3 вопроса продакту: топ инструментов, ошибки стратегий и как не поддаваться панике

Всем привет! На связи AGIMA. Недавно мы провели онлайн-митап о продуктовой стратегии, где обсудили все этапы ее создания: от продуктовых исследований до выбора технологий и формирования бэклога.

Спикеры митапа поделились успешными и не очень кейсами, дали советы и ответили на вопросы слушателей. Чтобы резюмировать этот опыт, мы решили сделать мини-интервью с экспертами. Вы узнаете о самых полезных инструментах продакта, главных ошибках при разработке стратегии и о том, как не поддаться панике, если они всё-таки случились.

3 вопроса продакту: топ инструментов, ошибки стратегий и как не поддаваться панике
Директор цифрового продукта «Зоозавр», «Детский мир»

1) Топ-3 инструмента, которые должны быть под рукой у продакт-менеджера.

Работая с продуктом, в первую очередь, надо понимать куда вы идете, как быстро и как изменяются при этом ключевые метрики. В этом вам поможет Roadmap и дашборд с метриками. Используйте для этого инструменты, которые просто масштабировать и можно гибко настроить под себя. Например, мы строим продуктовые дашборды в Tableau, а технические метрики отслеживаем в Grafana.

2) Ошибки, которых стоит избегать при разработке продуктовой стратегии.

Про ошибки в продуктовой стратегии можно написать целую статью. Из самых приоритетных я выделяю работу с рисками и ограничениями. Мы должны понять, что нам может помешать реализовать стратегию и разрушить все наши планы и как мы будем минимизировать такие риски. Если не знаем, что с этим делать — это красный флаг. Важно исследовать все факторы, которые могут не позволить воплотить видение в полной мере.

3) Как не поддаться панике, если стратегия не работает.

Работа продакт-менеджера связана с высокой неопределенностью, поэтому нужно быть готовым к тому, что не все проекты принесут выгоду. Нужно смотреть на то, что происходит вовне, что происходит с вашими пользователями и рынком. Какие-то предпосылки срабатывают не так, как мы думали, рынок меняется, клиенты говорят одно, а делают другое. Важно тестировать проекты, разрабатывать MVP-версии продукта или отдельных функций. Смотреть, работает или нет. Работает — развиваем направление дальше. Ничего не меняется — переходим к следующему проекту в стратегии. Всегда держим руку на пульсе.

Назаров Александр
ex. Digital-директор World Class

1) Топ-3 инструмента, которые должны быть под рукой у продакт-менеджера.

Если проранжировать топ по частоте использования, то для меня это инструменты продуктовой аналитики, майндмеппинга и управления проектами. Здесь оригинален не буду: Amplitude для аналитики, Miro для майндмеппинга, таск-трекер для управления разработкой и Kaiten для управления работой продуктовой команды.

2) Ошибки, которых стоит избегать при разработке продуктовой стратегии.

Чаще всего встречал две ошибки — «надуманная» стратегия и стратегия, оторванная от практики. В первом случае недостаточно времени уделяется исследованию пользователей/рынка/конкурентов/трендов и в принятии решений превалирует «экспертное» мнение. Это опасно, потому что сразу может повести не туда — к целям, существующим только в голове «эксперта».

В стратегии, оторванной от практики, отсутствуют конкретные измеримые метрики успеха, нет Roadmap реализации и не сделана декомпозиция стратегии на конкретные проекты. Эти шаги надо делать сразу, иначе стратегия рискует остаться на бумаге без применения.

3) Как не поддаться панике, если стратегия не работает.

Такое бывает и это нормально. В такой ситуации надо понять, что именно не работает и почему не работает. Проанализировать метрики, пообщаться с пользователями, провести аудит реализации (как и что делали). Это даст информацию для того, чтобы скорректировать стратегию и выдвинуть новые гипотезы.

Чтобы ошибаться было не так больно, изначально относитесь к стратегии, как к гибкому инструменту, и так его подавайте стейкхолдерам внутри. Любая стратегия строится на гипотезах, а любые гипотезы, как известно, могут не подтвердиться. Сокращайте время на подготовку стратегии, делайте MVP и быстрее приступайте к ее реализации и тестам. Рабочая стратегия на троечку лучше идеальной, но вымученной и не примененной.

Виктория Левена
Head of analytics AGIMA

1) Топ-3 инструмента, которые должны быть под рукой у продакт-менеджера.

Если говорить об инструментах, которые мы используем каждый день, то это в первую очередь таск-трекер, дашборды с основными метриками и Roadmap, чтобы не терять фокус и не забывать о том, для чего мы всё это делаем.

2) Ошибки, которых стоит избегать при разработке продуктовой стратегии.

Это вопрос с подвохом :) Конечно, ошибки не стоит совершать, но в то же время не совершать их вообще просто невозможно.

На мой взгляд, самое опасное при разработке стратегии — это нереалистичные планы, которые убивают мотивацию. Если цель недостижима в принципе, никто не будет даже пытаться ее достигнуть. И второе — оторванность от жизни. Стратегия должна строиться на данных — фактических или прогнозных, но всё-таки данных.

3) Как не поддаться панике, если стратегия не работает.

Тут большой встречный вопрос: что значит «не работает»? Мы посреди процесса поняли, что идем не туда? Или в процессе разработки продукта столкнулись с какими-то блокерами, которые нам кратно увеличивают бюджет? Или всё ок, просто отстаем от плановых показателей, потому что разрабатывали стратегию слишком оптимистично?

Как только начинаешь отвечать на эти вопросы, паника проходит сама собой, потому что большая-пребольшая проблема «не работает» превращается в конкретные пункты, где и что пошло не так. Из них автоматически вытекает план действий: нужно будет скорректировать стратегию или «потушить пожары» или просто где-то поднажать, чтобы всё исправить.

Яппаров Никита Альфредович
Старший менеджер продукта VK Реклама

1) Топ-3 инструмента, которые должны быть под рукой у продакт-менеджера.

Это дашборды, личная тикет-система (TickTick), продукт, за который вы отвечаете, и его тестовая среда, чтобы иногда проверить что-то руками. Ну и Excel/SQL — без этого никуда.

2) Ошибки, которых стоит избегать при разработке продуктовой стратегии.

1. Слепо верить данным с рынка.

2. Думать, что всё пойдет именно так, как вы запланировали.

3. Закладывать риски менее 20%.

4. Планировать отдельно от разработки.

5. Считать только оптимистичный/обычный прогноз.

3) Как не поддаться панике, если стратегия не работает.

Сперва нужно понять, почему что-то не работает, найти уязвимости и починить их. При этом, всегда нужно иметь план Б. Ну и стоит помнить, что можно сделать всё — даже полететь в космос.

Задавайте вопросы в комментариях — мы обязательно передадим их экспертам.

А уже 4 июня мы проведем еще один крутой онлайн-митап о продуктовом дизайне. Вместе со спикерами из Ozon Fintech, «Финам» и «Домклик» посмотрим на дизайн со стороны продактов, бизнес-заказчиков и дизайн-директоров, поговорим о полезных инструментах и постараемся найти ту самую середину, где сочетается креатив и ценность для бизнеса.

Ждем вас в прямом эфире!

3
Начать дискуссию