Спасите новинку: ещё раз о том как избежать ошибок при выходе на новые рынки

Спасите новинку: ещё раз о том как избежать ошибок при выходе на новые рынки

В идеале каждую новую маркетинговую идею должна сопровождать проработка: анализ рынка, планирование ассортимента, составление плана и стратегии. Однако бывает и наоборот, когда идеи реализуются «с наскока». Как это один раз случилось и в моей практике. О том, как это произошло, к чему это привело и как мы исправляли последствия принятого решения, мне бы и хотелось рассказать.

Быстрый запуск

Начну с того, что наша компания традиционно работает на рынке профессиональной одежды. Среди нашей продукции – униформа для поваров, официантов, барменов, парикмахеров, сервисная группа (обслуживающий персонал, клининг, администраторы). Соответственно, каждая линейка проработана именно под определенные сферы. Например, в HoReCa это фартуки, кители, колпаки, готовые комплекты и костюмы, а также сопутствующий товар: футболки, бабочки, пиджаки, рубашки.

Несколько лет назад у нас внезапно появилась идея расширить предлагаемый ассортимент предметами гардероба – базовыми и повседневными вещами.

Сомнений в том, что всё получится, не возникло, так что идея почти не обсуждалась.

Задача стояла ввести новую линейку как можно быстрее

Сразу же началась активная работа по проработке совершенно новой ассортиментной матрицы. Были выбраны базовые предметы гардероба: классические рубашки, сорочки, костюмы, юбки. К ним добавились повседневные рубашки модных принтов, классические кожаные мужские туфли, пиджаки, жакеты, свитеры и джемперы…

Так как разработать и ввести коллекции в оборот требовалось быстро, мы решили работать с теми же поставщиками, которые производили для нас базовую продукцию для HoReCa в Китае. Поиск новых поставщиков занял бы гораздо больше времени, чем отведенное нам на этот проект. Но за комфорт от работы с уже имеющимися партнерами пришлось заплатить: смена молдов, пресс-форм, новые лекала, ткани и пошив обошлись нам дороже, чем могли бы. Соответственно, выросла себестоимость продукции.

Впрочем, в тот момент это никого не смутило. В том, что новый рынок ждет наши товары и продукция будет хорошо продаваться, никто не сомневался. К тому же, у нас уже были готовы оптимистичные прогнозы и планы продаж и закупок, составленные по аналогии с похожими позициями из HoReCa и другой униформой.

И вот наконец товар приехал. С каким энтузиазмом начались активные поездки по клиентам, предложения, выездные демонстрации!

Но вот прошло два года, а продажи всё никак не идут… Нас отягощают огромный сток и замороженные деньги. И встает вопрос: как же так? Ведь это такая интересная ниша, нужный дополнительный ассортимент, капсульная коллекция, комплексное предложение?

Работа над ошибками

Настало время посмотреть на наш продукт непредвзято, со стороны и задать себе первый вопрос: «Что у нас с ценой?». А цена, ввиду дополнительных затрат, не является нашим конкурентным преимуществом. Да, она находится на уровне аналогичных изделий из Mango или Zara, но мы не Mango и не Zara – мы мало кому пока известный бренд узко сегментированной униформы.

Тогда было предложено простое решение – снизить цену в ущерб марже. Но так ли надо терять маржу, если, возможно, проблема не только в цене? Возможно, причина неудачного запуска еще глубже? Возможно, пора задать себе другой вопрос: «А правильно ли мы вышли на рынок? И надо ли было выходить на него вообще?».

Вот в момент появления таких вопросов и началась та работа, которую нужно было провести еще до выхода на новый рынок.

А именно:

Анализ рынков: существующего, на котором вы играете, и «нового», на который хотите выйти.

Проработка целевой аудитории. Кто они – наши покупатели? Чем они живут? Какие у них потребности?

Анализ конкурентов. Как на вашем рынке, так и на новом. Ведь конкуренты могут отличаться.

Анализ существующей ассортиментной матрицы и матрицы, которую требуется создать.

Когда мы начали готовить подобный анализ, уже на первых трех пунк­тах стало понятно, что наш новый рынок просто «не наш».

С выходом в сегмент повседневной одежды мы столкнулись с сильнейшей конкуренцией. Причем, нашими конкурентами стали известные бренды с более привлекательными ценами и высокой узнаваемостью.

На их фоне наш ассортимент оказался просто «неинтересен». Вдобавок к этому детальная проработка ЦА показала, что у нее в принципе нет потребности в нашей повседневной одежде.

Впрочем, были и положительные моменты. Нам удалось выйти на клиентов, которые готовы закупать продукцию «капсулой» мелким оптом, хотя и за иную цену. Товар у нас уже был. Осталось сделать им привлекательное предложение.

Как мы решили этот вопрос?

Во-первых, нашли правильных поставщиков с другими ценовыми предложениями, так что наша продукция стала более привлекательна для оптовиков. Во-вторых, оптимизировали ассортимент. Оставили несколько базовых вещей гардероба под потребности клиента.

В-третьих, выстроили работу с клиентами, предлагая данные изделия не как основные, а как сопутствующие. В-четвертых, сократили сток и уменьшили затраты на складское хранение. В-пятых, оставили товары на сайте «под заказ» в качестве дополнительного непостоянного ассортимента для тех клиентов, кто заинтересуется данной продукцией, что помогло четко отслеживать потребности потребителей.

На всё это ушло три года, два из которых – «мертвый груз».

Какие выводы можно сделать из этой истории? Как бы ни была сильна идея охватить новые ниши, без детального анализа и проработки предчувствия могут нас сильно подвести. Рынок не терпит ошибок, и бизнес тоже. Чтобы не потерять вложенные деньги, ресурсы, силы и нервы, лучше сначала потратить время на проработку всех нюансов и подходить к делу с точной стратегией и планом.

Надеюсь, короткое резюме нашего опыта поможет другим компаниям отказаться от опрометчивых решений и вывести на рынок те предложения, что будут действительно на нем востребованы.

2 комментария

Комментарий недоступен

1

Спасибо за комментарий. Исправила

1