Полина Тумашик — фея с волшебной палочкой

<b>Полина Тумашик</b>
Полина Тумашик

Сегодня, 13 апреля, в День мецената и благотворителя, мы пообщались с Полиной Тумашик — основательницей фонда «Доброделы» и проекта «ДоброПочта», женой, мамой двоих детей, блогером и, конечно, добрейшей души человеком.

— Полина, спасибо, что откликнулись на интервью. Нашла очень мало информации о вашей жизни до больших проектов, связанных с благотворительностью. В одном из интервью вы говорите, что впервые ощутили себя частью волонтерского движения в марте 2008 года, когда оказались на курсах волонтерской помощи. Расскажите свою историю?

— Здравствуйте, Ксения. Все началось в студенческие годы. Мама сказала, что быть программистом — перспективная история, и я пошла учиться в колледж. Там я начала проявляться, — меня выбрали старостой группы, потом я стала активисткой местной газеты. Как-то раз пошла навещать подружку, которая попала в больницу, и увидела одну маленькую девочку. Я запомнила ее, потому что на ее тумбочке не было ни фруктов, ни сладостей. Она сидела очень грустная и одинокая. Я подошла к ней познакомиться. Полине тогда было 8, а мне 18. Я стала ее навещать, мы подружились. Когда ее выписали, мы встретились в «Центре социальной помощи семье и детям», мне стали разрешать забирать ее на прогулку. Позже я поделилась своими эмоциями с преподавателем по психологии. Она сказала, что мне нужно быть волонтером. В тот момент, я не знала, кто это такие. Кроме посещений участников ВОВ на 9 мая в школьные годы, я никак не соприкасалась с темой благотворительности.

— После нашего разговора с психологом я серьезно задумалась о том, что хочу начать помогать людям. В знаковую дату, 1 марта 2008 года, я пошла на волонтерские курсы в «Академию добрых дел»* в Санкт-Петербурге. Так я начала помогать детям из детских домов, сдавала кровь, ездила кормить бездомных на ночном автобусе, убирала мусор — максимально включилась в эту историю. Через год я уже была не просто волонтёром, а инициатором, организатором благотворительного проекта, выставки «Чудо жизни». Потом я стала дальше инициировать различные проекты и доросла до пиарщика одной организации — «Волонтёрской службы», где получала навыки PR и CMM.

<b>«Волонтёрская служба»</b>
«Волонтёрская служба»

Проект «Академия добрых дел» — это обновленный вариант масштабного проекта Егора Кудакова, руководителя ВС в 2007-2010 годах. Проект активно осуществлял развитие и поддержку молодежных волонтерских инициатив.

Помню, что в детстве меня спрашивали, кем я хочу быть. Я, видимо, пересмотрела мультик «Золушка», вот этот старый, диснеевский. И говорила, что хочу работать феей с волшебной палочкой, помогая людям.

<b>«Золушка»</b>
«Золушка»

— Помните ли первое доброе дело, которое сделали?

— Честно сказать, не помню. Я всегда была очень жалостливым ребёнком —плакала на всех фильмах, когда что-то случалось с животными. Если кого-то обижали, я всегда достаточно отзывчиво к этому всему относилась. Помню, что в детстве меня спрашивали, кем я хочу быть. Я, видимо, пересмотрела мультик «Золушка», вот этот старый, диснеевский. И говорила, что хочу работать феей с волшебной палочкой, помогая людям. Мне всегда хотелось жить «по Божьим законам», как говорится, чтобы быть честным, добрым и отзывчивым человеком.

— Помню, смотрела русский фильм «Счастье в конверте». Героиня фильма, работница почты, говорит, что скоро даже жениться будут онлайн, и, к сожалению, в этом есть доля горькой правды. Она мечтала быть почтальоном, чтобы приносить людям радость бумажными весточками. Идея создать проект «ДоброПочта» была вашей мечтой?

— Проект «ДоброПочта»* появился в июле 2015 года. Я тогда стала мамой в первый раз. И, конечно, вот это желание вечно помогать, куда-то мчаться, оно во мне не прекращалось. Поскольку на руках маленький ребенок, уже особо не наездишься. Поэтому и родилась такая идея. Конечно, писать письма тема абсолютно не новая. Она достаточно популярна за рубежом и во многих российских фондах, которые предлагают написать своим подопечным какое-то письмо. Но уникальность нашего проекта «Добропочта» заключается в том, что через истории на открытках люди начинают общаться и дружить. Они вкладывают частичку своей души в эту историю. И дети, те самые получатели с 15-го года, выросли на наших глазах. Многие «добропочтальоны» долгие годы с нами.

Полина Тумашик — фея с волшебной палочкой

«ДоброПочта» — это всероссийский благотворительный некоммерческий проект, который доказывает, что помочь человеку в трудной ситуации можно искренним словом. Проект о том, как с помощью открытки и доброго слова, можно помочь тем, кто в этом так нуждается. Выбирайте историю и скорее отправьте свой кусочек тепла с письмом.

— Есть ли «добропочтальон», которого вы знаете лично?

— Конечно, я знаю лично очень много «добропочтальонов». Мне радостно, что раньше ребята просто отправляли добрые письма, а теперь стали действующими волонтерами. Благодаря тому, что познакомились с тем, какие бывают диагнозы, дети и фонды. Кто-то даже стал сдавать кровь. Вот так «Добропочта» становится первым шагом к добрым делам для тех, кто, например, вообще про это не слышал. И это очень круто.

<b>Алина делится радостью. Добрые письма дошли и к ней</b>
Алина делится радостью. Добрые письма дошли и к ней

Но самая главная для меня награда, это фотографии наших получателей с открытками, письмами, слова благодарности от отправителей, как для них важно делиться.

— Писали ли сами?

— Я сама, когда только запустила проект, отправляла очень много открыток. Сейчас, конечно, уже нет, потому что активно занимаюсь благотворительным фондом, очень много задач. Но иногда мне приходят письма, добрые весточки, это так приятно! Кстати, проект «Добропочта», в 2016 году, стал лауреатом премии Нобеля, которая вручается за реализованные городские проекты. Но самая главная для меня награда, это фотографии наших получателей с открытками, письмами, слова благодарности от отправителей, как для них важно делиться. Мы даже сейчас сделали акцию «Тайный добропочтальон». И вы не представляете, сколько радости и восторга у людей, которым выпал номерок с адресом человека, такого же «добропочтальона». Люди украшали конверты, рисовали, клали в подарок чайные пакетики)

Самое трогательное не письмо, а книга, которая в 2016 году путешествовала несколько лет, где «добропочтальоны» делали коллажи, прикрепляли свои фотографии, писали, что для них значит «Добропочта». Книга, которую я до сих пор храню. Она и была самым трогательным письменным сочинением.

<b>Книга пожеланий «Добропочта»</b>
Книга пожеланий «Добропочта»

— Вспомните самое трогательное письмо, которое читали?

— Самое трогательное не письмо, а книга, которая в 2016 году путешествовала несколько лет, где «добропочтальоны» делали коллажи, прикрепляли свои фотографии, писали, что для них значит «Добропочта». Книга, которую я до сих пор храню. Она и была самым трогательным письменным сочинением. Сейчас я ее иногда перечитываю, хотя уже прошло столько лет, и вижу в этих людях — их детей, которые уже выросли. В 2014 году я родила ребенка, в 2015 появилась «Добропочта», Еве был тогда почти годик. Я помню тот момент, когда создала группу ВКонтакте, в ней было всего 4 человека. Я, мой муж и две его племянницы. А сейчас там уже почти 18 тысяч подписчиков. Это все не накрутка, не боты, а настоящая добрая аудитория. Конечно, вот этот всероссийский масштаб меня, правда, очень вдохновляет. Еве скоро будет 10 лет, она тоже начала принимать участие в проекте, периодически пишет письма.

<b>Знаковая встреча Полины и Кати</b>
Знаковая встреча Полины и Кати

— Как вы стали директором музыкальной группы «IOWA»? Расскажите о сотрудничестве с Катей Иванчиковой.

— Когда появилась «Добропочта», то, конечно, я стала думать, как ее раскрутить. Я стала писать всем артистам, в том числе Кате IOWA. Она единственная, кто мне ответила. Мы встретились, она подписала открытки. И как она потом говорила, что «загадала» меня. Мы до сих пор с ней дружим, обе уже мамы. Тогда мы стали активно общаться, я стала её вовлекать везде. И через несколько лет, в 2017 году, она предложила пойти работать к ней директором, ассистентом. Мы вместе делали добрые дела и работали. Вот недавно она провела встречу с детьми фонда «Доброделы».

Главная задача руководителя фонда — это продвижение. Мы самые лучшие файндрайзеры. Поэтому я рада, что решилась в тот момент, когда нашла все составляющие.

Вы по образованию экономист-программист, помогло ли вам это в открытии фонда «Доброделы»? В блоге вы пишете, что в начале 2019, чуть ли не каждый второй говорил, что вам пора открывать свой фонд. Долго решались?

— Нет, мне это никак не помогло. Корочка о моем высшем образовании благополучно где-то пылится. Самое ценное, что мне помогло открыть фонд, это мой опыт волонтерства. Получается, я в 2019-м открыла фонд*, а «волонтерила» с 2008-го. И то, что я еще запустила «Добропочту», помогло мне понять, — как продвигать социальные сети, искать средства для проектов, как устроены медиа. Конечно, работа с Катей тоже дало свои плоды. Поэтому я благодарна «Добропочте», что она мне подготовила такую почву для запуска фонда «Доброделы».

<b>Главная страница сайта — фонда <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.dobrodely.ru%2F&postId=1124597" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Доброделы» </a></b>
Главная страница сайта — фонда «Доброделы» 

— Да, мне много кто говорил, что пора открывать фонд. Когда меня сейчас спрашивают люди и говорят: «Ой, я так хочу открыть фонд, но не знаю, с чего начать!?» Я отвечаю, что открывать фонд нужно тогда, когда у вас есть, первое — это спонсор, который готов ежемесячно оплачивать расходы. Без партнера, соучредителя, кто возьмет на себя финансовые расходы, нет смысла открывать фонд. Это очень непростая история. Второе — это команда. Потому что ты не можешь быть и менеджером, и директором, и сммщиком. Это неэффективно. Главная задача руководителя фонда — это продвижение. Мы самые лучшие файндрайзеры. Поэтому я рада, что решилась в тот момент, когда нашла все составляющие.

— Расскажите об актуальных проектах, которые реализуются на базе фонда?

— Мы делаем упор на несколько проектов. Первый проект — это «Вместе к успеху». Это проект, направленный на развитие у детей с инвалидностью и детей из семей, где есть братья и сестры с какой-то формой инвалидности, скиллов в разрезе предпринимательской деятельности. Дети учатся разрабатывать свои проекты, искать финансирование для них, развивать и выпускать в свет. Второй — «Доброе ремесло», это курсы по работе на станках ЧПУ тоже для детей с инвалидностью. Ещё для нас очень важно развивающееся сообщество «Найди себя, мама» — это объединение женщин и мам в трудной жизненной ситуации, которые могут научиться шить или прийти на встречу с психологом, на мастер-класс. Мы сейчас планируем на базе мастерской «Место радости» создать ресурсный центр для семей. Чтобы там они могли получать поддержку и прокачивать себя в разных аспектах.

«У нас скоро будет свой дом» — так вы недавно написали в своем телеграмм-канале. Расскажите о задумке создания уютной квартиры-студии с доступной средой?

«Дом Добра» — это проект, направленный на поддержку семей из регионов, которые приезжают на лечение и реабилитацию. У нас уже была такая квартира в 2021 году. Сейчас, в силу определенных обстоятельств, та квартира функционирует под эгидой другого фонда, поэтому мы решили перезапустить проект. Я рада, что нас поддержали. Это здорово.

Для меня сейчас приоритет, это, наверное, реализация меня, как профессионала. Например, я радуюсь, когда появляются первые успехи у детей, которые у меня в наставничестве. Для меня это важнее.

— В марте 2022 года, в вашем родном Санкт-Петербурге прошла церемония награждения победительниц конкурса «Женщина года». Вы победили в номинации «Общественная деятельность». Важно для вас признание в обществе?

— Признание в обществе для меня было важно, когда я была младше. Сейчас, честно сказать, грамота, благодарность, это, конечно, приятно, но уже другие ориентиры. Для меня сейчас приоритет, это, наверное, реализация меня, как профессионала. Например, я радуюсь, когда появляются первые успехи у детей, которые у меня в наставничестве. Для меня это важнее.

— Каких представительниц прекрасного пола из сферы НКО, по вашему мнению, можно назвать «Женщинами года»?

— Я считаю, что очень многие женщины достойны такой награды. Знаете, что классно? Классно, что они есть в России, и их число с каждым годом растет. Вот это классно.

<b>Рубрика «Неудобный вопрос», <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2F%40polinkinaradost%2Ffeatured&postId=1124597" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Полина Тумашик про добро»</a></b>
Рубрика «Неудобный вопрос», «Полина Тумашик про добро»

— В рубрике «Неудобный вопрос» на вашем youtube-канале вы общаетесь с сильными женщинами, обсуждая тяжелые вопросы. Будут ли подобные темы набирать популярность у обычных, далеких от благотворительности, людей?

— На самом деле, я верю в то, что это будет набирать популярность, потому что подобные проекты, они популярны. Очень часто у многих проектов, где ведущая не из фонда, пишут про «чернуху», либо про какой-то такой быстрый дофамин. Вот поэтому я хочу верить, что наш проект найдет своего читателя.

— Вы занимаетесь благотворительностью уже 16 лет. С какими трудностями сталкиваются руководители и сотрудники НКО?

— Это финансирование. Самая большая боль. Во-вторых, жертвователи, спонсоры и партнеры не понимают, что никакая НКО не может работать без сотрудников, без зарплаты. Люди думают: «Вот я тебе дал деньги, потрать их все на прямую помощь!» Либо считают, что лучше помогать напрямую. Но это тоже не всегда верно, потому что, к сожалению, потребителей очень-очень много. А сотрудники тоже люди, у нас тоже есть дети. Но почему-то все об этом забывают.

Доступная среда — это среда, где ты можешь получать то, на что имеешь право. Например, доступная среда, если все имеют право пойти в театр.

— Что для вас доступная среда?

— Доступная среда — это среда, где ты можешь получать то, на что имеешь право. Например, доступная среда, если все имеют право пойти в театр. Или пойти в магазин. Или, например, даже стать гостем подкаста. Потому что мы столкнулись с тем, что нет доступной среды в месте, где мы будем снимать новый подкаст. Потому что там нет пандуса и так далее. Это плохо. На это каждый человек имеет право.

— Что вы можете посоветовать волонтерам, которые только начинают свой путь в благотворительности?

— Волонтерам нужно не принимать все близко к сердцу. С холодной головой подходить к благотворительности и не ожидать ничего. Когда ты прям ожидаешь, то это может выйти боком. Еще нужно включать где-то логику, не отдавать последнее и не растворяться в этом.

— Что пожелаете себе через 10 лет?

— Через 10 лет я надеюсь, что я буду супер наставником и уже не буду президентом фонда. Я буду мотивационным оратором, выступающим на стадионах. Я себе желаю, чтобы я до этого дошла, чтобы могла своим опытом, знаниями, умениями, навыками, голосом, мыслями достучаться до десятков тысяч ребят, чтобы они нашли свое любимое дело, чтобы они могли жить полноценной жизнью, счастливой жизнью.

— Традиционный вопрос. В чем сила?

— Мне кажется, сила в честности перед собой, перед людьми. Потому что если ты честный, мне кажется, во всех аспектах жизни, то тогда ты счастливый человек!

Все фото взяты из официальных архивов проекта «Добропочта», фонда«Доброделы» и личных материалов Полины Тумашик.

Подписывайтесь на социальные сети проектов:
Благотворительный фонд «Доброделы»;
Проект «Добропочта»;
Телеграм-канал «Личный бренд лидера НКО. Полина Тумашик»;
Youtube-канал «Доброделы»;
Youtube-канал «Полина Тумашик про добро».

11
Начать дискуссию