Видение компании или почему рано увольнять сотрудников, если нет результата

Всем привет!

«Мы не знаем, куда двигаться дальше. Все предыдущие цели достигнуты. Нужно внедрить OKR». С такими мыслями многие владельцы компаний обращаются к теме OKR и внедрению новых инструментов. Но сначала стоит задаться вопросом: «Готова ли ваша команда к постановке новых целей?»

Внедрение OKR может стать ключом к решению проблемы, но возможно, что проблема кроется глубже. В этой статье мы обсудим, почему не всегда стоит спешить с внедрением новых инструментов в ваш бизнес.

Видение компании или почему рано увольнять сотрудников, если нет результата

Хочется что-то сделать, но не знаем, что делать и зачем это вообще нужно

Всегда, когда внутри компании наступает период затишья и ступора, между сотрудниками возникают мысли о необходимости внедрения изменений, таких как новая система мотивации, замена сотрудника или постановка общей цели, которая сможет их вдохновить. Однако зачастую оказывается, что ни руководство, ни сотрудники не имеют чёткого представления о том, зачем это нужно делать.

Как правило, после успешного периода, когда у компании была цель, и вся команда работала над её достижением, это мотивировало всех, и дела шли в гору, но после достижения этой цели всё останавливается. В таком случае нет смысла проводить стратегическую сессию по целеполаганию, сначала нужно разобраться с видением, чтобы понять, к чему компания стремится в долгосрочной перспективе. Сформулируйте это, чтобы и владелец, и сотрудники одинаково понимали это.

В сфере бизнеса, предпринимательства и развития различных продуктов стратегические сессии имеют огромное значение для определения вектора развития компании. Один из ключевых аспектов таких сессий — формирование долгосрочной перспективы на три, пять или десять лет вперёд, однако часто об этом забывают и начинают планирование только на один квартал, переходя сразу к согласованию целей и созданию дорожной карты.

Видение компании или почему рано увольнять сотрудников, если нет результата

Видение, стратегия и цели компании: что это означает и когда к чему нужно приступать

Видение — это долгосрочное представление о том, какой компания хочет стать в будущем. Это амбициозная цель, которая определяет направление работы и вдохновляет каждое утро просыпаться и идти на работу для её достижения. Видение должно быть чётким, мотивирующим и понятным для сотрудников и собственника, помогая им в работе.

Стратегия — это план, который определяет, как компания достигнет своего видения. Она включает в себя анализ конкурентов, целевой аудитории и разработку путей для достижения цели.

Цели — это конкретные, измеримые и временные результаты, которых компания стремится достичь за определённый период времени. Они показывают, что компания правильно движется в сторону долгосрочного видения.

Таким образом, видение определяет конечную цель, стратегия формирует план по её достижению, а цели помогают поступательно и равномерно приближаться к видению. У собственника и сотрудников формируется чёткая картина того, что они должны делать, когда они должны это делать, как им отслеживать эффективность своих действий и зачем они вообще к этому идут.

Почему именно видение всегда так важно

Отсутствие долгосрочной перспективы обычно приводит к хаосу и нестабильности в компании, поскольку сотрудники не понимают, к чему они стремятся, какова их мотивация и как они видят своё будущее. Такая неопределённость часто разделяет коллектив. В таких условиях разработка стратегии, определение стратегических приоритетов и формулирование целей становятся неактуальными, если отсутствует видение.

Видение компании или почему рано увольнять сотрудников, если нет результата

Стратегическая сессия для формирования видения

Как правило, стратегическая сессия состоит из двух этапов:

1 - Первый этап — ответ на вопрос «Зачем?». Мы чётко формулируем ответ, избегая эмоциональных и интуитивных гипотез.

2 - Второй этап — ответ на вопрос «Что и как?». Здесь обсуждаются конкретные шаги и методы достижения целей.

Обычно первый этап является самым сложным, и ему уделяется основное внимание.

Почему так сложно ответить на вопрос "Зачем нам нужна та или иная цель?"

Но задумайтесь сейчас о себе: когда вас спрашивают, почему вы любите свою работу? Почему вам нравится тот или иной фрукт? Или когда ваша вторая половинка интересуется, за что вы её любите? Мужчины поймут эту ситуацию, ведь им, как правило, труднее всего выразить свои чувства, и в бизнесе происходит то же самое. Очень сложно описать словами эмоциональный образ будущего компании.

Что будет, если вы все же забудете про видение и решите оставить этот пункт на потом

Если не согласовать видение и понимание долгосрочной цели между владельцем и сотрудниками, то, вероятнее всего, конечный результат не будет достигнут, так как каждый не понимает, к какому конечному результату нужно стремиться, что конкретно от него требуется, и сотрудники начинают перекладывать задачи друг на друга. Никто не несёт ответственности, и когда возникает вопрос о том, почему у нас нет результатов, невозможно определить виновного, и в итоге вся ситуация напоминает героев басни Крылова.

Видение компании или почему рано увольнять сотрудников, если нет результата

Подобная ситуация уже возникала с одним из наших клиентов.

Компания «Играмир» обратилась к нам с просьбой о проведении стратегической сессии. «Играмир» занимается производством и продажей корпоративных игрушек на заказ. Их продукция уникальна, так как они создают индивидуальный дизайн, который нравится клиентам. Кроме того, они выполняют заказы быстро и небольшими партиями, что выгодно отличает их от китайских производителей.

Однако у компании возникла потребность в создании стратегических планов и целей на 6–12 месяцев. Раньше цели ставились только на ближайший квартал.

Компания развивалась стихийно, основываясь только на мнении лидера и собственника компании Антона. В результате коллектив научился выполнять только приказы начальника. Это парадокс многих компаний, ведь все хотят, чтобы сотрудники проявляли инициативу и были самостоятельными, но руководитель предпочитает работать с приказами и не развивает активность сотрудников (я писал об этом ранее здесь).

На стратегической сессии, помимо определения долгосрочных целей, также стояли задачи по раскрытию потенциала сотрудников, развитию их самостоятельности, готовности брать на себя ответственность и предлагать решения.

Мы также стремились улучшить коммуникацию между коллегами, чтобы они могли самостоятельно двигаться к поставленным целям и снизить вовлечённость руководителя в операционную деятельность.

В результате стратегической сессии удалось достичь всех поставленных целей. Работа проходила следующим образом: руководитель озвучивал свои пожелания, а команда разрабатывала цели и планы, которые необходимо было реализовать в ближайшие пол года

Также на сессии появилась третья цель — определение границ процессов и ответственности руководителей, что позволило устранить стихийный подход к работе и распределить обязанности между сотрудниками.

В конце сессии мы определили цели, связанные не только с ростом прибыли, но и с развитием профессионализма команды, обучением сотрудников. Это позволит компании развиваться и достигать новых успехов.

В ближайшее время планируется вторая стратегическая сессия в компании «Играмир», чтобы скорректировать текущие цели и внести необходимые изменения для дальнейшего успешного развития.

Для проведения стратегической сессии в вашей компании оставьте заявку на сайте

22
Начать дискуссию