«Убиратор»: как сервис управления отходами перестроил бизнес и поменял структуру компании в кризис

Поговорили с основателем «Убиратора» и номинантом «30 до 30» 2022 российского Forbes Никитой Никишкиным о том, как команда внедряет новые принципы управления по Beyond Taylor, с какими трудностями сталкиваются и почему кризис стал драйвером для существенных перемен.

«Убиратор»: как сервис управления отходами перестроил бизнес и поменял структуру компании в кризис

Из социалки в работающий бизнес

Началось все еще в МФТИ в 2014 году, когда мы с друзьями собирали батарейки и макулатуру. Запустили сбор пластиковых бутылок в Долгопрудном, устанавливали контейнеры у домов, отправляли сырье на переработку. В то время это был скорее социальный проект, чем бизнес.

Потом заметили, что у компаний сложности с вывозом отходов, нет водителей и не существует никакой цифровой оболочки. Так и появился «Убиратор» — IT-платформа, которая собирает заказы от юридических и физических лиц на транспортировку различных отходов. По сути, Uber или Яндекс.Такси в экосфере, у нас нет собственных автомобилей, почти нет складов, только в Москве и Санкт-Петербурге, мы просто всех соединяем.

Мы вышли на рынок в 2018 году, вложив собственные 300 тыс. руб. Сейчас работаем в 74 регионах, занимая около 1,3% рынка вторсырья с выручкой в 500 млн руб в год. Планируем увеличить долю до 15-20%, выйти в сегмент металлолома и других отходов.

Команда проекта
Команда проекта

Сама по себе сфера переработки очень закостенелая, в ней не хватает современных цифровых решений. Мало на рынке и тех, кто разбирается в эко и при этом умеет создавать хорошие технологические продукты. Как мне кажется, мы это успешно совмещаем. Наша миссия заключается в том, чтобы создавать новые сервисы и сделать так, чтобы как можно больше трудноперерабатываемых отходов перерабатывалось. А эволюционная цель «Убиратора» — в принципе предотвращать образование отходов.

Сейчас у нас два флагманских продукта:

  • Ubirator.com – агрегатор по вызову отходов. Наше логистическое решение позволяет эффективно работать с различными отходами, с которыми другие компании не хотят иметь дело.
  • Ubirator.pro (Upro) – ERP-система учета для пунктов приема вторсырья с функционалом мгновенных безналичных выплат за вторсырье физическим лицам по номеру карты или телефону.

Первым продуктом, чаще всего, пользуется ритейл, склады, производственные компании, в меньшей степени – рестораны и физлица. По сути, все, у кого есть отходы, и их надо по закону отдавать на переработку.

Вторым – компании, которые занимаются приемкой вторсырья и металлолома. Тем же пунктам приема, которые ведут и контролируют всю производственную и финансовую деятельность своего предприятия в одной программе.

Спасти и не разрушить

Мы не учились управлению, все процессы выстраивали интуитивно. Тогда не было возможности пойти на какие-либо курсы, но запрос на систематичность был всегда. Конечно, мы понимали, что такой подход не совсем правильный.

Один из наших акционеров порекомендовал пойти в Beyond Taylor. По её методологии работает ВкусВилл – одна самых успешных продуктовых сетей в стране. Подумал, что как минимум, история заслуживает внимания, поэтому в конце 2022 года пошли учиться. В процессе убедились: нашли, что искали. Чёткую структуру управления, систематизированные наработки, а не на разрозненные знания, которые мы собирали из разных источников.

«Убиратор»: как сервис управления отходами перестроил бизнес и поменял структуру компании в кризис

Мы начали внедрять методологию Beyond Taylor самостоятельно, да и ещё в кризисный для компании момент. После 2022 года на рынке произошли существенные изменения, и нам пришлось кардинально перестраивать свою работу, сокращать персонал и закрывать проекты. Это была серьезная перестройка, иначе «Убиратор» бы не выжил.

И то, что в этот момент мы начали модернизировать систему управления, нам очень помогло. Основное следствие этого кризисного момента и внедрения новой методологии – это появление более доверительного пространства для общения ключевых руководителей.

Кроме того:

  • Полностью изменилась структура компании, принципы построения управленческих отчётов, появился совет управляющих, система дашбордов по разным категориям и командам. Тогда же начали внедрять мотивацию, которая зависит от прибыли.
  • Появился единый процесс регулярной еженедельной коммуникации, в ходе которой мы открыто обсуждаем проблемы компании, даже если они очень серьезные. Как например, необходимость закрыть целые направления в бизнесе. Раньше такие проблемы были в основном только в моей голове, сейчас же мы обсуждаем их открыто, вместе ищем решения и сообща принимаем трудные решения.

Единое пространство – это не только регулярные встречи и обсуждение проблем, но система аналитических инструментов, которые видят все. Мы стали чаще на них смотреть, и уровень открытости значительно вырос. Я считаю, что это очень помогло нам.

  • Больше людей стали думать о прибыли. Раньше некоторые сотрудники даже не понимали, что такое прибыль команды. Мы посчитали, и сотрудники стали лучше понимать, как её получать и как этом они сами могут зарабатывать.

С конца 2022 года нам удалось кратно нарастить маржинальность бизнеса, благодаря чему компания наконец-то стала прибыльной.

Первые годы жизни компании основными ее целями был рост выручки и натуральных показателей. В момент сильной турбулентности на рынке ключевые цели пришлось переприоретизировать. Прибыльность стала во главу угла.

Еще один интересный факт, связанный с более доверительным коллективным процессом управления. В некоторых случаях команда сама предлагала непопулярные решения, которые нужно было принимать. Теперь нет единоначалия, а есть ответственность совета управляющих, мне стало легче.

Внедряли сами

Когда у сотрудников есть напряженный и сложный ежедневный график, они зачастую сопротивляются всему новому. Однако мы обнаружили, что, сосредоточившись на ключевых потребностях клиентов и внедрив простые аналитические инструменты, мы можем постепенно изменить их мышление.

«Убиратор»: как сервис управления отходами перестроил бизнес и поменял структуру компании в кризис

Мы начали с определения наиболее важных для клиентов ценностей, теперь отслеживаем их на ежедневной основе. Затем мы на основе этих данных сформулировали обещания, которые должны были выполнить, и разработали соответствующие показатели. Если честно, мы не всегда проводили custdev, как советуют эксперты Beyond Taylor, просто полагались на собственное экспертное мнение.

Но на одной из команд мы провели полноценный тренинг, где перестроили процессы в соответствии с новыми обещаниями и показателями. Команда начала работать иначе, и в ней появилась более доверительная и открытая атмосфера. Мы внедрили отчеты, которые отслеживали выполнение обещаний и прибыль, и делились ими со всей командой.

Трудности перевода

Сейчас главная проблема в том, что линейные сотрудники – в нашем случае это люди на производстве – говорят, что имеют ограниченное влияние на прибыль. Отсюда – сложности с внедрением новых принципов и с инициативами на низовом уровне. Пока что мы не знаем, как с этим быть и как убедить.

Решения проблемы, которые предлагают эксперты:

В Beyond Taylor проблема решается так: метрики и мотивация должны быть полностью синхронизированы с полномочиями. На прибыль всей компании производственники, действительно, вряд ли влияют. Надо посмотреть, какую ценность обещают, все ли полномочия есть для предоставления ими этой ценности и от этой ценности выстраивать экономику команды.
Роман Любимкин, эксперт по развитию команд Beyond Taylor
Во ВкусВилл ушли от вознаграждения команд магазинов с прибыли, так как она была кардинально разной для точек с одинаковой трудоёмкостью команды, но разной арендной платой, на что сотрудники никак не могли повлиять. Процент брака, выполнение плана, CSI, выполнение стандартов и чистоты – это очень важные клиентские метрики выполнения обещаний, которые точно нельзя использовать для расчёта вознаграждения.
Валерий Разгуляев, управляющий консультированием по клиентократии Beyond Taylor

Я думаю, что все трудности преодолеем, полностью перестроим управления компании, сохранив эффективность. Кстати, одну из ключевых мыслей, которую я вынес из обучения, что нет никаких устойчивых критериев для лидеров компании. Нам основатель Вкусвилл Андрей Кривенко говорил, что руководителем может стать любой молодой специалист, который старается, и привёл пример, что кассиры в сети магазинов вырастают до управляющих розницей.

Поэтому любой может стать лидером.

1212
1 комментарий

Комментарий недоступен

1
Ответить