Почему мы выбираем прибыль

Легендарное эссе основателя Basecamp о том, почему не всегда стоит гнаться за капитализацией и оценкой

Почему мы выбираем прибыль

Мы открыто говорим о том, что управляем прибыльной компанией в индустрии, которая так часто отказывается от прибыли в пользу потенциала (роста). Так почему? Люди постоянно спрашивают нас, почему. Почему мы выбираем прибыль?

Поэтому я решил рассказать о некоторых причинах, по которым мы разработали Basecamp, нашу компанию, чтобы стать прибыльной как можно быстрее и стабильнее. И вот уже 17 лет подряд мы получаем прибыль. Прибыльность – это особенность нашей компании.

С момента запуска бизнеса в 1999 году наши доходы росли каждый год (2016 год стал лучшим годом), и в течение многих лет мы получали миллионы в год. В настоящее время (на 2017 год) в компании работает всего 51 человек (больше, чем когда-либо).

Причины, без особого порядка

Неполный список, но достаточный:

Никто никогда не разорялся, получая прибыль. В отличие от компаний, которые каждый год реинвестируют все или большую часть денег обратно в компанию, мы каждый год выводим деньги (прибыль) в виде дивидендов (мы - ООО). Это означает, что каждый год мы забираем риск из компании. Компании, которые продолжают реинвестировать, увеличивают риск своей компании. Если однажды дерьмо попадет в вентилятор, и компания прекратит свое существование, мы будем наслаждаться плюсом по мере того, как мы шли, по сравнению с тем, если бы все реинвестиции не привели к результату, превышающему ежегодные выплаты. А так как большинство компаний умирает меньшими, чем они были на пике своего развития, шанс, что нереализованное будущее окажется лучше, чем определенное сейчас, невелик. В общем, мы работаем, чтобы наслаждаться тем, что у нас есть сейчас, а не тем будущим, которого у нас нет. К черту отложенную жизнь.

Прибыль дает вам время и гибкость. Прибыль - это максимальная гибкость, потому что она покупает вам максимальную роскошь: время. Пока вы остаетесь в прибыли, вы можете двигаться в любом направлении и тратить на это столько времени, сколько вам нужно. Но если вы не можете генерировать достаточное количество собственных денежных средств за счет операционной деятельности и вынуждены обращаться к внешним заемщикам или продавать части своей компании, чтобы генерировать денежные средства, необходимые для продолжения работы, тогда те, кому вы должны, - это те, кто владеет вашим временем. Если ваше время принадлежит кому-то другому, вы не свободны. А если вы не свободны, вы не можете быть гибкими. А мы ценим гибкость выше всего остального.

Прибыль – это настоящая вертикальная интеграция. Наличные деньги - это необычное сырье, потому что их можно превратить во что угодно (по сути, наличные - это как стволовые клетки). А когда вы создаете свои собственные деньги, вы можете использовать их как угодно, без каких-либо условий. Вы можете забрать все домой. Вы можете раздать их своим сотрудникам. Можете вложить их обратно в бизнес. Вы можете делать с ним всякие глупости, ведь это ваше дерьмо. Но когда вам приходится получать сырье от очень ограниченного числа поставщиков (инвесторов), к деньгам прилагаются всевозможные условности. А деньги, к которым привязаны обязательства, на самом деле не ваши, это чужая собственность, которую вы арендуете на их условиях. Мы предпочитаем владеть деньгами.

Нас не волнует оценка стоимости. Если получение дохода может повредить вашей оценке, то получение прибыли может оказать еще более пагубное влияние. Но нам плевать. Мы не знаем, сколько мы стоим, и нас это не волнует. Чем меньше у вас забот, которые не влияют на вашу повседневную работу, опыт ваших клиентов и фактическое функционирование вашего бизнеса, тем больше энергии вы можете вложить в сам бизнес. Мы тратим ноль часов в год на оценку и ерунду с фальшивыми цифрами. Я видел, как слишком много основателей тратят бесчисленное количество часов на то, чтобы получить деньги, разметить с юристами договорные листы, зациклиться на таблицах капитализации, попотеть над чужими решениями «сделать или сломать» и т. д. К черту все это. Это огромная трата времени и энергии.

Прибыль – это абсолютный щит от дерьма. Когда вы получаете прибыль, вам не нужно играть в игры, поддаваться на подмену показателей, скрещивать пальцы или выпрашивать чужие деньги, одобрение или признание. Вы просто зарабатываете больше денег, чем тратите, - и ведете фундаментально обоснованный, с точки зрения экономики, бизнес. Когда прибыль является обязательным условием, становится гораздо труднее вступать в дерьмо.

Почему мы выбираем прибыль

Прибыль защищает вас от вашего эго. Одна из самых простых вещей, которые можно сделать в бизнесе, – это опередить самого себя. Чувствовать себя великим! Быть одержимым ростом, потенциалом и «если бы только...». Нанимать слишком много людей, брать слишком большую арендную плату, делать слишком много дел, усложнять свой бизнес, привязывая к себе деньги. Список можно продолжать. Но когда вы ставите перед собой цель стать прибыльной компанией, вы следите за своими расходами. Вы не нанимаете лишнего человека, если не можете себе этого позволить. Вы не снимаете офисное помещение, которое слишком велико для вас. Вы не подписываете долгосрочный договор аренды, который вам не по карману. Вы не вкладываете кучу денег в вещи только потому, что можете, а более тщательно обдумываете свои траты. Нет ничего проще, чем тратить чужие деньги, и это должно вас беспокоить. Если у вас мало денег, и вы хотите быть уверены, что в конце года у вас еще что-то останется, вы тратите их с умом. Так вы вырабатываете хорошие, ответственные привычки. Прибыль создает разумные границы и рамки, и это очень полезная вещь - особенно на ранних этапах.

Все, что мы должны – это наши лучшие усилия. Когда вы получаете прибыль и не имеете долгов, вы никому ничего не должны, кроме своих лучших усилий. А кому мы обязаны? Себе и своим клиентам. Душевный покой, ясность и спокойствие, которые приходят с этим, неизмеримы.

Прибыль в 1 доллар – это Fuck you money.

Примечание – термин «Fuck you money» означает количество денег, достаточное, чтобы его обладатель, если он работает, мог сказать своему боссу: «Да пошёл ты!»

Обычно мне не нравится термин «Fuck you money» - он такой некрасивый, но я собираюсь использовать его, чтобы донести свою точку зрения. Обычно, когда люди говорят о «FU-money», они думают о миллионах. Будто когда у вас есть миллионы, у вас есть FU-money. На самом деле все, что вам нужно, - это 1 доллар годовой прибыли. Потому что если ваша компания самоокупаема и прибыльна, и вы никому ничего не должны (по моему мнению, если вы должны деньги, то вы не являетесь по-настоящему прибыльным), то вы можете сказать «Fuck You» практически всему. Вам не нужно делать ничего, что вы не хотите делать, когда вам не нужно полагаться на кого-то еще, чтобы быть устойчивым. Вам не нужно танцевать на чужой сцене или играть по чужим правилам. Деньги FU – это не покупка острова, а возможность быть островом - собственным и устойчивым.

Прибыль обеспечивает изоляцию. Когда меняются вкусы, когда меняются тенденции, когда рынки колеблются, финансирование замирает. Это происходит независимо от того, затронут ваш конкретный бизнес или нет. И вы вполне можете оказаться на холоде и замерзнуть до смерти. Помните 2008 год? 2009? Ядерные зимы финансирования? Это были одни из наших лучших лет! Прибыль защищала нас от нервных инвесторов, а наши клиенты продолжали платить за Basecamp.

Прибыль - это просто проще. Мы по-прежнему являемся ООО в Basecamp. Самая простая структура, которую можно иметь при нашем размере. Это означает меньше юристов, меньше бухгалтеров, меньше бумажной волокиты, меньше прыжков через обручи. Наша бухгалтерия настолько проста, что наш операционный договор не менялся уже десять лет. При такой бережливой корпоративной структуре у вас появляется время для гораздо более интересных вещей, например, для создания лучшего продукта. Вся компания сосредоточена либо на создании лучшего продукта, либо на поддержке лучшего продукта. В Basecamp нет финансового директора. Нет бухгалтерского отдела. Наш замечательный офис-менеджер Андреа справляется со всем этим вместе с Энн, нашим бухгалтером с 17-летним стажем.

Прибыль концентрирует внимание. Есть так много вещей, которые мы могли бы делать как компания, но гораздо меньше тех, которые действительно составляют суть того, почему мы здесь. Прибыль помогает нам сосредоточиться на том, что нужно делать, а что нет. Она помогает нам отбросить все, что выходит за рамки, помогает поддерживать компанию в форме, не накапливая жировые прослойки от погони за тысячей потенциальных направлений одновременно.

Примечание – термин «Fuck you money» означает количество денег, достаточное, чтобы его обладатель, если он работает, мог сказать своему боссу: «Да пошёл ты!»

Обычно мне не нравится термин «Fuck you money» - он такой некрасивый, но я собираюсь использовать его, чтобы донести свою точку зрения. Обычно, когда люди говорят о «FU-money», они думают о миллионах. Будто когда у вас есть миллионы, у вас есть FU-money. На самом деле все, что вам нужно, - это 1 доллар годовой прибыли. Потому что если ваша компания самоокупаема и прибыльна, и вы никому ничего не должны (по моему мнению, если вы должны деньги, то вы не являетесь по-настоящему прибыльным), то вы можете сказать «Fuck You» практически всему. Вам не нужно делать ничего, что вы не хотите делать, когда вам не нужно полагаться на кого-то еще, чтобы быть устойчивым. Вам не нужно танцевать на чужой сцене или играть по чужим правилам. Деньги FU – это не покупка острова, а возможность быть островом - собственным и устойчивым.

Прибыль обеспечивает изоляцию. Когда меняются вкусы, когда меняются тенденции, когда рынки колеблются, финансирование замирает. Это происходит независимо от того, затронут ваш конкретный бизнес или нет. И вы вполне можете оказаться на холоде и замерзнуть до смерти. Помните 2008 год? 2009? Ядерные зимы финансирования? Это были одни из наших лучших лет! Прибыль защищала нас от нервных инвесторов, а наши клиенты продолжали платить за Basecamp.

Прибыль - это просто проще. Мы по-прежнему являемся ООО в Basecamp. Самая простая структура, которую можно иметь при нашем размере. Это означает меньше юристов, меньше бухгалтеров, меньше бумажной волокиты, меньше прыжков через обручи. Наша бухгалтерия настолько проста, что наш операционный договор не менялся уже десять лет. При такой бережливой корпоративной структуре у вас появляется время для гораздо более интересных вещей, например, для создания лучшего продукта. Вся компания сосредоточена либо на создании лучшего продукта, либо на поддержке лучшего продукта. В Basecamp нет финансового директора. Нет бухгалтерского отдела. Наш замечательный офис-менеджер Андреа справляется со всем этим вместе с Энн, нашим бухгалтером с 17-летним стажем.

Прибыль концентрирует внимание. Есть так много вещей, которые мы могли бы делать как компания, но гораздо меньше тех, которые действительно составляют суть того, почему мы здесь. Прибыль помогает нам сосредоточиться на том, что нужно делать, а что нет. Она помогает нам отбросить все, что выходит за рамки, помогает поддерживать компанию в форме, не накапливая жировые прослойки от погони за тысячей потенциальных направлений одновременно.

Прибыльный бизнес - это не значит выжимать лимон до последней горькой капли. Это не «все или ничего». Вы можете быть прибыльным и щедрым. Прибыльным и справедливым. Прибыльным и добрым. Это не противоположные концы какого-то морального спектра. Совсем наоборот.


Легче быть щедрым, когда дела идут хорошо. Легче быть справедливым, когда всего хватает. Легче быть добрым, когда это не выбивает вас из колеи.

Эта статья является вольным переводом, оригинал лежит тут. Подготовлено командой сервиса для аналитики «Панелька»

Чтобы предприниматель мог быстро и просто увидеть нужные показатели и построить графики – мы создаем Панельку. Делаем так, чтобы отчеты, графики и аналитика формировалась по вашему запросу на человеческом языке, а не айтишном. И отображаем все важные бизнес-показатели на одной странице.

Если вы предприниматель с командой от 15 человек, у вас каша с отчетами и вы хотите повысить прозрачность – дайте нам об этом знать, записавшись в лист ожидания на нашем сайте. Так мы поймем, что вам действительно нужен этот продукт. И дадим доступ к первой версии бесплатно.

18
28 комментариев

сравнение наличных со стволовыми клетками весьма необычное )

1
Ответить

А мне больше понравился прибыль - щит от дерьма)))

1
Ответить

У них еще книжка очень неплохая «Rework». В свое время помогла понять что такое бизнес)

1
Ответить

тоже читала, хороша книжечка, бесспорно

Ответить

На самом деле откровение, что прибыль уходит на второй план у кого то

Ответить

Да на деле каждый второй кричит про выручку и оборот, а о прибыли принято умалчивать, потому что зачастую там нечем хвастаться

1
Ответить

многие прибыль реинвестируют в рост как раз таки

Ответить