Как построить Триумфальную арку в центре Петербурга в 2020 году и заставить ее крутиться.

Проект Вращающейся Триумфальной арки в Санкт-Петербурге. Авторы проекта: KATARSIS ab / Петр Советников, Вера Степанская

1

В марте 2019 в Севкабель Порту было запланировано культурное событие популярное среди архитектурного сообщества: Мир архитектуры и дизайна. Владимир Фролов, бессменный продюсер выставки и главный редактор журнала Проект Балтия задумал приурочить к этому событию архитектурный конкурс.

В рамках предстоящего фестиваля и выставки «Мир архитектуры и дизайна» журнал «Проект Балтия» и компания AOCG объявляют о старте открытого архитектурного конкурса «Мобильный обелиск» на создание временной деревянной инсталляции на территории пространства «Севкабель Порт». Эстетическое решение инсталляции должно соответствовать теме выставки 2019 года: «Тотальный ландшафт».

Как и полагается для конкурса было собрано уважаемое жюри.

Жюри конкурса:

  • Тотан Кузембаев (руководитель архитектурного бюро Totan, Москва)
  • Илья Спиридонов (партнер архитектурного бюро «ХВОЯ», Санкт-Петербург)
  • Анис Ламри (генеральный директор AOCG, Санкт-Петербург)
  • Вилен Кюннапу (партнер бюро Künnapu & Padrik Architects, Таллин)
  • Антон Смирнов (руководитель конструкторского бюро «АСТАЛЬ», Санкт-Петербург)
  • Павел Игнатьев (скульптор, Санкт-Петербург)
  • Владимир Фролов (главный редактор журнала «Проект Балтия»)

Для участников забега предусмотрен ряд мотивационных морковок.

10 работ, отобранных в шорт-лист конкурса, будут представлены на выставке в формате макетов и визуализаций. Главному победителю обещана реализация проекта.

Победивший проект будет реализован и установлен перед «Event-площадкой» на время проведения фестиваля «Мир архитектуры и дизайна».

Тут хочу остановится поподробнее. Я не архитектор и никогда им не был, но так получилось, что за последние 10 лет организовал некоторое количество архитектурных конкурсов и пообщался с множеством архитекторов, несколько десятков из которых принимало в них активное участие.

Не претендую на истину в последней инстанции, но смею предположить, что для архитекторов при участии в конкурсе важны, как минимум, два критерия:

  • как будет приниматься решение о выборе победителя
  • каковы шансы на реализацию предложенного проекта.

Организаторы конкурса «Мобильный обелиск», заручившись поддержкой от спонсора события - компании AOCG (понятия не имею кто это, поэтому не спрашивайте), не только обещали реализовать проект, но и пошли дальше.

После завершения фестиваля инсталляцию переместят на набережную Финского залива на территории пространства «Севкабель Порт».

Команда Порта в лице меня и Леши Онацко вяло махнула рукой, что означало примерно: ну давайте посмотрим, что у вас за обелиск выйдет, а там уже решим.

Тем более, что в условиях не было сказано, в каком месте набережной и надолго ли должен был быть установлен объект. Гипотетически, подвезти на тележке проект победителя на набережную, сфотографировать его и после этого сбросить в Неву демонтировать, вполне удовлетворяло условиям.

Короче говоря, в тот момент я предполагал, что:

  • конкурс дело хорошее и цитируемость фразы «Севкабель Порт» увеличит
  • множество различных работ участников дадут возможность выбора
  • возможно что-то из работ мы применим в будущем
  • что будет реализовано не понятно, в том числе потому что процесс производства не понятно кем контролируется
  • обязательства по сохранению объекта на территории проекта расплывчатые и не несут особых рисков.

Если бы мне тогда кто-то сказал, во что это все превратится и как повлияет не только на облик пары городских пространств, но и на всю мою жизнь, я бы взял дополнительное время подумать, но скорее всего принял бы ровно такое же решение.

2.

Не могу сказать, что я пристально следил за организацией конкурса. Ближе к финалу краем уха услышал, что участников оказалось гораздо больше чем планировалось.

Всего на конкурс было подано почти 60 работ из разных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Самары, Воронежа, Екатеринбурга, Истры, Казани…

Незадолго до подведения итогов конкурса у меня на столе вместе с утренним кофе оказалась подборка работ, рекомендуемых к включению в шорт-лист.

Бегло пролистав работы претендентов, я еще раз открыл задание для архитекторов.

В век ускорения всех процессов коммуникации, когда место мемуаров занимают посты в соцсетях, в фокусе оказываются временные объекты и легкие конструкции. Отсюда популярность жанра инсталляции в архитектуре. Тема обелиска, казалось бы, противоречит ему, так как обелиск по своей природе статичен. Даже выполняя роль верстового столба, он лишь фиксирует передвижение, сам по себе оставаясь константой. Участникам конкурса предложено подумать над возможностью «мобильного обелиска» – передвижного аттрактора, способного адаптироваться к меняющимся потребностям быстро развивающегося современного пространства «Севкабель Порт» и отразить парадоксальность современной культуры метамодерна, а также тему фестиваля «Мир архитектуры и дизайна – 2019»: «Тотальный ландшафт»

Взглянув еще раз на шорт-лист работ, мне показалось, что все очевидно, и я потерял интерес к этой задаче, переключившись на непросмотренные уведомления в телефоне.

3.

Проект победитель конкурса «Мобильный обелиск»
Проект победитель конкурса «Мобильный обелиск»
Первое место в конкурсе заняла работа «Поплавок. Ожидание клева», предложенная петербургскими архитекторами Елизаветой и Иваном Хухка. Победивший проект действительно можно назвать самым мобильным – во всех смыслах этого слова. Яркий поплавок инвертирует вектор традиционного обелиска, направленный на определенное событие в прошлом, и устремляет его в будущее – туда, где вот-вот что-то произойдет. У поплавка довольно крупный внутренний отсек с иллюминатором, там может расположиться все что угодно: от Wi-Fi-роутера до световой инсталляции.

Видимо что-то пошло не по плану. Точнее, может и по плану, но не по моему. Поплавок мне казался хорошим проектом для рекламной интеграции. Например, покрась его в черно-желтый и прям с названием «Мобильный обелиск» отдавай в Билайн. Но не для арт объекта.

Хотя кто я такой, чтобы решать какие арт-объекты размещать в Порту, решил я и собрался посмотреть на Поплавок своими глазами.

Победивший проект реализован компанией АОСG и установлен перед «Event-площадкой» на время проведения фестиваля «Мир архитектуры и дизайна».
- В смысле, спонсор отказался от реализации? У вас в анонсе написано, что Поплавок установлен перед Event площадкой. И фото приложено.

В один момент хорошее начинание превратилось в плохое.

С одной стороны, финансировать Поплавок отказалась не известная мне компания AOCG. Конкурс проводил журнал Проект Балтия.

С другой стороны, проект должен быть установлен на набережной Порта, а в жюри было аж три представителя от команды проекта. Ну и самое главное - у нас на носу был архитектурный конкурс гораздо масштабнее.

- Артем, а ты планируешь спонсировать мобильный обелиск победивший? Пока не стоит. Я предложил его Билайну в общий пакет по пляжной зоне.

Собирался ли я выступить спасателем по Карпману, выручить репутацию Проекта Балтия и сохранить в юных архитекторах веру в конкурсы?

С одной стороны, вопрос с мобильным обелиском хотелось решить. С другой, Поплавок не был даже в тройке моих фаворитов.

Тогда мне казалось, что я отморозился и оставил гештальт не закрытым. Сейчас по прошествии 5 лет можно с уверенностью сказать, что по результатам этого кейса я закрыл не один гештальт, а три:

  • мобильный обелиск из архитектурного конкурса был произведен и установлен, и, кстати, оказался более постоянным чем временным, оставаясь при этом таким же мобильным
  • Севкабель Порт тоже получил обелиск, и он получился ровно таким как я себе его представлял, хоть и совсем не мобильным
  • я проспонсировал обелиск, правда, не создание, а реставрацию, и не совсем обелиск, а скорее скульптуру, ну и не в Порту, а в Коломне.

4.

Из всех работ участников, меня зацепила только одна - Вращающаяся Триумфальная Арка.

Причин было несколько.

Сама идея, на мой взгляд, полностью отвечала вызову конкурса - Мобильный обелиск. Большинство участников решило, что мобильный - это передвижной. И только несколько участников показали, что мобильный - это двигающийся.

Очень привлекала возможность взаимодействовать с арт-объектом - раскрутить его или покататься. Это очень в духе экономики впечатлений, которой мы и занимаемся.

Больше всего вызывало вопросов, а как такой объект реализовать технически. Чтобы он при этом:

  • вращался, желательно даже детьми
  • был безопасным, особенно для детей
  • был недорогим в обслуживании, желательно бесплатным.

Но, к тому моменту мы уже установили вращающиеся порталы на входе в Севкабель Порт и подход к такой задаче был понятен. А сложность реализации, скорее, бросала вызов, чем отталкивала.

Были, конечно и существенные минусы проекта:

  • стоимость обещала быть крепкой
  • ставить не понятно где
  • смысл, который должна нести Арка в Севкабель Порту был не ясен.
Идея проекта — это, в первую очередь, авторская рефлексия на окружающую действительность, где нет ничего постоянного, и даже самый сакральный объект легко меняет направление.
KATARSIS ab

К тому моменту я еще не был знаком ни с Петром, ни с Верой, а в их портфолио еще не появились:

  • Мост, сожженый на Масленицу в Никола Линивце
  • Кампус на Крыше Цеха в Севкабеле
  • Зимний и Летний сценарий в Никольских рядах
  • Рассуждения о будущем Никольских рядов и проект застройки жилого квартала рядом
  • Переосмысление Голицын-Лофта
  • Фудхол на Шри-Ланке и много чего еще.

Все это появится позже, частично благодаря Мобильному обелиску.

А пока Вращающаяся Триумфальная арка заняла почётное 2е место и не удостоилась шанса на реализацию.

5.

18.06.2020: Привет. это Кардаш. Можно запросить модель арт-объекта (арка)? ASAP

Подготовка к реализации проекта Мобильного обелиска заняла около года.

История с конкурсом улеглась. Проект Балтия вместе со спонсором так и не смогли реализовать проект победителя конкурса. Лёша тоже развел руками: Билайну Поплавок не пришелся ко двору.

Я же за этот год в ходе двух крупных (по моим меркам) корпоративных сражений потерял 80% команды. В результате чего мне пришлось отступить с набережной Финского залива в близлежащие дворы. Или, если хотите конкретики, я наконец освободился из проекта Севкабель Порт, и решил направить свое внимание на проекты Большой гостиный двор и двор Никольских рядов, которые чем-то, отдалено, друг друга напоминали.

Надо сказать, что обоим проектам Вращающаяся Триумфальная арка отлично пришлась бы ко двору. Про Гостинку, возможно созрею и напишу в другой раз, так как там историй на несколько сезонов. Поэтому сейчас про двор Никольских.

До появления Miles&Yards во дворе Никольских была платная парковка для посетителей гостиницы, два газона, несколько кустов и детская площадка, которую, видимо, кто-то заказал себе на дачу, но она не подошла и ее поставили в качестве элемента инфраструктуры прямо на вытоптанный участок газона. Помните в детстве под качелями трава никогда не росла? Вот на это место и поставили площадку.

Мои влажные мечты относительно потенции менеджеров и владельца Никольских реализовать предложенную мной концепцию еще не развеялись окончательно. Поэтому, когда мне предложили сделать что-то «по-быстрому, на коленке, чтобы летом уже запустить» я отнесся с пониманием, COVID все-таки, и пошел на поклон к человеку, который единственный был способен реализовать в течение месяца хоть что-то, за что не пришлось бы краснеть.

В наших отношениях с Тёмой всегда была и остается легкая недосказанность. С одной стороны, я во всех наших общих проектах занимал позицию старшего товарища. С другой стороны, меня никогда не покидает ощущение при общении с ним, что он разговаривает со мной как с ребенком.

- Итак, Артём, давай уточним. Ты хочешь, чтобы я за 30 дней построил деревянную Триумфальную арку высотой 5,6 метра, которая будет собрана из брусков 50х50 мм и установлена на помосте, при этом она должна вращаться вокруг себя, и очень желательно детьми. Ну и конечно все это должно быть безопасными. А, ну и недорогим в эксплуатации. Все верно?

- Да, Тём.

- Погнали.
2A Production

6.

Не то, чтобы я постоянно весь год думал о том куда пристроить Арку. Она была где-то в оперативной памяти как и многие другие классные проекты, которые появлялись, ждали своего времени, а потом материализовывались в конкретных локациях.

Так было с Причалом, Теслой и Катком в Севкабеле. Все три проекта казались малореалистичными в начале. Когда я рассказывал про них на этапе идеи, каждый раз я испытывал дикие приступы, вызываемые синдромом самозванца. Но, как только я начинал препарировать проект, приступы проходили и подступала уверенность.

Пример устава проекта вы найдете по ссылке в телеграм канале t.me/kardash_pro

Смотришь в подготовленный Устав проекта и кажется, что ничего сложного. Главный вопрос в любом проекте: кто кроется за тремя буквами ФИО…

7.

Ровно через месяц после того, как я показал Тёме чертежи Арки, она стояла во дворе Никольских рядов. Увидев первым как крутится 5ти метровая тяжеленная деревянная конструкция, я подумал, что если спустя 4 года буду писать про это историю, то на этом месте и остановлюсь.

Триумфальная Арка один из примеров вытащенного из стола проекта, примененного в нужное время в нужном месте. Задачи свои арт-объект выполнил и перевыполнил.

Как и другие проекты, над которыми работал Miles&Yards:

Архитектурное бюро KATARSIS после успешной реализации конкурсного проекта стало чуточку заметнее и через несколько месяцев приступило к реализации проекта Зимнего сценария в Никольских рядах.

А я вдохнул побольше воздуха, чтобы нырнуть в свой следующий проект.

Все это и немного больше в канале t.me/kardash_pro

Начать дискуссию