MBA - панацея или вред для бизнеса

По моей работе приходилось не раз подбирать сотрудников в разные отделы. А также взаимодействовать со множеством руководителей и собственников.

Всё чаще стала замечать, как много людей получают престижную степень MBA. Как люди гордятся заветной корочкой и считают, что после её получения все двери перед ними будут открыты, а высокооплачиваемые должности в крупных компаниях будут падать к их ногам. О маленьких компаниях даже и говорить не приходится – само собой, что кандидатов фирмы будут просто умолять выйти именно к ним, а любой собственник со званием магистра бизнес администрирования сразу утроит свой капитал.

Позвольте мне на своём опыте рассказать, как это происходит на самом деле и как работает MBA со стороны человека, у кого тоже есть эта «награда».

Для начала, что такое MBA, кому и зачем он нужен?

Я приведу в пример ту степень и ту специализацию, которую получила я – MBA по маркетингу и бренд-менеджменту.

Этот курс - первоклассное образование в выбранной отрасли. Грамотные профессора (к сожалению, часто теоретики) учат не только основам, но также дают детальные «шаги» действий в различных ситуациях. Рассказывают интереснейшие примеры из жизни разнообразных компаний, детально разбирают брифы, прорабатывают нюансы жизни брендов.

Вот только большинство примеров - иностранные компании и путь их развития на иностранном рынке. Изначально MBA это американская программа, которая в XX веке стала также популярна и в Европе. И основной принцип обучения завязан именно на примерах иностранных организаций. В России сама суть бизнеса иная, отличная от наших западных коллег. Совершенно другая специфика, методы, пути развития. Всё иное. И, не умея, адаптировать те знания, которые вынесены из курсов, можно принести бизнесу вред, не говоря уже о какой-либо пользе.

Что толкнуло меня на получение MBA – желание учиться и развиваться, ну и престижность, говоря, по правде. Будем честны, большинство учащихся ищут только последний пункт. Им не важно само образование, сколько желанно само звание. И это очень печально, потому что без знаний, эта степень – пустой звук.

MBA - панацея или вред для бизнеса

В течение двух лет я исправно училась, усердно выполняла задания, впитывала все знание, какие могла для себя подчерпнуть. Я вступила в обучение незадолго до того, как вышла на новую работу, которая сильно открыла мне глаза как на мою учёбу, так и на российский бизнес в целом.

Помню, при моём собеседование с генеральным директором фирмы, которая впоследствии стала для меня лучшим примеров идеального управления и системы, я, молодая и безумно амбициозная, с гордостью заявила, что учусь на MBA и буду для компании первоклассным специалистом. На что мой генеральный директор посмотрел на меня, поднял брови наверх и спросил: «Мбашница, что ли?». От такого вопроса я очень быстро протрезвела и жутко растерялась. А он, тем временем продолжил: «Знаешь, сколько тут таких уже было, «Мбашников». Все думают, что придут, всё знают, всё умеют. А работать начинают, и оказывается, что они — полный «ноль». Понты только».

Чудом меня взяли на эту работу и это, пожалуй, одно из лучшего, что со мной случалось. Работа в той фирме показала мне, как далеко то, чему нас учат на MBA от суровой реальности бизнеса по-русски.

Сами курсы, безусловно, сильны. Конечно всё зависит от того, где обучаться. Но не стоит забывать о том, что все знания, полученные на программе, нужно ещё суметь адаптировать под реалии того рынка и той компании, где мы работаем.

Безусловно, тренинги будут полезны как руководителям, так и сотрудникам, желающим расти, получать дополнительные знания и умения в выбранной области. Но ключевой фактор - именно учиться. Нужно понимать, что это не просто красивое название в строчке к резюме, а полноценное образование, которое нацеленно усилить профессионализм. Без умения грамотно применять новые скиллы любое образование просто выброшенные на ветер деньги. В идеале, если уже есть опыт работы и понимание в выбранной сфере, когда хочется прокачать свой лэвл на новый уровень с перспективой на новый виток развития себя, как специалиста.

Как бывает грустно: MBA без знаний?

Совсем недавно мне пришлось столкнуться с собственниками одной фирмы, которые учились, а говоря честно – "получали" MBA. Пройдя краткий урок маркетинга, они решили сделать у себя ребрендинг. На вопрос – для чего, они ответили, чтобы повысить продажи. Ведь они просто сделают новый дизайн. Мне потребовалось не одно собрание, чтобы объяснить разницу между редизайном и ребрендингом, а также доказать, что ребрендинг это очень, очень дорого, а то, что уже есть и готово ещё не раскрыло свой потенциал. И в их случае ребрендинг совершенно не нужен, ведь корень скрыт не в самом бренде, а в модели управления. Подобная ошибка может стоить компании колоссальных денежных и временных затрат без финальной отдачи. Ведь суть не том, чтобы сразу применять все полученные новые знания, а в том, чтобы пропустить их через призму логики в рамках анализа компании и её рынка.

Расскажу ещё об одном ярком примере, что произошёл совсем недавно.

Я искала в свою команду менеджера по маркетингу. На собеседование ко мне пришёл один юноша. Прекрасное резюме, сильное образование: Плехановский университет, курсы экономики, повышение квалификации в Специалисте, конечно же степень MBA (я уже перестала этому удивляться, так много сегодня «мбашников»). Я начала проводить собеседование. Мне было важно видеть в человеке именно специалиста, который умеет считать, думать и мыслить логически, так как работа маркетологом для меня - это 60% аналитики и 40% творчества. Итак. Я задала первый вопрос: «Чем отличается маржа от наценки?». На что мой соискатель не сумел ответь вообще. Я задала следующий вопрос: «Что же такое маржа?». Молчание. «А наценка?». Молчание. Моим последним вопросом стало: «Вам необходимо продумать систему стимулирования продаж по позициям, что сейчас продаются плохо, что Вы предложите?». Единственное, что ответил мой кандидат – скидка. Что ж. Грустно. Я начала задать ему прямые вопросы о его шикарном образовании, говорить, что "У Вас же степень MBA". На что кандидат ответил честно: «Ну, сейчас же все получают, и я получил. Заочно. На онлайн тренингах». Занавес.

К сожалению, в связи с повышенным ажиотажем и одержимостью получения MBA, сейчас очень много курсов, предлагающих такое mini-образование за дорого.

MBA - панацея или вред для бизнеса

Подводя итог.

MBA – полезная, познавательная и сильная программа, построенная на принципах зарубежного бизнеса. Она будет безгранично полезна, при условии того, что учащийся будет именно получать знания. Переваривать и адаптировать их под реалии российского рынка и бизнеса. Уметь анализировать и использовать нужные инструменты в нужный момент. А главное – не думать, что MBA – это круто и панацея от всех проблем. Главное – уметь думать и смотреть трезво.

MBA - панацея или вред для бизнеса
Начать дискуссию