Самая неоптимизируемая вещь - это бесполезная работа.

Сколько вы и/или ваши сотрудники выполняете бесполезной работы и по какой причине?

Постановка задачи и исполнение
Постановка задачи и исполнение

Сначала давайте поймем, что вообще такое «бесполезная работа». Я бы охарактеризовал это как действие, которое приводит к утилизации ресурса сотрудников (они что-то делают), но не дает никакой ценности. Это как утром копать яму, а вечером - закапывать. По какой причине она присходит? А вот это интересно, потому что таких причин всегда несколько. Первая, сотрудники тунеядцы. Они выполняют поставленную вами задачу за 15 мин., а дальше не спешат об этом говорить и занимаются чем-то для себя. Как бороться? Увольнять нафиг, но это будет очень сложно, потому что такие тунеядцы занимаются этой деятельностью крайне тонко. Еще можно садиться и искать их персональную мотивацию. Нужно найти задачи, которые им действительно нравится делать. Вторая, и это классическая причина - они задачу не поняли и сделали не то. С этим бороться только обратной связью при постановке задачи и тратить время на обсуждение, чтобы все понимали что нужно сделать. Наконец третья, в процессе выполнения задачи меняются вводные и приходится начинать все сначала. Это полностью вина руководителя, который не учел такой риск и дал выполнять этап задачи раньше срока. Как лечить? Определять все вводные и грузить задачами только после окончательных договоренностей о том, что должно быть в итоге. Теперь пример.

Занимаемся нормированием численности. Работа длительная рассчитана на несколько месяцев. Для выполнения делается анализ штатного расписания, при чем довольно трудоемкий. Нужно определить фактические задачи сотрудников и назначить им роли. У одного сотрудника может быть несколько ролей, соответственно сумма по штату и сумма по ролям должна сойтись. Сначала так делали штатку на 1.04, потом (ближе к сроку сдачи) возникла штатка на 1.06. И что? Все переделывать. Вот это пример бестолковости руководителя, который не оценил, на какую дату взять штатку и в итоге заставил сотрудников делать это дважды. Первый раз - абсолютно бесполезно. При чем тут процесс? Так это же процесс постановки задачи, планирования и распределения среди сотрудников. В настоящем примере он сделан из рук вон плохо.

Начать дискуссию