На пользу тела: как телемедицина помогает российским пациентам и врачам

Петр Трещалин
первый заместитель генерального директора «Скандинавского центра здоровья»

Почти треть медицинского рынка в России приходится на телемедицину. Она позволяет врачам и пациентам экономить время в тех случаях, когда можно обойтись без личного визита. Расскажем о том, как внедряли телемедицину в работу «Скандинавского центра здоровья», и почему для этого пришлось создать собственную IT-платформу.

От отрицания до широкого использования

Первые робкие попытки в сфере телемедицины начались с оцифровки медицинских карт. Она сильно облегчила жизнь врачам и пациентам. Теперь медкарту можно открыть по щелчку мыши – ее не нужно искать на полках регистратуры. Информация в электронной базе стала более понятной: иногда почерк врачей «на бумаге» было трудно разобрать. Улучшилось и структурирование данных, особенно в амбулаториях.

С развитием технологий у цифровой медицины появились новые возможности. Запись через интернет избавила пациентов от необходимости стоять в очереди или дозваниваться живому администратору. Клиники могут отслеживать все приемы и контролировать нагрузку на кабинеты, выстраивать расписание в зависимости от посещаемости. Появились инструменты, которые на основании жалоб пациента могут подсказать, к какому врачу следует обратиться.

На этапе зарождения телемедицина представляла собой консультацию по телефону. Но сложно сделать выводы и установить диагноз, не видя пациента. Поэтому телемедицина была не очень востребована: врач все равно просил пациента приехать к нему на обычный прием.

Стимулом к более широкому использованию телемедицины стала пандемия коронавируса. Когда к врачу нельзя было прийти физически, удаленные консультации стали единственным возможным выходом.

Множество разнообразных технологий вывели удаленную диагностику на новый уровень. Видеоконференция, возможность отправки медицинской документации, дистанционное подключение разнообразных гаджетов – все это позволяет проводить более точную диагностику и корректировку лечения.

На пользу тела: как телемедицина помогает российским пациентам и врачам

Законодательные ограничения

В России телемедицина регулируется статьей 36 Федерального закона 323-ФЗ. В нем четко прописано, что на первичном приеме в рамках телемедицины можно только собирать анамнез и выдавать направление. По сути, это замена очного приема у терапевта, который может подсказать, к какому специалисту пойти. «Удаленные» диагнозы пока ставить запрещено. Если медик уверен в правильности своих выводов, он может высказать это в виде частного мнения.

По законодательству, при проведении телемедицинской консультации врач должен находиться в клинике. Поэтому для него по сравнению с личным приемом почти ничего не меняется – только пациент не напротив него, а на экране. Из оборудования помимо компьютера нужны лишь наушники.

Первый опыт телемедицины

«Скандинавский центр здоровья» начал предлагать услуги телемедицины сначала в тестовом режиме и с использованием стороннего IT-сервиса. Результат нас не устроил. Главной проблемой стало неудобство и для докторов, и для пациентов.

Врачи могли пользоваться этим сервисом только через его сайт. Нужно было тратить время на ввод логина и пароля, а потом работать в непривычном интерфейсе. А главное – данные из чужой информационной системы не выгружались автоматически в нашу, что осложняло работу. После проведения телемедицинской консультации врач тратил время и силы на внесение информации в нашу базу данных. К тому же не все специалисты продвинуты в технологиях. У нас даже было случай, что одному доктору помогали вести телемедицинскую консультацию четыре человека из бэк-офиса, стоявшие рядом с ним.

С точки зрения пациента, тоже были свои сложности. Чтобы получить доступ к телемедицине, он должен был скачать приложение. А загружать свой телефон множеством сервисов любят далеко не все.

На пользу тела: как телемедицина помогает российским пациентам и врачам

Прием по своим правилам

Мы поняли, что хотим внедрять у себя телемедицину на новом, переосмысленном уровне. Главное, что мы для себя определили – никаких сторонних приложений. Весь процесс должен вестись исключительно внутри нашей информационной системы. Все, что нужно пациенту – перейти по ссылке, безо всяких скачиваний и установок.

Одним из основных вопросов стало удобство врача. Мы добились, чтобы врач мог проводить телемед-консультацию прямо в нашей системе. Для этого ему нужно ввести свои данные всего один раз.

Создание такой платформы заняло время. Около двух месяцев мы прорабатывали концепцию, еще три месяца ушло на внедрение. Затем мы провели обучение врачей.

Мы заметили, что доктора не слишком активно предлагали пациентам использование телемедицины: им не нравится что-то «навязывать». Поэтому мы создали условия, при которых пациенты сами обращались к врачам с вопросами о ней. На двери кабинетов докторов, которые ведут удаленные приемы, повесили информационную наклейку. Сделали для таких специалистов отдельные значки на бейдже. Разместили описание на сайте, напечатали буклеты, развесили информацию по клинике. Так мы смогли продвинуть эту услугу и увеличить ее популярность. В ответ на вопросы о телемед-консультации врачи рассказывают про ее возможности гораздо охотнее.

На пользу тела: как телемедицина помогает российским пациентам и врачам

Как изменилась работа врача

Основной сложностью при обкатке системы стал человеческий фактор. Наши врачи привыкли к тому, что на пациента во время приема нужно посмотреть, измерить давление, провести какие-то манипуляции. При дистанционной консультации такой возможности нет, доктора вынуждены полагаться на то, что говорит пациент.

Но, как сказал доктор Хаус, «все врут». Доверять на 100% словам пациента нельзя. Есть риск предположения некорректного диагноза, что вызовет потерю драгоценного времени. Именно это вызывало у наших врачей самые большие трудности.

Мешает не только «человеческий фактор». Полноценный осмотр у многих специалистов возможен только «вживую», с использованием различного оборудования. При первом удаленном приеме можно лишь собрать жалобы пациента, провести базовый осмотр с помощью гаджетов и понять «в общих чертах», что делать дальше.

А вот повторный прием в формате телемедицины сразу же понравился и врачам, и пациентам. Врачи самых разных специализаций выразили желание вести повторные приемы онлайн. Это не только терапевты, но и кардиологи, гастроэнтерологи, хирурги, аллергологи, эндокринологи и даже гинекологи. Они нашли в телемедицине прекрасную возможность для ведения пациента и корректировки лечения.

Возможности и перспективы телемедицины

Как показала наша практика, телемедицина наиболее актуальна в следующих аспектах работы клиники.

  • Повторные приемы. Чтобы проверить показатели пациента и скорректировать программу лечения, не всегда нужны очные визиты. Это вполне можно сделать удаленно.
  • Предварительный сбор анамнеза и запись к нужному специалисту. Но здесь следует помнить, что первичный онлайн-прием не замена личного осмотра.
  • Медицинский туризм. Например, пациент из глубинки приезжает в Москву на операцию. Благодаря телемедицине он может подготовиться к ней: передать врачу информацию, получить ответы на все вопросы.
  • Получение «второго мнения». Пациент может удаленно связаться с врачом из другого города, рассказать ему о симптомах, передать результаты анализов и получить от него экспертное мнение.
  • Проведение медицинских консилиумов с несколькими врачами.

Важное условие для развития телемедицины – поддержка врачей. Российские медики, как правило, более консервативны, чем их зарубежные коллеги. Но как показывает практика, врачи встают на сторону телемедицины, если грамотно объяснить им ее возможности и преимущества. И, конечно, если ее введение не увеличит объем их письменной работы.

Очень поможет и ослабление бюрократических барьеров. Чтобы иметь право на внедрение новой технологии, клиника должна получить на нее регистрационное удостоверение. В среднем оно оформляется полтора года. Из-за этого инновации внедряются не так быстро, как нам бы хотелось.

Пока мы не используем в нашей платформе искусственный интеллект, но планы на этот счет большие. Мы хотим, чтобы ИИ помогал собирать анамнез, готовить документацию и отслеживать те данные, которые с помощью носимых гаджетов будут передаваться в клинику. Так врач будет знать обо всех изменениях в состоянии пациентов даже без регулярного контакта с ними.

1414
10 комментариев

Как интересно! Но есть вопрос: не сложно ли было самим врачам осваивать новые программы и в целом переходить на новую механику работы?

1
Ответить

Мы активно занимаемся цифровизацией услуг, поэтому наши врачи уже давно пользуются цифровыми сервисами в своей работе. Да, определенные сложности были при работе с внешней системой. Сейчас мы развиваем внутреннюю платформу, которая полностью интегрирована со всеми сервисами. Переход прошел спокойно, нареканий от врачей нет, потому что все интерфейсы для них уже хорошо знакомы.

1
Ответить

по моему опыту очень классная штука телемедицина – удобно получать мнение врачей по какой-то проблеме. Мне нравится, что я могу выбрать врача, погуглить отзывы и потом только записаться. Плюс ценник адекватный. Правда бесит, что разные сервисы по разному работают. Например, тестил Яндекс и вроде бы назначили время, но так и не нашелся врач. Хочется чтобы это было легко и понятно, как у вас описано в статье – получил ссылку и без всяких доп манипуляций общаешься с врачом

1
Ответить

Спасибо за комментарий! Нашей задачей было сделать максимально простой и интуитивно понятный интерфейс как для самих врачей, так и для пациентов.

1
Ответить

крайне удобная штука, и действительно личный осмотрел нужен только на первичных приемах в остальном достаточно просто предоставить результаты обследования

1
Ответить

Кстати, отличный вариант обратиться за мед консультацией к врачу, если ты уехал заграницу и не хочешь отдавать 100500 евро за то, чтобы местный терапевт сказал, что у тебя насморк.

1
Ответить

А какие планы помимо внедрения ИИ еще есть?

1
Ответить