«Хотела рисовать, но отец посоветовал стать юристом». История девушки, которая открыла школу скетчноутинга

«Хотела рисовать, но отец посоветовал стать юристом». История девушки, которая открыла школу скетчноутинга

Сначала Екатерина Шилина рисовала на заказ, но ее постоянно спрашивали, как научиться рисовать так же. И она решилась открыть школу скетчноутинга Smart Ink. Наша героиня прошла интересный путь от юриспруденции и журналистики до профессии иллюстратора-инфографика — и в итоге смогла сделать из этого бизнес. За 5 лет работы в школе отучились 50 потоков: как минимум 1000 человек уже прошли курсы Екатерины. Творческий предприниматель рассказала «Про бизнес», с чего все начиналось, в чем сложности сферы и какие есть планы на будущее.

«Сколько себя помню, я рисовала. Но пришлось стать юристом»

— Тяга к творчеству у меня с детства. Когда мне было года четыре, мы переехали в свою квартиру, и первое, что я сделала, — стала разукрашивать обои. Сколько себя помню, я рисовала, ходила в художественные кружки… Но когда пришло время выбирать профессию, папа мне сказал: «Получи нормальное образование, чтобы ты смогла себя прокормить, а уже второе — какое захочешь». Так я стала юристом и даже закончила аспирантуру, проходила практику в Институте криминологии, криминалистики и судебной экспертизы, преподавала, работала в сфере банкротства. После одного тяжелого суда я решила поменять сферу деятельности на что-то более творческое.

Несколько лет я обучалась журналистике (это была переподготовка на базе высшего образования). В 2009 году пошла работать в Союз дизайнеров, где требовался помощник руководителя. Доросла там до заместителя председателя. Занималась множеством вещей, включая решение юридических вопросов, PR, координацию проектов. С одной стороны, это была работа мечты, с другой — нужно было быть вовлеченной 24/7.

Поработав там пару лет, я поняла, что близка к выгоранию. Еще несколько лет работала в разных медиа — от журналиста до главного редактора. Часто для статей требовалась инфографика. Но не всегда возможностей и времени дизайнера хватало на все, и я что-то делала сама.

«Хотела рисовать, но отец посоветовал стать юристом». История девушки, которая открыла школу скетчноутинга

Тогда я пошла в школу инфографики — совместный образовательный проект нескольких медиахолдингов. Обучение было очень плотное — в будние дни с 18 до 22 часов и полностью выходные. Было очень много практики, мы досконально освоили основные графические приложения. К концу этого интенсива у меня уже было хорошее портфолио, и я стала брать от знакомых заказы.

«Увидела анонс курса по скетчноутингу — это похоже на инфографику, но легче в реализации — и нашла себя»

В 2016 году я ушла в декрет. А через 3 года увидела в Instagram анонс курса по скетчноутингу — это похоже на инфографику, но легче в реализации. Для сравнения: на качественную инфографику нужна как минимум неделя: чтобы собрать и обработать информацию, составить текст и визуализировать. Да и цены на эту работу такие, что позволить себе это может только крупная компания. А скетчноутинг можно сделать быстрее и дешевле. Хоть и говорят «Отличайте таргет от знаков Вселенной», но в 2019 году для меня это совпало. К тому же, как всем творческим людям, мне интересно пробовать что-нибудь новое.

После курса я изучала все, что могла найти и пройти по этой теме у российских и зарубежных дизайнеров, пробовала интересные фишки (как-то посчитала, что за последние 5 лет прошла порядка 150 курсов). И это дало мне ощутимый профессиональный скачок: я проиллюстрировала бизнес-бестселлер Amazon, создала презентацию для конференции NASA, стала членом Союза дизайнеров. В этой работе я нашла себя.

«Хотела рисовать, но отец посоветовал стать юристом». История девушки, которая открыла школу скетчноутинга

Скетчноутинг круче привычных способов работы с информацией. Если обычно для запоминания мы применяем только текст, то такую информацию мы забудем через месяц. А картинка — это еще один канал восприятия, визуальный. Такие данные мы помним в разы дольше. Это хорошо также для запоминания иностранных языков или какой-то емкой информации.

Еще в процессе обучения я начала активно постить рисунки в соцсетях. Появились заказы на скетчноутинг для презентаций — ярких, легких, чтобы заинтересовать участников. В какой-то момент меня стали постоянно спрашивать про обучение. Например вот так: «Как научиться рисовать для себя? Я много читаю и хотела бы делать зарисовки для запоминания».

«Запустила онлайн-школу как челлендж за 100 дней»

Я стала изучать, что нужно для открытия онлайн-школы: и про создание сайта, и про запись учебных материалов, и о продвижении. «Как на это решиться и все успеть?! », — думала я. Меня подтолкнул знакомый, который предложил мне сделать из этого челлендж и каждый день делиться итогами.

«Хотела рисовать, но отец посоветовал стать юристом». История девушки, которая открыла школу скетчноутинга

Я решила: почему бы нет? Попробую, вдруг получится. Написала себе цель: «Открыть онлайн-школу за 100 дней» и разбила весь проект на этапы. Завести ИП — готово, нужен сайт — заказала, эквайринг — подключила. Так и мне самой было интересней двигаться. Кроме того, я понимала, что за чем делать. В итоге я запустилась даже раньше — за 90 дней.

Сложность была в том, что мало кто знал про скетчноутинг в принципе. Чтобы показать, что это такое, я начала вести публичный визуальный дневник. Я рисовала то, что было сделано за день по запуску курса, и публиковала в Instagram и в Facebook. Ко мне начали активно добавляться подписчики, а в директ сыпались заявки на обучение. Некоторые люди не до конца понимали, что это, но хотели меня поддержать. Они писали, что им интересно научиться чему-то новому. Еще было такое сообщение: «Ты даешь надежду всем остальным, что можно вот так взять и открыть свою школу!».

Как-то мне написал продюсер в сфере онлайн-образования: «Обычно я помогаю за хорошие деньги, но мне нравится твой энтузиазм». И он бесплатно посоветовал мне несколько полезных инструментов.

«Хотела рисовать, но отец посоветовал стать юристом». История девушки, которая открыла школу скетчноутинга

Когда материалы для курса были готовы, я проверила их на добровольцах-тестировщиках и доработала с учетом их обратной связи. Некоторые тестировщики так воодушевились проектом, что еще до начала купили подарочные сертификаты своим родственникам. Такая поддержка очень воодушевляла — другие люди поверили в меня и мою школу, были готовы платить за это деньги!

Что понадобилось для отрытия

Первая тестовая группа была из 40 человек, обучение длилось месяц. Но жизнь любит шутить, и в процессе у меня иногда случалась то одна, то другая неожиданность. Например, как-то утром я захожу на сайт и понимаю, что из-за большой нагрузки он «лежит», а ученикам сейчас надо заходить в учебные кабинеты. Но группа отнеслась к таким «косякам» лояльно: понимали, что я не большая корпорация, и пока многое делаю сама и впервые.

Поскольку для меня это был челлендж «получится — не получится», больших вложений в открытие я не делала. Вот примерно во что мне это обошлось:

  • Расходы на юристов. Я брала несколько консультаций, чтобы понять правовые тонкости, как у нас регулируются вопросы с международной школой.
  • Сайт и личный кабинет ученика. Сначала это был лендинг, который мне обошелся около $ 100, плюс платный плагин для учебного кабинета. То есть мы не зависим от сторонней платформы, все материалы и база данных находятся на нашем сайте.
  • Продвижение на $ 70−100 в месяц.

Занятия в группах я веду сама. На аутсорсе мне помогают специалист по организационным вопросам, маркетолог, технический специалист, иногда — переводчик и юрист.

«Хотела рисовать, но отец посоветовал стать юристом». История девушки, которая открыла школу скетчноутинга

Новые вызовы во время пандемии: «А что, у вас обучение платное?! »

Тут наступил 2020 год, пандемия. Все ушли на удаленку, а ведущие образовательные площадки бесплатно выкатили все свои курсы. Все вокруг твердили: «Можно закрываться: хватает бесплатного образования. Зачем кто-то будет платить деньги?». Другие авторы курсов иногда мне говорили: «Кася, давай мы сделаем совместный проект! Но, сама понимаешь, какое время, открой половину своего курса бесплатно».

Я отвечала: «Слушайте, я настолько верю в свой проект, я в него душу вложила. Пускай остальные делают это бесплатно. К тому же знаю, что качественные вещи не бывают бесплатными, потому что иначе их никто не ценит».

В разгар пандемии у меня набралась рекордно маленькая группа — 6 человек. Подумала: «Наверно, это и в самом деле все. Ладно, пусть это будет последняя группа, проведу и закроюсь, буду заниматься иллюстрацией». Но этот поток был самым душевным — мы круглосуточно обсуждали творческие вопросы. Людям важно было общаться, чтобы снять стресс в условиях всеобщей неопределенности. У нас были и белорусы, и россияне. Запомнились заслуженный учитель математики России и девушка-блогер из Москвы.

В это время некоторым зарубежным ученикам было непросто достать инструменты для скетчноутинга. Рисовали тем, что у кого было, доставали старые запасы. В ход шли обычные карандаши, маркеры, акварель.

«Хотела рисовать, но отец посоветовал стать юристом». История девушки, которая открыла школу скетчноутинга

После курса ученики потребовали «продолжение банкета», и я сделала продолжающую группу по скетч-практике. В группу присоединились и другие выпускники, и мы занимались полгода после окончания основного курса. Видимо, люди «объелись» бесплатным образованием и поняли, что это не работает, когда нет правильно организованного учебного процесса и мотивирующей среды.

Примерно в это время одна российская нефтяная компания заинтересовалась покупкой моего главного курса по визуальным заметкам для своего образовательного центра. Они мне написали: «Хотим купить ваш курс!». Я даже сразу не поняла, о чем они. Думала, что обычные ученики, а их интересовали авторские права. Я отказалась, конечно.

И еще после этого был курьез. Мне позже написали клиенты примерно с тем же вопросом, а я им отвечала: «Курс не продается!». Они удивились: «Мы хотим учиться на курсе, зачем же вы его тогда рекламируете?».

А однажды мне позвонили из компании VISA и сказали, что проводят акцию — те, кто расплачиваются картой на определенную сумму, получают обучение на творческих курсах. И пригласили меня в этот проект. То есть у меня учились люди, а оплачивала обучение за них компания.

«Как-то у меня обучалась немецкая путешественница, которая в тот момент находилась в африканской деревне»

Мои ученики живут в разных странах и на разных континентах. Кроме стран СНГ, это Канада, США, Израиль, Турция, Австралия, Япония, Германия, Италия и многие другие европейские страны. Всего за 5 лет было 50 потоков, как минимум 1000 человек прошли мои курсы.

Как-то у меня обучалась немецкая путешественница, которая в тот момент находилась в африканской деревне. Я выслала ей подписать акт оказанных услуг, а она мне отвечает: «Тут сложно найти не то что принтер, чтобы распечатать, но даже бумагу!».

Когда я запускала курс, то рассчитывала, что он больше заинтересует женщин, а ко мне пришли айтишники и разные «серьезные дяди» — бизнесмены, инвесторы. Я их спрашиваю, зачем вам? Говорят: «У нас логическое техническое мышление и мы понимаем, что чего-то не добираем. Хотим еще эффективнее работать с информацией и уметь ее наглядно показать команде». Для айтишников, особенно для тимлидов, важно на митингах емко донести идеи до других.

Работы учеников Екатерины
Работы учеников Екатерины

Еще много экономистов, маркетологов, главных бухгалтеров. У них мотив — добавить в свою жизнь творчества. Как-то у меня учился руководитель юридического бюро, он прокомментировал занятия так: «Я и не думал, что в мои 40 с лишним лет еще что-то способно взорвать мне мозг!».

Часто приходят преподаватели, бизнес-тренеры — им хочется ярко и живо объяснить материал ученикам. Преподавательница русского языка из Японии рассказывала, что японцы от этих маленьких рисунков в восторге, они обожают все нарисованное от руки.

Небольшой процент учеников — коллеги, художники-скрайберы и другие творческие люди, которые хотят попробовать новое направление или обменяться опытом.

90% учеников перед началом курса предупреждают: «Только знаете, я совершенно не умею рисовать!». А уже через месяц рисуют практически шедевры, кое-кто начинает рисовать на заказ. Это очень вдохновляет.

Группы сейчас стараюсь комплектовать камерные — не более 10 человек, чтобы уделить каждому достаточно времени. После курсов у учеников уже есть портфолио, а некоторые еще во время обучения находят заказы. Одна из моих выпускниц даже проиллюстрировала книгу.

«Хотела рисовать, но отец посоветовал стать юристом». История девушки, которая открыла школу скетчноутинга

Многие клиенты приходят через «сарафан», рекомендуют нас друзьям и знакомым, дарят курсы подругам и детям. Еще я пишу экспертные статьи на российские порталы, и оттуда тоже приходят клиенты.

Я подписываю свои работы, которые делаю для компаний. Например, у меня был большой проект для курсов по личной эффективности — для них я нарисовала скетч-конспекты занятий на 3 месяца. Их аудитория интересуется скетчноутингом и часто приходит ко мне на обучение. Еще для одной зарубежной заказчицы создаю креативные иллюстрации для презентаций, с которыми она выступает на различных IT-конференциях. И ее иногда даже просят вернуть слайд с контактами дизайнера.

«В первую очередь я учу думать и понимать»

Основной курс по скетчноутингу — это 9 больших уроков в записи, видео, текстовая информация, примеры. Все обучение длится месяц. Ученики выполняют домашние задания. Они выбирают вариант и уровень сложности на свой вкус. Общаемся мы в общей группе, где я даю по каждой работе развернутую обратную связь и дополнительные материалы.

Еще одна особенность этого формата — гибкий график, ведь ученики часто живут в разных часовых поясах и собрать их на «живое» занятие достаточно проблематично. Я также поощряю общение на околотворческие темы, чтобы люди расслабились и раззнакомились.

«Хотела рисовать, но отец посоветовал стать юристом». История девушки, которая открыла школу скетчноутинга

Я делаю акцент не только на том, чтобы рисовать (таких школ много!). В первую очередь я учу думать и понимать: для чего здесь каждый цвет, для чего мы используем этот элемент. Мы стараемся выйти за рамки, и на курсах много упражнений на прокачку креативности. Радуюсь, когда люди говорят: «У меня скрипят мозги!»

Но в этом бизнесе есть свои сложности. Могу выделить три основные:

  • Платежи из-за границы. После 2022 года получать платежи из-за границы стало сложнее. В этом январском потоке ⅔ зарубежных учеников не смогли оплатить, некоторые пробовали безуспешно произвести оплату по 6 раз. И хоть у меня все готово для англоязычной версии курсов, оставляю это на то время, когда будет проще с международными платежами.
  • Совмещение преподавания и иллюстрирования. Так как я не только организую курсы, но и активно работаю над разными проектами как иллюстратор, приходится быть гуру тайм-менеджмента.
  • Инновационность метода = проблемы с продвижением. Не все знают, что такое скетчноутинг. Проще показать на примере. Допустим, вам надо кому-то на салфетке изобразить схему проезда — это самая простая разновидность рисованной инфографики. Непонимание влияет еще и на то, что сложно запустить контекст — непонятно, какие запросы использовать.
«Хотела рисовать, но отец посоветовал стать юристом». История девушки, которая открыла школу скетчноутинга

«Когда ты глубоко в теме, можешь не заметить простых вещей, которые важны для начинающих»

За время работы школы у меня сформировалось несколько инсайтов, которые очень важно понимать, тем, кто занимается творческим бизнесом:

  • Нужно активно вкладываться в экспертность. В творческой сфере особенно важны личный бренд преподавателя и его мастерство. Его работы должны вызывать отклик, удивлять и мотивировать научиться рисовать. Например, часто приходят с запросами: «Обожаю ваши трекеры. Это космос! Хочу научиться так же!». Нередко приходят уже рисующие ученики за менторством и обратной связью, чтобы подтянуть слабые места и усовершенствовать стиль.
  • Регулярно дорабатывать продукт с учетом обратной связи. Я прошу обратную связь не только для отзывов, хотя это и приятно. Когда ты глубоко в теме, то можешь не заметить простых вещей, которые важны для начинающих. Скажем, подробнее пояснить какой-то момент или добавить техническую опцию. Например, по просьбам учеников появился блок по работе с нейросетями, миникурс по рисованию иконок.
  • Ключевая ценность для нехудожников — разрешить себе рисовать. Очень многим мешает перфекционизм и убеждение, что нужен талант. Я помогаю поверить в себя, легче относиться к творческому процессу и получать от него удовольствие. Одна ученица 3 раза начинала обучение, но боялась сделать первый рисунок. Вдруг получится неправильно? И мы с ней долго работали над тем, чтобы перейти от карандаша к другим инструментам. Ее дипломная работа — детальные туристические заметки в цвете. И гордость от того, что она вслед за мной поверила в ее творческое «Я». После курса скетчноутинг стал ее новым увлечением. А могла бы потом сильно пожалеть, что так и не начала.
«Хотела рисовать, но отец посоветовал стать юристом». История девушки, которая открыла школу скетчноутинга
  • Давать extra-ценность, а не только базовый навык. Скетчноутинг намного шире, чем просто рисование. Это визуальное мышление. Поэтому я обучаю глубоко работать с информацией, находить в ней главное, генерировать оригинальные идеи — то есть навыкам, которые пригодятся и в жизни. И только потом уже можно визуально упаковывать смыслы. Выпускники благодарят за то, что на курсах научились по-другому думать и смотреть на обычные вещи, различать, что креативно и красиво, а что — нет, и почему.

Опубликовано на Probusiness.io

Записала Диана Каленик

11
6 комментариев

папе сказали спасибо за то, что у вас теперь две профессии вместо одной?

1
Ответить

Конечно )

1
Ответить

это круто, когда человек находит себя в том, что действительно нравится делать

1
Ответить

обожаю такие цели, почему бы не открыть школу за 100 дней ?!)

Ответить

Без искусственного дедлайна можно так никогда и не решиться )

1
Ответить

раззнакомилисьНо почему?!

Ответить