общаться с клиентами и приглашать их к сотрудничеству.

Марина и Шамиль — пиарщики, они много лет проработали в СМИ и пиар-агентствах. Мы познакомились, когда я уже фрилансил, а они искали разработчика веб-приложения квеста для спецпроекта Сбера и Эрмитажа.

Я мечтал сам выбирать проекты и сделал агентство с друзьями назло рынку. Вот что из этого вышло

Спустя какое-то время мы подружились и поняли, что нас объединяет одна проблема — выгорание от огромных смет, бюрократии и множества мелких процессов, которые сопровождают работу с крупным бизнесом.

Короче, нас бесила работа.

Так появилась идея создать дружеский кооператив, в котором решили заниматься креативом и создавать классные проекты для классных организаций, а микроменеджмент свели к нулю.

Даже стоимость работы сделали максимально прозрачной — без скрытых комиссий и агентских наценок. Планировалась, что работа с хорошими проектами вернет нас к жизни.

Работали pro bono и название выбрали соответствующее — «Так себе агентство». Ведь какое агентство делает проекты по себестоимости часов команды?

Экономика ТСА была такой: 70% от контракта берет себе тот, кто делает работу руками. По 5% отдается каждому в команде просто так, чтоб не скучал. А 20% уходит в общую копилку. Общие деньги мы тратили на оплату хостинга и домена сайта, на работу других ребят, которых привлекали к проектам, и на пиццу.

Первым сегментом клиентов, на который мы таргетировались, стали НКО. Мы помогали им выстраивать современную коммуникацию с аудиторией и попадать в медиа. Следом подтянулись небольшие бренды и стартапы после seed-раунда.

Я мечтал сам выбирать проекты и сделал агентство с друзьями назло рынку. Вот что из этого вышло

Как результат — много кейсов, которыми мы гордимся. Например, просветительский проект «‎Простыми словами» о том, как сделать тексты понятными для людей с синдромом Дауна или другими ментальными особенностями.

Я мечтал сам выбирать проекты и сделал агентство с друзьями назло рынку. Вот что из этого вышло

Конечно, были и проекты в стол. Например, для одного банка на субподряде мы в горячке делали срочный новогодний проект. Предполагалось, что люди смогут заказывать поздравления для друзей от голосового робота.

Команда заказчика закрыла проект за несколько дней до релиза. Это печально, но это жизнь.

Вот и все, что мы можем показать от того проекта
Вот и все, что мы можем показать от того проекта

В ТСА мы брались за очень разные темы: у нас в портфолио есть проекты про искусство, инфобезопасность, логистику, розничные товары. Бизнес, который мог заплатить – платил (слава богу). Проекты, которые заплатить не могли – получали нашу помощь бесплатно, если всем нам нравились. Или pro bono.

Я мечтал сам выбирать проекты и сделал агентство с друзьями назло рынку. Вот что из этого вышло

Кризис 2022 года? Работаем бесплатно!

После 24 февраля всем стало хуже. Особенно НКО. Они живут на пожертвования, а в кризис у людей становится меньше денег. Они предпочитают тратить их на поддержку собственной жизни, а не на благотворительность.

Коммерческие клиенты тоже стали урезать свои бюджеты и закрывать проекты, связанные с разработкой, дизайном и пиаром.

В это время нам продолжали писать некоммерческие организации со всей России. В самых интересных проектах мы соглашались участвовать бесплатно. Например, для WWF, которая сейчас признана иностранным агентом, придумали флешмоб про морскую выдру – калана. Мы сделали флешмоб #якаланюсь , лендинг, стикеры для Телеграма и Одноклассников, а еще помогли с пиаром.

Я мечтал сам выбирать проекты и сделал агентство с друзьями назло рынку. Вот что из этого вышло

Параллельно Марину и Шамиля кормила основная работа, а меня — заказы на лендинги, которые приходили по сарафанному радио.

По итогам 2022 мы поняли, что позиционирование все же нужно менять. И даже начали делать шаги в этом направлении. Зачем, если основной целью никогда не был заработок? Все тривиально: мы становились старше, и работать за идею было уже не так весело, как раньше.

Эмиграция фаундеров привела к перерождению агентства

Я был в Грузии и жил преимущественно на накопления. Марина уехала в Израиль, а Шамиль в Казахстан. Проекты то уходили, то возвращались, а мы с ребятами начали отдаляться друг от друга. Я почти решился искать работу за границей.

Когда я вернулся в Москву, стало понятно, что откладывать смену подхода на больше нельзя. Концепция дружеского кружка себя исчерпала, да и продвижением агентства мы особо не занимались. Тогда я понял, что пора переходить на более универсальный формат и брать на себя ответственность за развитие бизнеса.

Так появилось Tomorrow Strategy Agency. Никакую глубокую идею в название не закладывали, просто хотели оставить аббревиатуру, потому что между собой всегда называли агентство по первым буквам — ТСА. А еще три буквы в аббревиатуре символизируют состав руководителей — нас как было трое, так и осталось. Даже на обложке сайта мы упомянули, что Tomorrow Strategy Agency — это бывшее «Так себе агентство».

Продолжаем топить за чистый креатив, но уже считаем деньги

Я сделал TSA своей основной работой. Сейчас мы сотрудничаем с малым и средним бизнесом, но иногда приходит и крупняк. Помогаем им делать спецпроекты: чат-боты, сайты, презентации, тексты, лендинги, сайты.

Я мечтал сам выбирать проекты и сделал агентство с друзьями назло рынку. Вот что из этого вышло

Для нас по-прежнему важно делать проекты со смыслом и сохранить горящие глаза. Но теперь мы хотим еще быть финансово устойчивыми.

А НКО хоть и не берем в работу, но всегда консультируем бесплатно.

Какие уроки я вынес из этой истории

Делать бизнес с друзьями можно

Конечно, все зависит от того, какие друзья. Если такие, как Шамиль и Марина, то общий проект — это огромное счастье. Но лучше на берегу обсуждать финансовые вопросы.

В команде может не быть иерархии

Я не люблю разделение на начальников и подчиненных и всегда говорю о том что моя команда мне не принадлежит. Мы вместе. Даже когда мы выбираем фрилансеров, которым делегируем отдельные задачи, мы выбираем людей, с которыми нам классно.

Искать людей в команду сложно

Мне важно, чтобы к нам присоединялись люди, которые готовы войти в управление агентства. До того, как я встретил ребят, мне всегда было сложно найти людей, которые готовы пойти в неизвестность. Все-таки обычно люди хотят получать понятную зарплату и не особо горят желанием рисковать.

Пиар — это важно

Я уже говорил, что мы уделяли мало внимания пиару ТСА. И это было ошибкой. Я видел, какой эффект мы получали, когда рассказывали про свои кейсы. Благодаря этому нам удавалось дотянуться до людей, которые с нами на одной волне.

Творить проще, чем зарабатывать

Я не коммерческий человек, но я очень люблю работать и творить. Сейчас я планирую все же развить в себе коммерческую жилку. А еще настроить поиск и привлечение новых клиентов, потому что сейчас у нас нет человека, который бы занимался продажами. При этом мне важно сохранить любовь к интересным задачам, которая позволяет выбирать проекты сердцем.

3030
10 комментариев

социальный капитал наш любимый капитал еее

1
Ответить

f*ck capitalism (except this company)

1
Ответить

Петя прикольный чел!!!

1
Ответить

круто! да это ж круто!

1
Ответить

необычно конечно прочитать на вс успешный кейс открытия бизнеса с друзьями, обычно читаю только историю ,когда один друг кинул другого. А тут совершенно другое отношение ко всему

1
Ответить

Какие вы классные! Успехов ✨

1
Ответить