Мой коллега – робот

Всем привет! Меня зовут Дмитрий Столыпин. Я директор по продукту в ExeDrive — это онлайн-сервис для маркетологов и предпринимателей в основе которого лежит виртуальный помощник с искусственным интеллектом.

Мой коллега – робот

Последние полтора года я работаю вместе с роботом exeDrive. Когда твой коллега не состоит из плоти и крови, это вызывает большой интерес у обывателей. Когда ты работаешь из Астрахани на “удалёнке” и робот — это почти единственный твой коллега, это вызывает ещё больший интерес. Поэтому я решил поделится своим опытом, как эта работа позволила мне стать лучшим специалистом и почему не следует опасаться «восстания машин».

Кем я работаю

Моя работа – научить робота быть хорошим маркетологом. Я не умею «переводить» с русского языка на языки программирования. То есть я не технический специалист, а тот, кто наполняет смыслами работу программиста. Я формулирую свои навыки и опыт, сверяю их с общемировыми лучшими практиками и загружаю в нашего виртуального помощника. Проверяя также то, насколько результат его работы удовлетворителен.

Понятнее всего на примере. Наш сервис позволяет создать УТП (уникальное торговое предложение). У робота есть инструментарий, есть набор шагов, уже пройденных пользователем, информация о продукте (или сервисе) и его характеристиках. На их основе система автоматом вытягивает ключевые смыслы и формирует из них УТП. Я проверяю результат её работы: удаляю варианты со словами «эксклюзивный» или «качественный» (потому что УТП должно отражать смыслы, а не банальности), удаляю варианты, содержащие больше пяти слов (потому что громоздкие УТП не работают) – то есть удаляю все априори нежизнеспособные варианты. И на таких паттернах система учится, и впредь выдает более «чистые» результаты.

Также я контактирую с нашими клиентами напрямую. И при необходимости, предоставляю ту информацию и те решения, которыми не располагает робот. А если это повторяется, то ставлю вопрос об автоматизации этих функций.

В чём робот превосходит человека

Работая бок о бок с роботом, я сделал для себя вывод – машина всегда будет лучше человека в вопросах, касающихся работы с цифрами. Во-первых, она просто быстрее считает. Во-вторых, она допускает на несколько порядков меньше ошибок. В-третьих, робот умеет лучше «видеть» взаимодействие цифр в больших данных и учитывать это при математическом прогнозировании. В-четвёртых, он быстрее обучается и может обрабатывать разово больше информации, чем человек. В-пятых, он более вариативен при генерации гипотез.

Иногда в шутку я даже говорю своим друзьям, что виртуальный помощник, над которым работаю, умнее меня. А затем добавляю, что, как известно, в каждой шутке есть только доля шутки. И если попытаться абстрагироваться, можно всерьёз испугаться такого превосходства. И, быть может, даже представить себе грядущее «восстание машин».

И хотя на помощь воображению приходят известные примеры мировой литературы и кинематографа, я никакого страха не испытываю. Потому, прежде всего, что развитие искусственного интеллекта, конечно, имеет свой предел. Робот никогда не сможет опередить меня в креативных решениях и прорывных идеях.

Почему человек всё же лучше

В известном смысле, «инсайт» — это ошибка мозга, сбой алгоритма, по которому одна мысль в нашей голове следует за другой. ИИ по своей природе не способен на подобные ошибки, а потому будет всегда уступать мне в этой области. Машина может помочь собрать кучу данных, свести это в красивые таблички и визуализировать результат. Но креативные решения всё равно останутся за людьми.

Есть отдельная категория специалистов, которые ходят на работу с 9 до 18, перекладывают бумажки, сверяют цифры. Они выполняют рутинную работу и не хотят брать на себя ответственность, развиваться, анализировать и принимать стратегические решения. Такие есть в любых профессиях. И среди маркетологов они встречаются также. Вот им стоит переживать за своё будущее, потому что автоматизацией их функционала я и занимаюсь.

С обратной стороны тем, кто ищут в своей работе больше свободы от механических задач, предстоит в некотором роде обрести эту свободу. Маркетинг всё больше становится историей про творчество и креатив. Роботы будут менять ландшафт нашей профессии. И эти изменения дадут – и уже дают – нам шанс оценить себя, свои навыки, свои желания заниматься теми или иными вещами, развиваться в профессии.

Такие мысли приходят мне в голову, когда меня спрашивают о том, каково это работать вместе с коллегой-роботом.

Что я «прокачал»

Это понимание помогает здорово переосмыслить себя в профессии и понять, что главные навыки, которые будут востребованы в будущем, когда роботы станут повсеместным явлением (а подобную колонку сможет написать каждый второй маркетолог) это системное мышление, творческий взгляд и стратегическое видение. Одно это понимание позволяет мне смело заявить, что я нахожусь на острие профессии и улавливаю самые современные тренды мира маркетинга.

Мой опыт работы с ИИ также помог мне развить навыки на стыке ИТ и маркетинга, понимание методологии и умение выстроить «мостик» между человеческим пониманием и машинным. В своё время я получил три высших образования — в маркетинге, педагогическое, а также физико-математическое. Работа, которой я занимаюсь сейчас, ставит передо мной задачи на стыке этих специальностей. Думаю, что я хорошо «прокачал себе мозги», научившись применять знания из совершенно разных плоскостей для решения конкретной задачи. В конце концов, я действительно круто прокачал своё умение общаться с ИТ-никами.

Плюсы и минусы

Когда меня спрашивают о плюсах и минусах работы с роботом, я чаще всего отшучиваюсь. Тем, что с роботом комфортно работать потому, что он никогда не «пойдёт по головам» ради карьерного роста, что он никогда не будет сплетничать у тебя за спиной. Но было бы чуть лучше, если бы с коллегой можно было выйти на бизнес-ланч или просто пошутить.

Но если попытаться ответить на этот вопрос серьёзно, то, наверное, я бы настаивал на том, что работа с роботом для меня стала новым вызовом в карьере. С одной стороны, мне пришлось мобилизовать свои профессиональные навыки и умения. С другой – научиться смотреть на бизнес-процессы с точки зрения методологии и научиться её формулировать, чтобы передать машине. Вообще, обучить ИИ собственной экспертизе – наверное, одна из самых сложных задач, с которой я сталкивался. И которая, определённо, сделала меня лучшим специалистом, чем я был прежде.

55
13 комментариев

Блин, я так и не понял, на фото это автор или бот?
 

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Так понятнее?

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить
Автор

автор) 

Ответить

Автор)

Ответить

Взаимное проникновение, с кем работаешь, на того и становишься похож ;)

Ответить