Точно знаю, что преподавание, как и любую другую работу, надо любить

Интервью Александра Пряхина – преподавателя и руководителя курсов в OTUS. В мае Александр отмечает юбилей преподавания в OTUS. За эти 5 лет у него появился свой фанклуб в рядах сотрудников и среди студентов. В интервью мы узнали с чего все началось, как преподавание влияет на жизнь, и как находить общий язык со студентами.

Точно знаю, что преподавание, как и любую другую работу, надо любить
Александр Пряхин
преподавателя и руководителя курсов в OTUS

Как начался ваш путь в OTUS?

Впервые с OTUS я познакомился в 2017 году, когда все только начиналось. Мы общались с Дмитрием Волошиным сооснователем проекта, и меня очень вдохновил формат будущего курса. К сожалению, тогда у меня не хватало сил и времени на развитие нового курса. Однако в марте 2019 года мой давний товарищ и коллега по образовательной сфере Женя Картавец предложил мне продолжить нашу совместную работу в OTUS. И я уже не смог отказаться! К тому моменту у меня за плечами был гораздо больший опыт работы в EdTech и понимание ожиданий.

Какое было первое впечатление о компании?

Как я уже сказал, с концепцией OTUS я был знаком задолго до начала непосредственной работы. К тому моменту я достаточно преподавал у “нулей” – студентов, которые приходят в IT-сферу абсолютно без опыта. И честно сказать, выгорел от этого, так как при всех моих стараниях конверсия студента в программиста была низкой. Хотя есть мои студенты, которые уже выросли до руководящих должностей. Специфика обучения людей с нуля такова, что многие скорее клюют на сладкие речи маркетологов, нежели трезво оценивают свои способности и расположенность к IT-сфере.

Да и система работы и оплаты в OTUS была и остается, на мой взгляд, лучшей на рынке EdTech в РФ и не только.

Какое впечатление спустя 5 лет?

OTUS – это всерьез и надолго. Я уже отношусь к своим курсам не как к монетизируемому хобби, а как к партнерству в общем деле. Команда, процессы, люди – все это в OTUS в первую очередь про то, как сделать круто, а не как погромче покричать, чтобы сделать продажи.

Я приходил в OTUS простым преподавателем на курс PHP. За пять лет получилось запустить курсы по Symfony и Laravel, перезапустить TeamLead и сам PHP, поучаствовать в запуске CTO. Были и эксперименты, которые мы вовремя закрывали – это нормальная история. Но все то, с чем мы работаем сейчас, это результат самоотдачи и труда команды.

Мы посчитали, что на ваших лекциях присутствовало в общей сложности около 1500 студентов. Это чуть меньше, чем полный зал в Большом театре. Какие чувства у вас это вызывает?

Это одна из причин, почему я преподаю. В какой-то момент я задумался о том, а сколько вообще людей запомнят твой след в истории? Будут ли они тебе благодарны? Будешь ли ты полезен человечеству? И с этой точки зрения 1500 человек - это капля в море. Но я безумно рад, что студенты, с которыми мне довелось работать, выносили из моего труда и труда команды пользу, ценность, разблокировали для себя возможности роста. Они сделали шаг вперед, выросли. Я очень уважаю этих людей!

У вас один из самых высоких рейтингов среди преподавателей (98.4), как удается держать такую высокую планку?

Кстати, пару лет назад собирал для себя статистику по тому, что сделал в OTUS. На старте рейтинг просаживался. Я экспериментировал, привыкал, искал решения. Но точно знаю, что преподавание, как и любую другую работу, надо любить.

По опыту учебы в вузе я вспоминаю, что были те преподаватели, которые были “для галочки”, те, что настолько возносили себя над студентами, не удосуживаясь думать о ценности. А еще были те, кто был настоящими друзьями для студентов. И это не просто про улыбку, но про честность, открытость, полноценную обратную связь.

Я стараюсь быть именно таким другом. Если на code review я вижу плохой код – я не скрываю это, а подсвечиваю. Если сделано хорошо – я честно говорю об этом. Недавно один из студентов-выпускников сказал, что никто не возвращал ему ДЗ на доработку больше, чем я :)

Есть ли у вас какие-то секреты подготовки к занятиям?

Я всегда ловлю себя на мысли, что хочу взять еще больше лекций, новые темы. Но я понимаю, что времени на все не хватит. У меня был год, когда я вел по 10-13 лекций в месяц. И я понял, что так сожгу всю свою любовь к преподаванию.

Поэтому сейчас я в первую очередь сосредоточен на качестве курсов, процессах обеспечения работы, day-to-day работе преподавателей. И лекции веду уже устоявшиеся за мной. Поэтому меня можно разбудить посреди ночи, и я прочитаю лекцию.

В начале я готовился очень подробно. Помимо презентации, я всегда готовил пошаговый план, скрипты, по которым буду показывать примеры. Но всегда самое интересное и самое сложное – это вопросы студентов. Они могут выбить из колеи, заставить задуматься, иногда даже усомниться в собственных знаниях.

Поэтому самая главная подготовка – это багаж опыта. Хорошего, плохого, успехов, косяков. Нельзя рассказывать о том, чего сам не знаешь и не трогал руками. Студенты это прекрасно чувствуют.

Студенты вас обожают, как вы находите с ними общий язык?

Я очень надеюсь, что это действительно так :). Студент – это очень важный человек на лекции. Они не просто собрались и заплатили деньги. Они пришли после работы слушать лекцию, нашли в себе силы погружаться, задавать вопросы. Поэтому самое важное – не быть говорящей головой, оттарабанивая лекцию как на магнитофоне.

Общение – это ключ к студенту. У всех свой background, своя история, свой набор знаний. Поэтому через общение я понимаю, как рассказать студенту о том, чего он пока не знает.

Я не даю готовый ответ. Мы вместе стремимся прийти к нему. Только так студент запоминает, на каком основании и по каким принципам строится то или иное решение.

При этом есть студенты, которые мой подход не принимают. Это нормально. Хочу верить, что их меньшинство.

Есть ли у вас какие-нибудь забавные кейсы из преподавательской практики?

Как-то раз после работы я жутко уставший завалился в горячую ванну, чтобы отключиться от всех проблем, которые решал за день. Все бы ничего, но я совершенно забыл про лекцию! Кажется, это был единственный раз за пять лет, когда я так пролетел.

Как сейчас помню, что мне позвонила Аня Абушик с вопросом: “Александр, а Вы где?”. И точно помню, что я летел к компьютеру с мокрой головой через всю квартиру, одеваясь и распугивая кошек на ходу.

Как преподавание в OTUS влияет на вашу жизнь?

Для меня это очень важный аспект. Особенно это я понял, когда два года назад уходил на три месяца в sabbatical. Когда твоя основная fulltime работа перестает быть для тебя единственным источником дохода, и ты понимаешь, что можешь спокойно пережить какое-то время без 9-18, то становишься спокойнее и чуточку мудрее. Я перестал бояться увольнений, говорить “нет”, спорить, отстаивать точку зрения и собственные интересы и принципы. Кстати, с одной работы именно потому и ушел, так как мой взгляд на вещи кардинально расходился с мнением нового руководителя. В споре рождается истина, и я сам очень люблю, когда мои коллеги не просто соглашаются со мной, но соглашаются обоснованно, после прений. И верю в то, что таким образом и основной работе приношу больше ценности.

Какие ваши дальнейшие планы относительно преподавания?

Я очень надеюсь на долгосрочное сотрудничество. Наверное, я бы хотел преподавать и на пенсии. Cogito ergo sum (мыслю, следовательно - существую). И преподавание держит в тонусе, дает энергию, позволяет нести пользу. Это ли не описание классной работы? :)

2
1 комментарий

Александр, поздравляю! 🌱

Ответить