Как выстраивать отношения сооснователям стартапа

Чек-лист из 10 пунктов от сооснователя стартапа BuildDocs, выпускника Sber500

Десятки фаундеров называют конфликты со своими сооснователями причиной стресса и увольнения из стартапа. При этом почти 40% обращаются к ним за ментальной поддержкой в трудные времена. В условиях динамичности стартапов, где каждый день может принести как новые возможности, так и неожиданные вызовы, ключевую роль играет слаженная работа команды основателей.

В конечном счете, ключ к успеху стартапа лежит не только в инновационной идее или технологии, но и в способности его основателей работать вместе, договариваться и выстраивать продуктивные взаимоотношения. Так считает Олег Каракян, CMO и сооснователь BuildDocs. Для СберСтартап он рассказал, каких принципов придерживаются члены его команды.

Олег Каракян
CMO и сооснователь BuildDocs

С выбором кофаундера, как с выбором жены

Любые решения имеют свои недостатки, а иногда и вовсе ошибочны и вредны, но как и в семейной жизни придется их принимать, притираться друг к другу, если глобально и стратегически мы верим в партнера и разделяем его ценности. Не сумев найти компромисс с первого раза, не отчаивайтесь и продолжайте работать над поиском решения.

Основываясь на личном опыте в BuildDocs, сталкиваясь с разногласиями и конфликтами между фаундерами, я понял, что различия в видении стратегических направлений развития и управленческих решений неизбежны. Локально любую стратегию можно раскритиковать, особенно когда целевой результат еще не достигнут. Период может быть провальным, но необходимым, а в моменте будет казаться, что все летит в тартарары.

Например, один из сооснователей нашей компании со словами "вы делаете все неправильно" решил покинуть проект, поскольку его видение организационной структуры кардинально расходилось с мнением основателя — он не был готов продолжать работу в рамках существующей схемы. Второй ушел из-за несогласия с финансовой и кадровой политикой, не поддержав стратегические решения основателя о сохранении текущей структуры и неизбежных долгов для удержания ключевых клиентов, предложив вместо этого сокращение штата и фокус на обслуживании только критически важных проектов. Дело закончилось в суде и, естественно, из него никто не вышел победителем.

Эти ситуации подчеркивают важность умения слушать и слышать друг друга, находить баланс между личными убеждениями и интересами бизнеса.

Понять и простить

Вопросы стратегии, финансов и управления персоналом — это те области, где неизбежны разногласия, но именно здесь важно уметь доверять решениям и компетенциям партнеров, стремиться к общей цели, не теряя при этом веры друг в друга, даже если мнения разделяются.

Вообще вся внутренняя жизнь любого стартапа — это постоянные компромиссы, потому что компания существует в условиях крайней неопределенности и ограниченных ресурсов. Если представить это как некую систему, то тот кто уступает, как бы начисляет себе очки. Если все проходит по обоюдному согласию — очки получают оба. В итоге на момент рассмотрения у сильной команды должно быть примерное равенство в очках — это показатель того, что и с точки зрения компетенций, и с точки зрения сотрудничества все развивалось правильно.

А что по эмоциям?

Касательно эмоционального дисбаланса между сооснователями, необходимо чтобы в центре внимания было не только обсуждение бизнес-целей и стратегий, но и вопросы личных ценностей, видений и мотиваций каждого.

Понимание того, что выгорание и конфликты основателей — это не только личные проблемы, но и вызов для всей команды, может помочь принять своевременные меры для их предотвращения и обеспечить устойчивое развитие стартапа. Осознание того, что любые решения и действия в рамках стартапа должны быть направлены на общую пользу бизнеса, помогает справляться с личными амбициями и поддерживать продуктивную атмосферу.

В BuildDocs постоянный диалог между сооснователями — это критически необходимо для поддержания здоровой рабочей атмосферы и предотвращения конфликтных ситуаций, которые могут привести к выгоранию или даже уходу ключевых членов команды. Каждый должен чувствовать, что его мнение важно, что его слышат, и что вместе мы работаем над общей целью.

Не компромиссом единым

Однако не все конфликты можно разрешить исключительно за счет диалога и компромиссов. В некоторых случаях может потребоваться привлечение внешних консультантов или медиаторов, которые помогут найти решение, приемлемое для всех сторон. Такой подход может предотвратить разрастание конфликта и помочь сохранить целостность и эффективность команды.

Чек-лист советов сооснователям

Это короткий чек-лист из личного опыта, который подсветит вам некоторые стороны прогрессивных взаимоотношений внутри стартапа переживающего трудные времена.

1. Ежемесячные стратегические сессии

Назначьте ежемесячные двухчасовые встречи топ-менеджеров и основателей для обсуждения текущего положения дел в стартапе, стратегических целей и задач. Делитесь своим видением будущего компании и обсуждайте любые вызовы, с которыми вы столкнулись.

2. Таблица с зонами ответственности

Создайте общий документ (например, в Google Sheets), где будут четко расписаны зоны ответственности каждого из сооснователей. Это поможет избежать перекрытия обязанностей и упростит процесс взаимодействия в команде. У нас, например, были ситуации, где сооснователь перепрыгивал через голову топ-менеджеров, уверенный, что имеет приоритет в решении вопроса — это с точки зрения регламента было недопустимо.

3. Сессии с медиатором

Пока ваши отношения находятся в стабильном состоянии, организуйте встречу с профессиональным медиатором. Это позволит вам разработать эффективные механизмы разрешения конфликтов на ранней стадии и укрепить командную работу. Нам в таких вопросах помогал фонд (лид-инвестор), давая стороннюю экспертизу, но при этом имея прямую заинтересованность в успехе принятого решения для стартапа. Можно прибегнуть к профессиональной помощи конфликтолога, но так или иначе, лучше воспользоваться посредничеством непредвзятого участника.

4. Корпоративная культура и ценности

Совместно разработайте и задокументируйте ключевые ценности вашего стартапа и корпоративную культуру. Это станет основой для всех будущих решений и, кстати, поможет привлекать единомышленников в вашу команду. Корпоративный кодекс — это не просто бумажка, а важный документ, который защищает интересы сотрудников через ценности всей компании.

5. План развития и личностный рост

Создайте индивидуальные планы развития для каждого сооснователя, включая обучение, посещение профильных мероприятий и работу над личностным ростом. Это поможет сохранять мотивацию и способствовать общему успеху компании. Из личного негативного опыта, рекомендую вводить поощрения и увеличивать мотивацию команды, не привязывая себя к чистой прибыли. Поскольку главная цель стартапа это увеличение cash-flow, увеличить косты команды создавшей его — стоит того.

6. Неформальное общение

Регулярно проводите неформальные встречи за пределами рабочего пространства. Это может быть ужин, спортивное мероприятие или выходной на природе. Не пренебрегайте живым общением, тратьте на это время! У нас конфликты прогрессировали на фоне удаленности основателей — просто не было возможности пойти в бар и хорошенько выговориться.

7. Четкие финансовые рамки

Совместно разработайте четкие финансовые принципы и политику для вашего стартапа, включая бюджетирование, инвестиции и распределение прибыли. Как говорил один мой друг, "хорошие отношения заканчиваются там, где начинаются хорошие деньги". Чтобы этого не произошло, договоритесь, пусть крупными мазками, но документально.

8. Документация и протоколы встреч

Ведите записи важных обсуждений и решений. Это не только поможет избежать недопониманий в будущем, но и станет ценным архивом для анализа принятых решений и их результатов.

9. Гибкость и открытость к изменениям

Оставайтесь открытыми к новым идеям и готовыми к изменениям. Мир динамичен, и ваша способность адаптироваться может стать ключевым фактором успеха. Часто это значит просто уметь принимать и работать эффективно с тем, что есть на руках, видеть даже в самых "неподходящих" вам людях таланты и взращивать их.

10. Цените своих подчиненных и партнеров

Говорите им комплименты, выделяйте их инициативы, всегда будьте на стороне своих единомышленников. Благодарите их за труд — хорошие люди, какие большинство, не забудут этого. Дайте им понять, что ваша забота — это их благополучие, а их благополучие — это ваш успех. Деньги и задачи — это временные мотивирующие факторы, главное — возможность чувствовать себя нужным, быть частью команды.

55
Начать дискуссию