Если крадешь, то делай это как художник и будь классным. Реальный опыт обнаружения попыток воровства при создании сайтов и как с этим жить

Всем привет! Меня зовут Яна Гармидер, я маркетолог из Сибири (B2B, B2G). Прошла увлекательный путь от SMM-специалиста до SMO в крупном холдинге. Продвигала и продвигаю иностранные и российские бренды, резидентов Сколково.

Хочу сегодня поделиться своим реальным опытом. Я всегда топлю за идею, чтобы быть конкурентоспособным — нужно создавать что-то свое. В идеале, чтобы этому хотелось подражать. Также прекрасно понимаю, что создать что-то абсолютно новое — это частенько на уровне фантастики. Особенно при разработке сайтов: есть уже выработанные принципы от которых никуда не денешься, только контент, код и визуал уникализируй, по-возможности.

Кради как художник

Иллюстрация из книги "Кради как художник" Остин Клеон
Иллюстрация из книги "Кради как художник" Остин Клеон

Сразу пришло на ум при генерации идей. Часто при создании своего мы за основу берем чужой опыт и наработки, накладываем на свою насмотренность и экспертность с поправкой на путь именно своего клиента. То есть:

ПОДСМОТРЕЛ, ВДОХНОВИЛСЯ И АДАПТИРОВАЛ ПОД СЕБЯ.

Нормально? Нормально!

На реальной практике такое бывает далеко не всегда. Иногда люди идут по пути собственной лени и незнания правовой составляющей, ведь зачем изобретать, вкладываться своими ресурсами и можно просто скопировать полностью, обратившись в ту же IT-компанию, пытаясь сэкономить деньги и время. Попросту, ленивцы :)

Опыт #1

Имеется сайт официального дистрибьютера европейских производителей мебельной фурнитуры в России с большим количеством калькуляторов подбора, в том числе, не имеющих аналогов в рунете. Каждый пытается зарабатывать как может: кто-то играет "в честную", а кто-то решает прикрыться чужим именем и сайтом, чтобы продавать фурнитуру сомнительного происхождения.

Как обнаружилось?

Сайт был на СMS «1С-Битрикс: Управление сайтом» нешаблонный с выстроенным обменом с 1С. Нашелся ленивец, скопировавший открый код и визуальную составляющую, включая логотип компании, фотографии сотрудников в соответствующем разделе, только физический адрес заменил на свой.

Но вот незадача, калькуляторы подбора-то не работают! И как быть? Конечно же обратиться к тем же разработчикам оригинального сайта. Разработчик эту информацию тут же сообщил мне.

Опыт #2

Имеется сайт официального дистрибьютера оборудования на СMS «1С-Битрикс: Управление сайтом», нешаблонный и, опять же, с присутствием калькулятора подбора. Здесь немного отступлю: у конкурентов есть подобные, с разным алгоритмом подбора. И снова появляется ленивец, который приходит к разработчику оригинального сайта: "У вас же осталось ТЗ на разработку, сделайте мне копию".

Это мое искреннее удивление, когда я встречаю таких ленивцев :)
Это мое искреннее удивление, когда я встречаю таких ленивцев :)

Что с этим делать?

Для начала выдохнуть и принять мысль, что мы классные, если хотят полностью копировать. Благодарим исполнителей задач за честность. Потом вспоминаем простые и одновременно сложные истины.

Если ваше действительно ваше, то закон на вашей стороне. Сайт — нематериальный актив вашей компании, как и логотип, название (если еще оформлен товарный знак).

Еще ваш сайт является интеллектуальной собственностью компании, причем достаточно "сложносочиненной", нарушение которой полное или частичное преследуется по статьям ГК РФ. В нее попадают название сайта (доменное имя), исходный код, дизайн сайта, контент (содержание, наполнение сайта), элементы сайта (сервис, приложение или алгоритм).

Патентуйте! И спите спокойно, пусть об этом позаботятся ваши юристы.

В заключении

Создание нового — тонкий и ресурсозатратный процесс. Мы тратим человеческий ресурс свой, своих сотрудников, исполнителей, тратим свое и их время, и, конечно же, деньги. Я такие попытки воровства всегда расцениваю как неуважение к чужому труду и продукту (да, такое мое непопулярное мнение).

Развивайте насмотренность, изучайте тренды, мнения и в результате получите классный и полезный продукт для клиента (и/или пользователя).

Красиво крадите как художники и создавайте свое, а не слепо копируйте :)

Остались вопросы? Можно обратиться ко мне в Telegram за консультацией: @grmdr.

2 комментария

Хотелось бы:
1. Статью о внедрении сквозной аналитики. У вас есть такой опыт?
2. И о лжи агентств, когда дела у них плохи, при этом, говорят, что всё хорошо, разумеется, проваливая доверенные проекты.

1
Ответить

Думаю о об опыте внедрения сквозной аналитики я обязательно поделюсь в одной из следующих публикаций :)

Ответить