Где брать идеи новых бизнесов или 9 источников идей для стартапов

У меня никогда не было проблем с идеями.

С реализацией, доведением до конца — бывало. Потому из соло-предпринимателя с успешными, так и нет проектами, потихоньку перешел в создание бизнесов в рамках уже существующих компаний.

Тут стало проще с доведением до результата, делегирование наше все, но спрос на идеи не падал.

Правда теперь задача была придумывать не просто хорошую абстрактрную бизнес-идею, а что-то в заданных компанией рамках.

Также по 5 лет работали в формате венчурного фонда и стартап-студии, тут уже задача не столько придумывать идеи самому, сколько находить уже созданные и фильтровать лучшее.

Данное путешествие длиной в 20 лет помогло более-менее сформулировать где брать идеи для бизнесов, как с ними работать и на что обращать внимание. Чем и хочу поделиться с вами, авось пригодится кому-то.

Какая-то новая, непонятная идея :)
Какая-то новая, непонятная идея :)

Дисклеймер. Зачем это все вообще?

Никто не будет спорить что строить бизнес на хорошей идеи куда лучше чем на плохой, и вообще это та часть, без которой ничего нового не появится. В основе всего, первым шагом идет идея, которую дальше уже крутят, вертят, додумывают и затем реализуют, удачно или не очень.

В компаниях в разной степени культивируется важность идей, какие считать хорошими, какие плохими. Единого мнения и истины тут не найти. Но есть фактор с которым большинство экспертов индустрии соглашается, а именно:

  • Идей должно быть много.

Это и вопрос возможности выбора, но важнее сама суть и человеческая физиология.

Не умеют люди генерировать только хорошие идеи. Да, у кого-то из 100 идей будет 10 хороших, у кого-то 5, но гораздо чаще люди не способны сгенерировать даже 10 хоть каких-то идей слета. Это легко прячется и обходится разными способами и инструментами, потому не считается большой проблемой.

В истории было множество примеров когда руководство пыталось оптимизировать процесс и перестать тратить деньги на “плохие идеи” и делать меньше, но только хорошие.

Пример из истории СССР: киноиндустрия, одна из республик. В год выпускали 100 фильмов, из которых 10 было хорошими. Руководство решило что так не пойдет, давайте лучше выпускать 10 фильмов в год, но хороших.

Сократить производство и выпускать 10 вместо 100 было плевым делом, быстро управились.

Прошло время, и по итогу в год из 10 фильмов выходило 0-1 хорошая картина. Попробовали откатить назад, но ломать не строить, и ситуация стала куда сложнее чем до реформ.

Подобных примеров можно найти множество, никто не смог побороть условную пропорция 1 к 10 при покорении неизвестного.

В вашем продукте из 10 идей/гипотез, удачной будет 1-2.

Если вы инвестор, из 10 инвестиций выстрелит 0-2.

Эдисон провел сотни экспериментов, прежде чем у него что-то получилось с лампочкой.

Есть много хаков как эти механизмы хеджировать и подстилать соломку, но сегодня сфокусируемся на понятии бизнес-идеи, где их брать и как с ними работать.

Пока просто держим в уме, наша задача: идей должно быть много, чтобы была конкуренция между идеями что пойдет в работу.

А раз так, то скорее всего и источников где брать идеи или чем вдохновляться и переосмысливать — должно быть побольше.

Предприниматель в ожидании идеальной идеи для бизнеса
Предприниматель в ожидании идеальной идеи для бизнеса

Часть 1. Источники идей

Далее перечислены роли или направления где брать идеи, дальше уже по ситуации данные направления можно копать по-разному.

Если вы соло-предприниматель, то все эти роли можете выполнять вы один.

Если вы большая корпорация, то на каждый источник идей может быть целая команда специалистов, или хотя бы один отдельный аналитик.

Тут правил нет, исходим из ваших ресурсов и масштаба задач дальнейших, в каком объеме вы их используете.

Соло-предпринимателю достаточно найти из списка идей ту самую, что зацепит его и он будет готов потратить на изучение ее 10 лет.В случае с крупной компанией, задача может быть запускать по 10 продуктов ежегодно, и еще по 100 идей внедрять в уже существующие продукты.

Список источников идей

  • Нишевой аналитик. Задача: постоянно изучать существующих игроков на вашем рынке. Что они делают, как они делают, какие новые штуки запускают, от чего отказываются.
  • Венчурный аналитик. Задача: схожа с нишевым, но разница в том что весь фокус идет на отсмотр Новых игроков на рынке/в нише. Кто получил начальные инвест раунды, кто получил повторные крупные. Кто засветился в акселераторах и инкубаторах.
  • Аналитик по рынку Китая и Индии. Завершая трилогию аналитиков, можно выделить отдельного нишевого/венчурного аналитика на рынках Китая и Индии, все потому что там сейчас происходит настолько большие изменения и в таком объеме, а информации наружу поступает так мало, что чтобы в этом разобраться часто требуются отдельного рода навыки и знакомства.
  • Crowdsource. Народ.Идея часто приносят люди вне вашего круга общения/компании. Например вы можете сделать форму для сбора идей в вашей нише, а дальше задача эту форму порекламировать, можно в виде конкурса, можно через PR и маркетинговую активность. Главное итог, что внешние вашей компании люди заметили данную активность, заполнили форму, предложив свои идеи, ввиду мотивации что вы им предложили. От денежной, до социальной (первое место в чем-то), до безвозмездной (люди любят советы давать и идеями делиться, им главное дать такую возможность и очень желательно не забивать на фидбек).
  • Интервью с внешними экспертами. Топ-менеджеры, синьер-специалисты из компаний работающих в вашей или смежных нишах. Кто-то готов пообщаться за деньги (консалтинг), кто-то бесплатно, потому что люди в принципе любят учить других как правильно жить. Кто-то условно бесплатно, за возможность стать участником или адвайзером вашего проекта и получить в нем опцион. Но это люди с экспертизой в вашей тематике, и поговорить с такими точно имеет смысл.
  • Брейн-штормы внутри компании. Есть множество фрейворков и способов организовать, берите любой на свой вкус, не надо выдумывать велосипед или вообще ничего не использовать, дело уже давно опробованное.Вот вам названия техник для начала, будет мало, еще десяток нагугливается за 5 минут: GIST, Silent Storm, 6-3-5, Walt Disney Method, Duel.
  • Idea Matrix. Шаблон который можно найти бесплатно в сети, или самим сделать, где по горизонтале идут известные стартапы, а по вертикале ниши или подниши. Например сверху есть Airbnb, Uber, а сбоку Собаки, Кошки. На пересечении клеточек у вас появятся идеи: Airbnb для собак, для кошек. Uber для собак, для кошек. Пример простой, но если заменить на ниши более целевые и близкие к домену что вам интересен, то получаются действительно любопытные идеи.Есть хорошая цитата, что будущее уже наступило, просто оно не равномерно распределено. Так и тут, уже существуют классные бизнес модели и механики, но они проникли еще далеко не во все сферы.
  • Дата-аналитик. Социолог. Сейлы. Способ сложный, но качественный. Если у вас компания, или есть доступ к внутренним данным существующих продуктов, или к ее целевой аудитории, то это шикарный источник для идей. Подметить где люди ведут себя не обычно, или данные показывают какое-то отклонение от нормы, или ваши сейл-менеджеры рассказывают на что клиенты жалуются или о чем говорят.
  • Идеи ваших топ-менеджеров и внутренних предпринимателей. Говорят что нет пророка в своем отечестве, но отличные идеи всеж рождаются внутри. Главное бережно к ним относиться, не критиковать, а записывать. Если речь идет про уже существующую компанию: не всегда надо чтобы автор идеи ее же и реализовывал, лучше премировать за идею, или сделать адвайзером, а реализацию поручить тем кто умеет запускать новые бизнесы.

Я продолжу обновлять данный список по мере времени и комментариев, но даже того что есть вам точно хватит чтобы заполнить ваши беклоги (списки идей) огромными массивами идей и задумок.

Часть 2. Как управляться и структурировать список идей. Как организовать это все?

Из десятка источников идей к вам ежедневно/еженедельно приходит какое-то количество задумок и предложений. Что с ними делать? Куда девать и как не потеряться через пару месяцев такой работы?

Оптимально чтобы тут был выделенный человек (или роль у человека, которую он совмещает с чем-то другим), это важный этап и стоит к нему относиться как к отдельному продукту или процессу внутри компании.

Сбор, хранение и рейтингирование идей.

Идеи будут поступать в разном виде, где-то будет больше информации и контекста, где-то меньше. Где-то будет идея очень тактическая, а какая-то будет скорее идеей направления. Все это желательно категоризировать и приводить к общей структуре, подсвечивая область применения и чего недостает, а так же автора и источник идеи.

Если вы соло-предприниматель или небольшая компания, вам хватит одной google таблицы, для крупной компании имеет смысл подумать о чем-то специализированном, типа CRM.

Ключевой момент

Идеи должны собираться в одну базу(список), и они должны быть приоритизированы. Это не должно быть сверхподробно, любой простой способ подойдет, главное что в принципе идеи отрейтингованы, а не просто написаны общим скопом в разных хранилищах. Иначе это точно убьет и покроет данную инициативу пылью.

Я рекомендую использовать простой продуктовый-фреймворк приоритизации ICE/Rice.

Это когда у вас в столбик идут идеи ваши, а справа ставятся оценки по одному из 3-4 параметров которые для вас важны. Например — простота реализации, потенциал и размер рынка, вера в успех команды и тд.

Ставите оценки интуитивно, сортируете по среднему, и вот у вас уже не груда идей, а рейтинг, где самые перспективные, масштабные и быстрые в реализации идеи соревнуются между собой за первенство. И понятно что должно идти в работу пошустрее, а что может еще полежать.

Правило не строгое, если идея #7 в рейтинге вам видется интереснее чем 1-3, берите ее в работу. В любом случае у идеи #7 в таком формате шанс что ее заметят выше, чем если она была б просто под #374 в одном из 5 ваших списков.

Так же очень рекомендую использовать теги.

Одни идеи будут про новые бизнесы, другие про маркетинговые трюки, третьи про способы удержать клиента или новые фичи.

Удобно когда через теги можно посмотреть часть вашей базы идей именно по данному вопросу.

Знак который вы ждали!
Знак который вы ждали!

Часть 3. А так ли идеи важны в успехе и как сильно нужно стараться чтобы найти самую лучшую?

Вы не сможете ничего создать без идеи, это так, это необходимый ингредиент, но насколько важно чтоб идея была прям супер?

На самом деле это очень переоцененный этап, и люди тратят слишком много ресурсов выбирая ту самую идею, когда куда важнее начать, пускай даже идея не вау, и вот как-минимум 3 причины для этого:

  • Ваша начальная идея врядли проживет даже 1 год. Вспомните несколько компаний продукты которых вам нравятся, и почитайте их истрию создания. Очень велик шанс, что изначально компания стартовала совсем с другой идеи, чем то как вы ее сегодня знаете. Тот же Ютуб, Фейсбук, Инстаграмм…Потому если заранее можно предположить, что изначальная идея проекта еще 3-4 раза изменится в пути, стоит ли так переживать какая идея будет первой идти в работу?
  • Идея ничего не стоит, а точнее стоит минус 100-500 тысяч долларов. Ведь именно столько уйдет на ее проверку, а шанс что она сработает и получится успешных бизнес 1-2 из 10.Если идея ничего не стоит, то вся стоимость таится в реализации. Хорошая команда, которая умеет делать дела, даже плохую идею в течении года допилит, улучшит и сделает хорошей. В то время как плохая команда убьет даже самую гениальную идею.
  • Те продукты что вам нравятся, там не было гениальной идеи в основе, и очень часто они были не первыми с подобной задумкой в рынке. Врядли идею - “продавать возможность поспать на надувной кровати у незнакомцев” можно назвать гениальной, но именно так Airbnb стартовал. Или итоговая версия Instagramm - сделать ленту новостей только из фотографий. Ничего гениального, ничего уникального, такие приложения уже были десятками на рынке.

Чаще “секретный соус” формируется уже в ходе работы над проектом. Тут мы узнали где можно дешево находить аудиторию, а тут как без задержек оказывать поддержку, а вот тут нашли способ скорость работы приложения поднять в 10 раз.

И вот уже в сумме получился знаковый продукт, но все эти улучшения на момент старта проекта знать невозможно.

Резюме

Сбор идей важен, это помогает, но не стоит сильно упарываться и делать сложные процессы, чем проще, тем лучше. Главное сохранить ключевые принципы: идей должно быть много, они должны быть записаны и отсортированы для удобства использования. Дальше о чем действительно стоит подумать — выбор рынка или направления где вы будете накапливать экспертизу следующие 3-10 лет, и что за команда у вас будет, с кем вы ввяжетесь в данный путь. Все остальное у вас по пути еще 10 раз поменяется, и это ок.

Хорошая идея помогает в успехе, но не определяет его. Хорошая команда, удачный выбор рынка и понимание для чего и зачем вы делаете именно этот продукт — то что сильно повлият на ваши шансы.

Если не согласны, пишите, буду рад обсудить и дополнить статью если упустил важные аспекты, также если смогу помочь советом, буду рад.

Удачи в пути ;).

66
8 комментариев

Идей тысячи из десятка источников и они ничего не стоят, я правильно понял? Из них должны быть сотни хороших, верно? А Вы не путаете идеи с гипотезами, как это обычно делают? Упор на команду реализации плохих идей.) Вот поэтому хороших идей нет, а есть интересные, т.е. гипотезы. Приведите в пример не Ютуб и Инсту, а из своей обширной практики хоть одного единорога, который бы вырос из плохой идеи. Силу заднего ума вижу я.)

Идей тысячи из десятка источников и они ничего не стоят, я правильно понял?

Да, но этот этап все равно пропустить нельзя, хоть какая-то идея в начале должна быть и хорошо если она сильная безусловно, не не стоп фактор.

Из них должны быть сотни хороших, верно? Скорее всего статистически так будет да.

А Вы не путаете идеи с гипотезами, как это обычно делают?Если приведете дефиницию что такое гипотеза и идея в ваше понимании, тогда смогу сказать путаю или нет =).

Упор на хорошую команду да, потому что идея все равно в процессе будет правиться в какую-то сторону, но хорошая команда идею поправит в правильное русло, а плохая скорее наоборот даж хорошую идею через пару касаний сможет сделать нежизнеспособной.

Так Ютуб и Инста этож как раз примеры единорогов которые выросли из плохих идей.
У нас был один проект с оценкой около единорога, и он так же начинался не с той идеи, которая по итогу его к успеху привела.

С удовольствием обсужу детали, просто не до конца понял ваш тезис.
Что хорошо чтоб идеи были очень сильными? Спора нет, но является ли это стоп-фактором? Врядли

Автор! Лучше расскажи нам - где деньги взять!!! А идеи твои … … … … !!!