Создать подкаст с нуля с качеством не хуже Митрошиной реально

Полгода назад меня позвали гостем в подкаст команды Advertalyze про маркетинг онлайн-школ английского, вместе с бренд-директором Skyeng. С тех пор у меня зрело желание создавать больше такого контента и недавно я выпустила свой подкаст “Ленивый бизнес”.

Зачем мне свой подкаст:

  • Нарезать из подкаста рилсы с говорящей головой и таким образом транслировать мои умные мысли в моем блоге.
  • Продвигать свой личный бренд, чтобы мои потенциальные клиенты могли послушать меня дольше, чем 60 секунд и сформировать ко мне доверие.
  • Знакомиться лично с лидерами мнений.

Например, третий выпуск моего подкаста был с Виталиной Скворцовой-Ахрицкой. Это психотерапевт и блогер с аудиторией больше 120 тысяч подписчиков. И меня уже много людей после выхода выпуска спросили, как я договорилась с Виталиной на запись этого подкаста, хотя в моих соцсетях очень мало подписчиков и я далеко не медийная личность. Ответ максимально прост — спросить. Ну и сделать классный продакшн, потому что я, когда подходила спрашивать, уже на руках имела первый выпуск, где видно, что я действительно постаралась и на выходе будет что-то красивое.

Я была на конференции от BelgradeWomanClub 20-го апреля, где Виталина была спикером. В перерыве я с дрожащими руками подошла к ней и спросила, как она относится к подкастам. На что она ответила положительно. И вскоре мы уже договорились о записи. Конечно, все расходы я взяла на себя. После публикации подкаста я сделала рилс с тизером к этому подкасту, где пригласила ее стать соавтором и она приняла приглашение. Таким образом, об этом выпуске узнала вся ее аудитория в Instagram*, что принесло этому выпуску больше 800 просмотров и классные комментарии.

Комментарии к <a href="https://youtu.be/bCUC_fAMAN0?si=HD5K1BoT_co5cbBM" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">третьему выпуску</a> подкаста "Ленивый бизнес"
Комментарии к третьему выпуску подкаста "Ленивый бизнес"

В подкасте "Ленивый бизнес" мы делимся уникальным опытом от предпринимателей и топ-менеджеров о том, как строить успешный бизнес и не забывать жить счастливо. 8 лет я управляла онлайн-школой английского Алекса Рубанова English Tochka, а теперь помогаю другим бизнесам расти.

Сейчас поделюсь процессом создания подкаста с нуля. В каждом эпизоде я дополняла свой чек-лист новыми пунктами, которые избавят вас от головной боли и стресса.

Подготовка

Начинаем со сценария. Для этого я изучаю соцсети того человека, которого приглашаю на подкаст. Внимательно выписываю факты из жизни, опыта, актуальные события. Далее пишу ChatGPT о моем подкасте и о спикере и прошу составить мне список вопросов. Это далеко не значит, что я просто копирую эти вопросы. В первую очередь, этот подкаст мой и я хочу передавать свое видение. Но идеи из чат GPT мне дают вдохновение. 15-20 вопросов более чем достаточно для одного выпуска, потому что вы будете в них углубляться.

Договариваюсь со студией и гостем о дне и времени записи. В Белграде я записываю подкаст в студии NG. 1 час записи с тремя профессиональными камерами и с оператором, всё настроит, стоит 250 евро. Первый выпуск я записывала в рамках одного часа. Мне было очень страшно не успеть, поэтому я решила снимать студию на два часа, это время оптимально. Я даже успеваю записать Reels в студии, если мы закончили раньше.

День Х

В день записи подкаста я всегда очень волнуюсь, но благодаря тщательной подготовке обычно все получается хорошо, как я и задумывала. За день до подкаста я тоже стараюсь не стрессовать и выспаться. Я обязательно вкусно завтракаю, чтобы не быть злой и голодной. Но нельзя есть сладкое или пить кофе в течение часа до записи, чтобы избежать «кома в горле». Собираю вещи, одежду, косметику, планшет, с которым я буду на съемке. Я решила дарить гостям подарок после записи, чтобы им было приятно, что они потратили время со мной. Хотя наверняка могли бы сделать что-то более прибыльное для них.

Перед официальным началом записи:

  • Я прошу оператора снять немного бэкстейджа на мой телефон и сделать несколько фото, чтобы потом выкладывать прикольные сторис.
  • Мы проверяем, как мы выглядим, а оператор проверяет звук. В этой студии очень удобно, что оператор находится в другой комнате, а не вместе с нами, чтобы нас не смущать.
  • Обязательно ставим телефоны на беззвучный. Лучше вообще выключить, потому что даже вибрация во время записи будет выглядеть очень странно и сбивать в смысле.
  • Я снимаю элайнеры, потому что они мешают мне говорить свободно.
  • Ставим воду на стол, чтобы тоже не прерываться во время беседы.
Комната оператора на записи <a href="https://youtu.be/bNAV5lrcDAU?si=tPosOsXOoYtojS6f" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">второго выпуска</a> подкаста "Ленивый бизнес"
Комната оператора на записи второго выпуска подкаста "Ленивый бизнес"

Очень удобно, что при монтаже можно вырезать любые неудобные вопросы или ответы, любые ошибки или все, что вам не понравится. Это помогает расслабиться.

В конце подкаста я предлагаю подписаться на соцсети моего подкаста и спикера. Прошу написать в комментариях, что именно было полезно, и рассказываю о подарке от спикера. Со спикером я заранее согласовываю небольшой подарок, чтобы дать зрителям, которые оставят комментарии или поделятся подкастом у себя в соцсетях.

Монтаж

После записи мы выдыхаем и через пару дней получаем оригиналы файлов. Я отдаю подкаст на монтаж фрилансеру, с которым я давно работаю. Объективно заказывать монтаж в России намного дешевле, чем в Сербии. Напишите в комментариях, если хотите статью о подборе фрилансеров качественно и дёшево 😉

Если вы думаете, что смонтируете сами, то наберитесь терпения и памяти в компьютере - на это уйдёт много часов, а файлы весят под 100 гб. Соединять видео с 3 камер немнооожечко сложнее, чем рилсы.

Есть вариант попросить монтажера смонтировать на его усмотрение, но я готовлю подробное ТЗ, чтобы получить нужный результат быстрее и не тратить нервы. Для этого я просматриваю оригинал и сразу пишу, что обязательно нужно вырезать. Это скорее касается вопросов и конкретных тем, а не затупов, которые монтажер и сам может увидеть. Например, когда какой-то ответ получился неинтересным, слишком длинным, или вы просто решили сократить длину подкаста.

Также я выбираю кусочки для нарезки в начале. Вы наверняка видели в других подкастах, где первая минута это самые интригующие фразы из подкаста. По моему опыту, монтажеру не всегда понятно, какие фразы были действительно самые цепляющие.

Вам понадобится обложка для подкаста на ютубе. Некоторые монтажеры могут ее сделать сами, но иногда это нужно делегировать дизайнеру, или возможно вы сами справитесь в Canva. Мне помогает инструмент удаления фона в iPhone, чтобы быстро получить фото спикеров, добавить их на красивый фон и наложить заголовок. Но шаблон для меня подготовил дизайнер.

Обложка к <a href="https://youtu.be/YGWyxycyN6A?si=9bXQP64OW4rV1SlO" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">первому выпуску</a> подкаста "Ленивый бизнес"
Обложка к первому выпуску подкаста "Ленивый бизнес"

Публикация

Когда монтаж готов, я пишу тайм-коды для YouTube. Тайм-коды выглядят как содержание видео. Зрители могут легко переключаться по вопросам, которые им наиболее интересны, если они не готовы слушать весь эпизод. Тайм-коды оформляются максимально просто. В описании видео на ютубе вы указываете минуты:секунды и заголовок для этого отрывка.

Тайм-коды к <a href="https://youtu.be/YGWyxycyN6A?si=WGN2-JJH4cesxtqB" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">первому выпуску</a> подкаста "Ленивый бизнес"
Тайм-коды к первому выпуску подкаста "Ленивый бизнес"

Следующий этап это выложить подкаст на платформы для прослушивания, как Apple Podcasts, Яндекс.Музыка и др. Этим вопросом лучше озадачиться до записи, потому что регистрация занимает время - мне с этим сильно помог ассистент. Начните с регистрации в агрегаторе для подкастов. Это место, где соединяются все ссылки на разные платформы для вашего подкаста (я использую Mave). Видео-версию на YouTube придется выкладывать отдельно, потому что такого функционала для подкастов еще не предусмотрено.

Страница подкаста на платформе Mave
Страница подкаста на платформе Mave

Перед публикацией первого выпуска запишите небольшой трейлер о том, что будет в подкасте. Он может длиться меньше минуты. Трейлер нужен, чтобы запустить модерацию на большинстве платформ. Его даже не обязательно записывать в студии и с видео - вы можете записать голосовое сообщение в Telegram себе в Избранное и скачать на компьютере.

Когда выпуск опубликован:

  • Я делаю минимум 2 сторис в Instagram* и Telegram со ссылкой на просмотр и описанием этого выпуска
  • В тг-канал пишу пост о новом выпуске.
  • Для Instagram я готовлю Reels, в котором просто переделываю тизер в вертикальный формат. Тизер - это та самая нарезка самых интересных фраз в начале.

Просмотры и вовлеченность в первый час влияют на органический рост подкаста и рекомендации, поэтому всё лучше подготовить до публикации.

А уже после публикации можно нарезать Reels с говорящей головой и разными темами, чтобы привлекать больше прослушиваний. Вероятно, кто-то увидел подкаст, но не захотел его слушать или не было времени. А после таких Reels с полезными выжимками желание посмотреть появится.

Мои выводы

Однозначно подкаст подкрепил мой личный бренд среди моих знакомых и клиентов. Под самим подкастом я получила не слишком много комментариев. Комментарии чаще оставляют те, кто не знают меня. Но при встрече десятки людей сказали мне, что подкаст получился мегаполезным, профессиональным, и картинка просто огонь! Некоторые даже захотели тоже создать свой подкаст и интересовались, как это работает. В связи с чем я и решила написать эту статью.

В моём Telegram-канале "Ленивый бизнес" я выложила удобный чек-лист к подкасту:

Что касается продвижения подкаста. До этого этапа я ещё, честно, не добралась. Сфера для меня очень новая, потому что продвижение подкаста максимально отличается от продвижения онлайн-школы. Так как у меня нет большой лояльной аудитории в блоге, видео не сильно стремятся в реки. Я делегирую этот вопрос ассистенту - там надо использовать фичеринг и другие непонятные штуки.

Буду ли я записывать новые выпуски? Да. Я заложу расходы на подкаст в маркетинговый бюджет для продвижения моих услуг. Я часто говорю, что в любом бизнесе нужно вкладывать 5-20% от выручки в продвижение, и как раз подкаст будет одним из способов. Сначала я увеличу продажи уже известными мне способами через посевы Telegram и таргетированную рекламу, и когда освободится бюджет на маркетинг, продолжу съёмки.

Если хочется быстрой окупаемости вложений, подкастом заниматься не стоит, это больше долгосрочная инвестиция. Что думаете?

Сам процесс мне невероятно нравится. Буду рада комментариям вашим вопросам или рекомендациям о том, как эффективно продвигать подкаст.

* Запрещенная в Российской Федерации организация.

Начать дискуссию