Кнопка
Кнопка Лигал Кнопка Кнопка Кнопка Лигал

Советы владельцу бизнеса по оптимизации расходов на разработку, маркетинг и аналитику от разработчика

Всем привет! Я Лаптев Алексей, основатель и главный разработчик сервиса бесплатной сквозной аналитики и коллтрекинга Utmstat, а также Telegram-канала про сквозную аналитику. Сегодня расскажу как можно оптимизировать дорогостоящий процесс разработки/маркетинга/аналитики.

Дисклеймер

Советы даны на основе собственного опыта разработки довольно сложных сервисов с фокусом на маркетинг и аналитику.

Фокусируйте бюджеты на маркетинге и аналитике

Без продаж ваш красивый сайт бесполезен.

Поэтому если продажи падают, останавливайте/упрощайте дорогостоящие задачи и освободившиеся деньги вкладывайте в рекламу и немного в аналитику.

Реклама нужна чтобы были продажи.

Сквозная аналитика нужна, чтобы понять, на какую рекламу не стоит тратить денег и что вообще мешает конвертировать входящие заявки в продажи.

А теперь детально, что можно сократить.

Упрощайте разработку

В моей практике были случаи, когда сливались миллионы рублей на зарплаты разработчиков ради ненужных не продающих хотелок.
Что можно оптимизировать:

Не изобретайте велосипеды

Самописные CRM, самописная аналитика, с вероятностью 99% не нужны.

Лучше составьте список задач и возьмите консультацию у внешнего эксперта по CRM и аналитике, который не продает разработку. Скорее всего, все что вы хотели разрабатывать - уже готово и стоит на порядки дешевле.

Разработка сайта с нуля

Если у вас типовой лендинг/многостраничный лендинг/типовой магазин, то однозначно конструкторы типа Тильды/Insales и очень осторожно - Битрикс.

Не ведитесь на доводы типа - хороший сайт только самописный или нужно писать только на модном js-фреймворке и прочее.

Редкий программист понимает что модный последние 3 часа фреймворк не влияет на продажи, но хорошо влияет на себестоимость. А студия хочет продавать вам человеко-часы разработки, а не продажи на сайте.

"Уникальный" дизайн

Если он обоснованно не заточен под продажи и повышение конверсии - под нож.

Посмотрите в сторону стандартных тем и конструкторов.

В любом случае "дизайн" должен продавать, поэтому фокус на УТП и текстах, а не утонченных шрифтах и невероятных спецэффектах.

Спецэффекты на сайте

Всплывающие формы, ajax, красивые переходы - это все обычно не продает, но сильно усложняет и удорожает некоторые процессы. Отказывайтесь.

Отдельный привет тем, кто делает лендинги с загрузкой 2-3 секунды и лоадером. Клиенты столько не ждут и уходят до того как загрузится сайт.

Разработка админок с уникальным дизайном и функционалом

Все давно придумано, делать с нуля не имеет смысла. Берем готовый css-фреймворк и CRUD-генератор. Скорость разработки вырастет в разы.

Используйте популярные языки/фреймворки.

Если вы не навороченный высоконагруженый SAAS-сервис, то однозначно использовать PHP/Yii2/Laravel/Jquery/MySQL. Для большинства навороченных SAAS они тоже отлично подходят.

И ... возможно Битрикс для сложных корпоративных сайтов, где разрабатывать с нуля большой объем стандартной бизнес-логики не имеет смысла даже на PHP - связь с 1с, бухгалтерия и прочее. Но тут я не силен.

Никаких NodeJs, Go, Ruby, Python, Perl, модных js-фреймворков и Single-page application, которые так хочет программист.

Это все невероятно затянет сроки и отсрочит продажи + необходимость платить зарплаты в растянутых сроках + мучения с поиском кадров.

Рабочий процесс и себестоимость разработки

Если у вас бардак и хаос, почитайте эту статью.

Переходите на готовые популярные решения

Была отдельная статья про связку сайт-реклама-продажи аналитика, но коротко расскажу еще раз.

Лендинги/мультилендинги для услуг

Используйте Тильду.

На данный момент лучший конструктор с большим отрывом от остальных. Удобен как для построения сайта, так и для аналитики.

Очень осторожно с битриксом, особенно с его формами и чатом. Он возможно хорош как конструктор сайтов сам по себе, но к нему с большим трудом и чеком прикручивается аналитика. На этапе сквозной аналитики можно хорошо попасть на деньги и/или остаться без аналитики.

Интернет-магазины

Тут я не особо специалист, но нравится InSales.
Что-то простое можно сделать также на Тильде.

Онлайн-чаты

С большим отрывом лидирует Jivosite.

Практика показывает что в них пишут много и чаты довольно мощный инструмент поднятия количества лидов на пустом месте.

CRM

Если вы хотите системно продавать - CRM нужна однозначно.

Бесплатно и мощно на старте - Битрикс24

Чуть удобнее, но сразу платно - AmoCRM

Для интернет-магазина - RetailCRM или встроенная в InSales

Все остальное без явной необходимости - не рекомендую. Чем экзотичней инструмент, тем проблемней и дороже аналитика.

Сквозная аналитика

Если вы не спец по сквозной аналитике и при этом вам дорого продают уникальную настройку Google Analytics/Google Data Studio или Power BI.

То еще раз хорошо подумайте. Скорее всего у вас типовые проблемы, которые давно решены типовыми решениями.

Готовые платные решения закрывают пожалуй до 90% задач по аналитике, избавляя от необходимости тратить деньги и время на разработку своих костылей. Посчитайте стоимость обоих вариантов.

Например UTMSTAT из коробки без программистов может прикрутить практически любой сайт как к собственной аналитике, так и к Google Analytics с CRM. То есть уже снимается большой пласт работ по внедрению всяких скриптов на сайте и разработке отчетов.

Доведите до идеала базовую аналитику, а уже только потом усложняйте процесс и стройте персональные отчеты, но скорее всего в этом не будет необходимости.

Более подробно про выбор сервиса сквозной аналитики читайте здесь.

Контролируйте маркетологов/контекстологов/директологов

Если вы не спец по контексту и не можете оценить качество рекламных кампаний, то вот вводная статья по настройке контекста, попросите подрядчика придерживаться ее.

Опытный подрядчик и так все из нее знает, а новичек - не допустит грубых ошибок.

Контролируйте сквозную аналитику

Сквозная аналитика в целом простая вещь и если держать ее в порядке, она покажет точки роста и экономии.

Просто почаще в нее заходите и контролируйте, чтобы реклама приносила заметно больше денег чем тратила.

Эта метрика называется ROMI. Он должен быть от 30% и выше.

Если вы не уверены в вашем подрядчике, то можно дать ему в помощь робота.

Типовые проблемы подрядчиков в этой статье.

Осторожнее c чат-ботами и прочими волшебными инструментами

Сейчас хайп с чат-ботами, будто способность дать какой-то автоматический ответ повысит продажи в разы.

Нет.

Нет входящих заявок - не с чем работать боту.

Тут 3 задачи.

Задача 1. Привлечение клиентов (генерация лидов).

Нужно увеличивать количество входящих звонков/заявок через форму/корзину/сообщения в онлайн-чат.

Эту задачу решает исключительно сайт с понятным УТП и простыми способами связи, качественная реклама и сквозная аналитика.

Пока вы не завалены лидами, усложнять процесс не надо. Наведите порядок тут.

Задача 2. Обработка лидов.

Если ваши менеджеры откровенно не завалены лидами, как сейчас службы доставки еды. То пока они тянут ручную обработку - продолжайте фокусироваться на рекламе.

Ненужно 2-3 заявки в день обрабатывать через бота, скорее потеряете клиента, не дав развернутый ответ, чем получите продажу.

И только если у вас будет сотни лидов в день с однотипными вопросами, то тут да - можно уже автоматизировать и на типовые вопросы давать типовые ответы ботом.

Задача 3. Подогрев лидов.

Если выжали максимум из задач 1 и 2, можно подключать всякие email-рассылки и прочие инструменты, которые принесут продажи в долгосрочной перспективе.

0
11 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Виктор Степаньков

Не думаю, что легаси-ад битрикса и его погоня за дорого-богхатостью на которую ведётся малый бизнес, но никогда в жизни не будет использовать, оптимизирует расходы.
Битрикс, это скорее расходы х2 (min) + головная боль по поиску подрядчика.
Тут давеча студии плакали, что нигде разрабов найти не могут на такую классную систему.

Ответить
1
Развернуть ветку
Гринкевич Дмитрий

Я бы не валил все на подрядчиков. Ведь если у клиента бизнес в online, то клиент должен понимать и в digital.
"головная боль по поиску подрядчика." - это можно сказать про любую услугу))

PS а где студии плакали?)

Ответить
0
Развернуть ветку
Матвей Ивашкин

Интересная статья, спасибо. 

Ответить
1
Развернуть ветку
Вадим Чиняев

пирдон, но если коммерс не знает такого и лезет в it продажи, я бы тупо посоветовал бабло истратить на гречу или че там ща в тренде.

ваш интерес понятен )

Ответить
1
Развернуть ветку
Henadzi Koltun

Оценил вашу прыть. 

Пара моментов. Где грань, между удобством Тильды, как SAAS-CMS и рисками, что завтра ей прикроют и ваш бизнес останется с тыквой?

Где грань между разумной экономией и риском зактытия из-за недофинансирования проекта?

Но так-то конечно, лучше хорошо внедренный Drupal (где и готовая админка, и перспективы быстрого перевода на все языки мира, и возможность безболезненно внедрять свои доработки, и владение кодом и отсуствие ежегодной смены АПИ ядра и "ицензионных платежей"), чем бесконечная доработка идеального сервиса на ГО!

Ответить
0
Развернуть ветку
Alexey Laptev

Ну похоже на речь программиста, у которого должно быть все "свое".

Тильда никуда не денется, не переживайте. А пока вы будете пилить свой друпал - конкуренты запустят продажи.

А ну еще надо найти нормального программиста, у которых с текущим курсом весьма высокие рейты.

Ответить
1
Развернуть ветку
Кирилл Казаков

Мемы и смешные картинки редко добавляют тексту пользы (vc.ru/team/28520). Или никак не обойтись?

Ответить
0
Развернуть ветку
Alexey Laptev

Цепляющие мемы и картинки повышают CTR в ленте, а текст делает пользу. Это кстати тоже неплохой совет бизнесу.

Ответить
0
Развернуть ветку
Ian Virlov

Про чат-боты - в точку! Впрочем, как и про чаты (и любые другие "навесы") - можно добавить на старте РК и посмотреть - если там мало заявок, то проще отключить. А для некоторых бизнесов их (чаты) и не нужно ставить.

Ответить
0
Развернуть ветку
Alexey Laptev

Онлайн-чаты нормально работают, по крайней мере их поставить - 15 минут делов. А вот писать ботов в чат - нужно в самую последнюю очередь.

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 11 комментариев
Давайте проследим за популярными инвесторами из «Пульса» в «Тинькофф Инвестициях» в столь непростые для рынка времена

Моя предыдущая статья “Популярные авторы «Пульса» в «Тинькофф Инвестициях» торгуют в убыток” набрала около 25к просмотров в первые 12 часов и более 43к на данный момент. Поэтому было принято решение продолжить тематику инвестиций и публикации результатов популярных инвесторов социальность сети «Пульс».

Самое интересное из интервью автора Vim Брама Моленара для Evrone

Брам Моленар — первый автор, координатор проекта, менеджер релизов и «великодушный пожизненный диктатор» очень популярного среди программистов и опытных пользователей текстового редактора Vim, развившего идеи vi. Evrone поговорил с ним о функциональности, монетизации и развитии Vim.

Ставка на цифровые продукты и качественный клиентский сервис

МТС Банк активно работает в парадигме устойчивого развития, которая ориентирована на стратегию win-win для клиентов и для банка. Глеб Сорокин, вице-президент, руководитель инвестиционного блока МТС Банка, о цифровой трансформации бизнеса, включая практику работы с инвестициями и внедрение финтех-сервисов для участников ВЭД.

Принятие решений со скоростью потоков событий на живом примере

В 2022 году, согласно прогнозам Gartner, организации будут объединять данные из десятков внутренних и внешних систем, сокращать зазор между поступлением данных и их обработкой с дней до секунд, создавать инфраструктуру для аналитики, прогнозирования и принятия решений в реальном времени.

В этой статье на примере практического кейса рассмотрим, как происходит переход организации к работе с данными с нулевым зазором и какие результаты это дает.

Ресторан в США потребовал от сотрудников получать хорошие отзывы на Google Maps — менеджера уволили за эту идею Статьи редакции

Объявления с угрозами уволить «недорабатывающих» сотрудников опубликовали на Reddit и сообщество завалило заведение плохими оценками.

Панельного неба скульптура: Никита Анохин делает ночники в виде советских домов, а их покупают в России и за рубежом Статьи редакции

Мастерская Nikita Anokhin Store началась на кухне со шкатулок-сердец. В 2021 году он заработал на «Брежневках», «Свечках» и других проектах 3,6 млн рублей чистой прибыли.

Ночники Brezhnevka и «Свечка». Фото предоставлены мастерской.
Как работает реферальная программа в Playgendary

30-40% принятых офферов — это рекомендации, которых мы получаем по 200-300 ежемесячно. Рассказываем, как пришли к такому результату.

Анастасии звонят чаще, чем Владимиры — Yota подготовила статистику клиентов по именам

По данным Yota за 2021 год, самые часто встречающиеся мужские имена среди пользователей мобильного оператора – Александр, Сергей, Алексей. Женские – Елена, Наталья, Татьяна. При этом Александров на 21,4% больше, чем Елен.

Python-разработчик, UX-писатель и Product-менеджер. На кого учатся россияне и сколько тратят на онлайн-образование

Ко Дню студента мы выяснили, как в 2021 году изменился спрос на онлайн-образование по сравнению с 2020 годом. Рассказываем, что изменилось за год, и какие направления онлайн-образования пользуются наибольшей популярностью.

Почему сейлзы должны работать в CRM, а не в «1C», и как это сделать

На бумаге все системы красивые и эффективные, но в реальности они начинают трещать по швам от кривых процессов и нежелания сотрудников в них работать. Мы решили помочь руководителям в донесении ценности CRM-системы до сотрудников. Скиньте этот материал вашим коллегам, он поможет сделать так, чтобы система стала ценной в их глазах. Если не поможет…

null