Кто я и зачем меня читать🤚 Меня зовут Дмитрий Добродей.С 2016 года развиваю продукты в корпорациях. В моем портфеле 20+ продуктов. Среди достижений – запуск маркетплейса и рост P&L в 8 раз.СодержаниеЧто такое Кастдев (Custdev)Customer DiscoveryВиды исследованийКогда применятьЮзкейсыРекомендацииЧто такое Кастдев (Custdev)Кастдев (custdev, customer development) — это методология для создания стартапов. Разработал Steve Blank в 1990-ых в Силиконовой долине.Методология состоит из 4-х шагов:Customer discovery — исследования клиентовCustomer validation — проверка результатов исследований на бою (МВП)Customer creating — выход на рынок для подтверждения бизнес моделиCompany building — масштабирование стартапаШаги 1ый и 2ой самые важные. На моих глазах крупнейшая корпорация допустила ошибку и влетела на 100+ млн и тысячи часов работы. Расскажу про это ниже.Для котиковКастдев — это методология создания стартапов, а не исследований.Исследование — это customer discovery только первый пункт из четырех.Часто исследования называют кастдевом — это неверно.Customer DiscoveryCustomer Discovery — это подвид исследований философией которого является знать своего клиента через общение с ним. Если разрабатывать свои продукты в вакууме, то вы упустите боли клиентов. Вы не репрезентативны и ваши боли не равно боли ваших клиентов.Выходи из комнаты и общайся с клиентами.Для котиковКастомер Дискавери нужно применять не только в стартапах. В уже работающем бизнесе это тоже необходимо. Бизнес должен знать своего клиента, а для этого нужно быть с клиентом на контакте.Я всегда транслирую эту философию в свои команды. И мы добиваемся высоких показателей удовлетворенности клиентов, а наши интерфейсы имеют максимальную конверсию.Для котиковCustomer Discovery — Это вид исследованийВ чем суть — Выходи из комнаты и общайся с клиентамиЗачем он нужен — Клиенты скажут, что им не нравитсяКак — Интервью, анкеты, звонки, usability, аналитикаВиды исследованийДаже когда вы у своего друга спрашиваете «как тебе продукт» — вы уже делаете исследование.Если не “душнить”, то исследования делятся на 3 группы: КоличественныеКачественныеСмешанныеКачественные - Как, количественные - Сколько.Дарья Сидорова - UX/UI-эксперт Статистики от SberAdsКоличественные — фокусируются на сборе и анализе количественных данных.ОпросыТестыАналитика данныхКачественные — фокусируются на сборе и анализе неколичественных данных.Интервью и Фокус-группыUX или UsabilityОбратная связьСмешанные — комбинация.Интервью и анкета, опрос.Исследование строится следующим образом:Постановка проблемыВыдвижение гипотезыПланирование исследованияПроведение исследованияИнтерпретация данныхОпровержение или подтверждение гипотезыКакие, как и когда применятьКачественныеИсследования с фокусом на неколичественные данные. Например: Как клиенты пользуются вашим сервисом? О чем они думают? Чего они хотят? Есть ли у них дополнительные пожелания?Интервью — самый популярный вид таких исследованийНужно выбрать респондентов, подготовиться, провести интервью и аналитику результатов. Перед интервью формулируйте цель и гипотезы. Иначе вы рискуете отклониться и не сравните результаты интервью других респондентов.В начале интервью рекомендую расположить к себе и расслабить респондента. Цель простая: респондент должен чувствовать себя максимально близко к реальной среде выполнения задачи. Иначе результат может сильно исказиться. При проведении интервью говорить и делать должен респондент. Интервьюер не должен влиять на ответы респондента. Не должен давать окрас или оценку.Хороший вариант — это поставить респонденту задачу и смотреть, как он решает. Интервьюер должен направлять и возвращать клиента к исследуемому предмету. Я рекомендую брать на такое интервью UI/UX дизайнера, аналитика и побольше ребят из команды.КоличественныеПрименяются на больших выборках клиентов. Как правило, личного общения не происходит. Все эти исследования похожи на анкетирование большого к-ва клиентов либо аналитику имеющихся данных. Проводят через имейл, опросы, тесты, анализ данных из CRM, WEB и т. д.Примеры: NPS, CSI, Воронка, CR (Конверсии — Ознакомьтесь со статьей по ссылке), и тп.NPS — оценка уровня удовлетворенности клиентов (Насколько ваш продукт нравится людям). Считается так: доля промоутеров — доля критиков. Получается значение от -100% до 100%. Чем выше, тем лучше. Мы с командой подняли NPS с 56 до 80%! Ниже в статье опишу этот кейс.NPS 60% — супер круто, а если >75% — единорог!Для котиковЮзкейсыСтрахование питомцевОшибка в исследованиях, которая стоила компании больше 100 млн и тысяч часов разработки.В поисках нового продукта Компания провела аналитику рынка и нашла продукт, который имел огромный потенциальный охват - Страхование питомцев. Питомцы есть в каждой третьей семье в Рф.Продукт новый и прежде чем запускать требовалось провести Customer Discovery.Провели исследования, суть которых свелась к вопросам: Купили бы вы такой продукт? Сколько бы вы заплатили? Нравится ли он вам? Положительно ответила статистически достоверная выборка респондентов. Результаты признали успешными и запустили продукт. Инвестировали деньги и время в разработку и маркетинг.Так мне достался убыточный продукт. Прежде чем закрыть продукт, я провел свои исследования. Цель была понять, почему не покупают. Были выдвинуты несколько гипотез: Слишком дорого, низкие риски и тп.В ходе интервью выяснил, что ситуация еще хуже, чем мы думали! Клиенты считают выплату по страховке за своего "члена семьи" слишком меркантильной и аморальной. Клиенты не хотят получать выплаты за смерть или повреждение своего близкого питомца.Ключевая разница между моим 1ым и 2ым исследованиями — это вопросы. В первом интервью задавались вопросы на "бы": Купили бы? Было бы полезно? Респонденты отвечали положительно из вежливости или потому что "им так кажется». А нужно было задавать вопросы типа: Купите прямо сейчас? Почему? В первом кейсе клиенты фантазировали, а во втором были поставлены перед фактом.NPS 60% — ты супер крут, а если больше 75% — единорог!NPS — уровень удовлетворенности клиентов. Считается как разница между долей тех, кому нравится, и тех, кому не нравится.Под продукт, который мы запустили, уже существовал рынок.В корпорации очень скептически относились к нему. Считали этот продукт токсичным. Поэтому перед нами стояла задача запуститься так, чтобы не навредить репутации основного бизнеса.Мы по-классике сделали исследования и запустили первую MLP/MVP (минимально привлекательный продукт). Сделали замеры NPS и получили значение около 56, что уже круто. Но мы услышали, что у Амазон где то 65. Поэтому решили двигаться дальше.Провели глубинные интервью, собрали обратную связь с почты, позвонили клиентам, сделали юзабилити с трансляцией экрана, где клиент проходил наши CJM. По итогу получили около 40 инсайтов, фичей и багов. Приоритезировали и взяли в работу.Клиенты буквально сами сказали нам, Что нужно изменить. И мы изменили. А дальше вы знаете из заголовка. NPS 75-80%. Показатель настолько высокий, что нам даже никто не верил первое время.Рекомендации“Выходи из комнаты” и общайся с клиентамиМониторь удовлетворенность клиентовНе формулируй вопросы на “Бы”Прочитай: “Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?”
Дима, это очень интересно!
Написано понятным языком)
Спасибо, прочитала с большим удовольствием 😊