Я, как человек, уже вхерачивавшийся в 08 и 14 - могу дать несколько советов коммерсантам.
1. Не надо брать на себя обязательства, которые вы не уверены что вывезете. Не можете платить зарплату - увольте половину сотрудников, это лучше чем уволить через 4 месяца всех с многомесячными долгами. Не можете платить аренду - сообщите это арендатору. Не переносите текущие задолженности на будущие периоды - это завалит ваш оклёмывающийся, бледный после болезни бизнес.
2. Не трахайте голову контрагентам. Сейчас все находятся в умеренном ахуе из-за курсовых разниц, стопов отгрузок и выключающихся секторов экономики. Как бы вы не крутили им яйца - если они турагенты, то рассчитаться с вами могут только путёвочками и извинениями.
3. Не переживайте. Команда, репутация, активы - это всё имеет смысл пока вы живы и здоровы. Рано или поздно любая хуйня заканчивается, жаль будет вам не дотянуть до этого момента. Ведите здоровый образ жизни, не бухайте и не торчите, как бы вас не раскачивали окружающие.
4. Составьте модель "анабиоза" на два-три-четыре месяца. Оцените по бюджету расходов какие неизбежны (сторож с двустволкой и чаёчек) и создайте резервный фонд.
1. Оценить перспективы продаж. Упадут - это очевидно, но вопрос когда именно, и нет ли возможности быстро заработать во время ажиотажа "все сметем". Если есть ключевые покупатели - открыто с ними переговорить. Прописать планы с учетом худшего развития событий.
2. Оценить дебиторку, каждого по отдельности. Полученные херовые результаты на всякий случай умножить на 2. Лучше в приятную сторону удивиться потом.
3. Проверить всех поставщиков, что у них? Цены, сроки и т.д. На договора особо не ориентироваться, в периоды кризисов многие их херят. Смотреть на факты. Тут, кстати, пригодятся личные контакты, напитые за много лет.
3. Оценить свои кредиты. Немедленно провести переговоры по ним, если есть хоть 1% вероятность жопы по позициям. Сразу попробовать получить более выгодные условия. Расписать по приоритетности все свои оплаты. Не быть мудаком.
4. Как вы верно заметили, решить вопросы с персоналом. Лучше сразу, потом будет очень больнее. Повторю это в своем посте, ибо помню, как это было.
Говно пройдет рано или поздно, а ваша репутация может быть просрана буквально за недели. Поэтому действовать нужно взвешено и ОПЕРАТИВНО, буквально в эти вот самые дни.
По 3-му пункту - как раз сейчас эта фигня, не для всех, но для многих закончится очень быстро и навсегда. Так что действительно, чего зря переживать из-за мелочей.
Я, как человек, уже вхерачивавшийся в 08 и 14 - могу дать несколько советов коммерсантам.
1. Не надо брать на себя обязательства, которые вы не уверены что вывезете. Не можете платить зарплату - увольте половину сотрудников, это лучше чем уволить через 4 месяца всех с многомесячными долгами. Не можете платить аренду - сообщите это арендатору. Не переносите текущие задолженности на будущие периоды - это завалит ваш оклёмывающийся, бледный после болезни бизнес.
2. Не трахайте голову контрагентам. Сейчас все находятся в умеренном ахуе из-за курсовых разниц, стопов отгрузок и выключающихся секторов экономики. Как бы вы не крутили им яйца - если они турагенты, то рассчитаться с вами могут только путёвочками и извинениями.
3. Не переживайте. Команда, репутация, активы - это всё имеет смысл пока вы живы и здоровы. Рано или поздно любая хуйня заканчивается, жаль будет вам не дотянуть до этого момента. Ведите здоровый образ жизни, не бухайте и не торчите, как бы вас не раскачивали окружающие.
4. Составьте модель "анабиоза" на два-три-четыре месяца. Оцените по бюджету расходов какие неизбежны (сторож с двустволкой и чаёчек) и создайте резервный фонд.
Из опыта тех же лет, добавлю к вашим словам:
1. Оценить перспективы продаж. Упадут - это очевидно, но вопрос когда именно, и нет ли возможности быстро заработать во время ажиотажа "все сметем". Если есть ключевые покупатели - открыто с ними переговорить.
Прописать планы с учетом худшего развития событий.
2. Оценить дебиторку, каждого по отдельности. Полученные херовые результаты на всякий случай умножить на 2. Лучше в приятную сторону удивиться потом.
3. Проверить всех поставщиков, что у них? Цены, сроки и т.д. На договора особо не ориентироваться, в периоды кризисов многие их херят. Смотреть на факты. Тут, кстати, пригодятся личные контакты, напитые за много лет.
3. Оценить свои кредиты. Немедленно провести переговоры по ним, если есть хоть 1% вероятность жопы по позициям. Сразу попробовать
получить более выгодные условия. Расписать по приоритетности все свои оплаты. Не быть мудаком.
4. Как вы верно заметили, решить вопросы с персоналом. Лучше сразу, потом будет очень больнее. Повторю это в своем посте, ибо помню, как это было.
Говно пройдет рано или поздно, а ваша репутация может быть просрана буквально за недели. Поэтому действовать нужно взвешено и ОПЕРАТИВНО, буквально в эти вот самые дни.
По 3-му пункту - как раз сейчас эта фигня, не для всех, но для многих закончится очень быстро и навсегда.
Так что действительно, чего зря переживать из-за мелочей.
Последний пункт всегда должен быть первым. Работа на подушку, лишь потом в прибыль.