История о том, как мы пилили свой стартап внутри ИТ компании

Всем привет! Меня зовут Антон и вот уже более 7 лет я руковожу ИТ-компанией QTIM. Мы занимаемся разработкой цифровых продуктов различной сложности: сайты, приложения, корпоративные платформы. С появления QTIM на рынке разработки у меня была мечта — создать собственный продукт. Однако у меня не было идеи, что это может быть. В мае 2022 года мы нащупали интересную для нас нишу. С этого момента и началась история нашего конструктора для тг-ботов — Wombot. Сегодня я расскажу, как мы набивали шишки в продуктовой разработке и какие выводы из них сделали.

История о том, как мы пилили свой стартап внутри ИТ компании

Кто такой Wombot?

Wombot — конструктор для быстрого создания ботов в Telegram без привлечения разработчиков. Основное отличие от других решений на рынке — возможность монетизировать контент. Получился своеобразный аналог Boosty или Patreon, только в рамках мессенджера.Telegram боты помогают с различными задачами от персонализации клиентского опыта до круглосуточной поддержки. Наш Wombot умеет:

  • структурировать и генерировать контент;
  • создавать пошаговые продажи;
  • принимать оплату за подписки и товары;
  • выступать в качестве техподдержки;
  • составлять структуру обучающих курсов;
  • бронировать места на потоке обучающего курса;
  • служить инструментом онбординга персонала.

Почему мы решили разрабатывать сервис именно для Telegram’a? Платформа уже давно перестала быть просто мессенджером — это площадка для общения, источник новостей, место, где блогеры и компании коммуницируют со своей аудиторией. На момент написания этой статьи число пользователей перевалило за отметку в 900 миллионов. Еще одно значительное преимущество коммуникации в Telegram’е — можно отслеживать все лиды и связываться с пользователями напрямую, если они по какой-то причине не продолжили путь по воронке продаж.

История о том, как мы пилили свой стартап внутри ИТ компании

Интересный факт: Wombot получил такое название благодаря участию нашего клиента — Онлайн школы №1. В ходе обычной беседы, когда мы рассказывали о своей задумке, менеджер с их стороны предложила назвать проект «Wombot», потому что и вомбат — классный зверек, и его название созвучно слову «бот».

Старт работ

В начале мы изучили рынок решений для автоматизации процессов. Оттуда черпали идеи и выявляли боли клиентов, которые может закрыть продукт для быстрого создания ботов. Как я уже писал выше — это история о первых шагах в продуктовой разработке. Медлить мы не стали и сразу после обсуждения идеи стартапа с командой приступили к реализации. Мы знали, что хотим получить на выходе. Казалось, что дело за малым — реализовать конструктор. Планировали сделать быстро, дешево и сердито, но тут наши розовые мечты разбились о скалы реальности.

Когда разработка уже кипела, мы с Артемом, моей правой рукой в QTIM, поняли, что сервису не хватает изюминки. И мы ее нашли — монетизация контента. Звучит как что-то очевидное, потому что сейчас у каждого третьего блогера есть собственный образовательный продукт, который продается в том числе через Telegram, однако удобного решения для его монетизации на рынке не было. Поэтому мы решили пилить инструмент, который поможет продавать без привлечения сторонних сервисов.

История о том, как мы пилили свой стартап внутри ИТ компании

Дизайн

Мы не сразу знали, какое визуальное решение хотим видеть в итоге. Тогда у нас не было сформированного штата дизайнеров и мы отдали задачу на аутсорс. Первая версия платформы сильно отличалась от того, что есть сейчас — она была в лаконичном черном цвете. Сейчас же пользователей на главной странице встречает приветливый зверек, а сайт выполнен в светлых тонах, с акцентными зелеными областями.

История о том, как мы пилили свой стартап внутри ИТ компании

Кстати, дизайнер, который был на стороне аутсорс-команды, в процессе разработки присоединился к нам. Сейчас он занимает должность арт-директора в QTIM. Можно сказать, что именно он заложил концепцию текущего продукта, когда еще находился в другой компании.

Разработка

Весь процесс у нас занял примерно 6 месяцев, если не брать во внимание, что мы несколько раз перерисовывали дизайн. Важная особенность любого внутреннего продукта — на него всегда не хватает ресурсов, ведь разработчики заняты созданием проектов и цифровых решений для клиентов и не всегда могут «вынырнуть» из этого процесса.

При разработке Wombot’а использовался стандартный стек команды. На фронте — технология Nuxt 3, которая общается с сервером на бэке, и фреймворк NestJS. Для системы взаимодействия компонентов использовали универсальный REST API, а для контроля доступов применили открытый стандарт JWT. Чтобы хранить постоянные данные на проекте, мы прибегли к PostgreSQL, для временных и кэша — к Redis, а для сбора аналитики — Clickhouse. Продажу контента в рамках тг-ботов реализовали через интеграцию двух платежных систем: CloudPayments и YooKassa. Они легко и быстро настраиваются, при работе с ними нет комиссии и средства приходят сразу в указанную платежную систему.

Тестирование

Мы использовали достаточно консервативные методы, основанные на стратегии черного и белого ящика. В первом случае идет тестирование по пути рядового пользователя платформы, во втором – отслеживаются сбои на бэке в работе самого ПО. Чтобы оптимизировать все этим процессы мы применили автоматизированное тестирование, встроенное в CI. Алгоритмы проверяют не только сайт, но и работу самих чат-ботов с помощью специальных сценариев с использованием фреймворка, который позволяет использовать API Telegram клиента и имитировать взаимодействие бота с пользователем. Мы всегда тестируем и обновляем защиту нашей системы безопасности, чтобы сохранить данные пользователей. Для этого руководствуемся OWASP (проект обеспечения безопасности веб-приложений) и другими манифестами.

После исправления очевидных недоработок и багов, мы запустили реальных пользователей на платформу и столкнулись с двумя проблемами:

  • Так как разработкой занимались собственными силами, глаз у нас замылился, и мы банально не видели проблемы с юзабилити. Это ведь наше детище, наш первый собственный продукт. Мы его знаем вдоль и поперек, разве там может быть что-то не так? Да, может и нам об этом сказали те, кто участвовал в кастдеве.
  • Все потребности пользователей были не до конца для нас очевидны. Казалось бы, — учли все возможные сценарии и варианты взаимодействия, но нет. У нас возникла ситуация, когда пользователь вставил ссылку на одном из первых этапов, и все сломалось. Просто потому, что мы не подумали, что она там вообще может быть нужна.
История о том, как мы пилили свой стартап внутри ИТ компании

Особенности

Самый кайф собственного проекта — конечный результат зависит только от нас. Мы отвечали за все: от этапа генерации идей, до согласований промежуточных результатов. К разработке этого продукта мы не привлекали внешних инвесторов — все на нашем энтузиазме и наших деньгах. Растягивать процесс разработки или накидывать с запасом часы было нельзя. Всё упиралось в рентабельность. Планирование и контроль за разработкой легли на плечи тимлидов. Именно они здраво оценивали время, которое потенциально мы могли потратить на задачу, и фактический ресурс, который мы расходуем. Благодаря этому, нам удалось не выбиваться из графика.

На каком этапе мы сейчас

Первыми, кто протестировал конструктор, конечно же, были мы сами. С его помощью мы упростили процесс онбординга новых сотрудников в компании. Вся необходимая информация, которая нужная новичку на старте, есть в боте. Сотрудник не задает лишних вопросов коллегам, а быстро и самостоятельно находит ответы.

Сейчас Wombot вышел в бэта-релиз и на платформе зарегистрировано более 150 пользователей. Это отличный результат, учитывая, что основательно за маркетинг и рекламу мы еще не брались.

Однажды наш друг и основатель платформы Geekz сказал:

Нормально выпустить продукт, не понять кому он нужен, и только после запуска подбирать ЦА, узнавать ее боли и закрывать их с помощью доработки своего решения».

Тигран Басеян

Именно в этом направлении сейчас и движемся!

Что будет дальше

В первую очередь хотим сосредоточиться на доработке продукта, чтобы пользователям было удобно и понятно в нем работать. Дальше запустим масштабное анонсирование и будем улучшать решение за счет внедрения нового функционала. В ближайшее время планируем интегрировать в Wombot:

  • Искусственный интеллект для помощи с созданием сценариев воронок, контента.
  • Веб-ботов, которые смогут заменить сайт. Для пользователей это будет Tilda в Telegram’е: можно будет открывать веб-страницу, без перехода на новую платформу.
  • Систему донатов, благодаря которой можно будет поддержать автора Telegram-канала и отправлять ему пожертвования на развитие проекта.
  • Удобные платежные системы для самозанятых, например, Prodamus.
1313
1 комментарий

Я не представляю сколько сил нервов и терпения нужно иметь, что б сделать что то стоящее, для меня это действительно было бы трудно

Ответить