Вошел в IT с нуля

Вошел в IT с нуля

Я попал в IT практически случайно и спустя короткое время полностью поменял представление о рабочих процессах. Оглядываясь назад, я с сожалением вспоминаю упущенные возможности своих бывших работодателей. Но это были не только мои карьерные упущенные возможности, но и нераскрытый потенциал бизнеса.

Что же такого необходимо перенять другим сферам, чтобы сделать свой бизнес эффективнее? Ответы найдете в этом материале.

Это не ода работодателю или нашему продукту, это – личный опыт и впечатления для тех, кто всегда хотел окунуться в этот мир и увидеть его изнутри.

Краткая предыстория трудоустройства.

Существует мнение (достаточно популярное), что пробиться в IT человеку «с улицы» нереально. Нужно либо быть гением разработки, либо обладать обширными связями. При этом, попав в такую компанию, довольно трудно удержаться в ней на плаву, ведь стандарты индустрии постоянно меняются и нужно всегда держать руку на пульсе.

Все на самом деле так, и в этой статье не будет рассказов о том, как зарабатывать миллион в секунду, ничего не делая. Я каждый день сталкиваюсь с нашими разработчиками и поверьте – их знания огромны, а энергия неиссякаема.

Однако, в любой компании есть не только «технари», но и управленцы. И работать менеджером в IT-сфере и, скажем, торговле – совсем разные вещи.

Но в момент поиска работы я, конечно, не думал об этом. В Ульяновске множество IT-компаний и устроиться именно в одну из них не было самоцелью. Но сложилось так, что какой-никакой опыт работы с тендерами привел меня именно в «Тендерплан».

Ну как тут не влюбиться с первого взгляда?
Ну как тут не влюбиться с первого взгляда?

Сказать, что я немного удивился при первом посещении офиса – значит не сказать ничего. Мещанское мышление подсказывало, что вся эта внешняя оболочка – ни что иное как лишь игра на публику. Тогда мне не приходило в голову, что работа в уютном и современном пространстве – это НОРМАЛЬНО. Но это в моей голове, а не в головах большинства руководителей.

Несколько раз посетив собеседования, я был принят на испытательный срок в отдел маркетинга. Началось то, о чем и будет эта статья – рабочие процессы.

Куда я попал?

О «Тендерплане» я был осведомлен и прекрасно знал, что это за сервис (как выяснилось впоследствии – знал далеко не все, хоть и был пользователем несколько лет). Это поисковой тендерный агрегатор, позволяющий автоматизировать процесс поиска и отбора закупок и экономящий время пользователю. Чтобы не штудировать сотни ЭТП в поисках подходящих торгов, и был придуман «Тендерплан», а его эффективность измеряется в первую очередь количеством охваченных площадок и скоростью сбора данных.

Шок №1 – я видел лишь верхушку того айсберга, на котором собрался плыть. Пользуясь программой несколько лет, я даже не подозревал и не хотел подозревать о ее истинной ценности. Этот сервис создан для того, чтобы помогать бизнесу зарабатывать, а не участвовать. К сожалению, на предыдущем рабочем месте процессы были выстроены так, что от меня требовалась лишь механическая работа с поисковой машиной. Пообщавшись с менеджерами и клиентами, я осознал, что не знаю и половины возможностей сервиса и принялся за его изучение.

Шок №2 – большинство компаний и руководителей застряли в 20-м веке. И дело не только в обшарпанных офисах и подсчете перекуров. В первую очередь я говорю о выстраивании рабочих процессов, распределении ответственности и четкости задач.

Реальность такова, что в IT как нигде важна правильность постановки задач. Разработчик просто не поймет или поймет неправильно двусмысленное задание, у которого нет четкого алгоритма и сроков. Задачи имеют строго очерченный результат и собираются в проекты, проекты преследуют конкретные цели. Только выстроив всю цепочку, назначив ответственных за каждый этап выполнения проекта и наглядно демонстрируя его выполнение, можно достичь запланированных результатов.

В каком-то смысле это применимо и к самому «Тендерплану» как к сервису, ведь одной из его функций является выстраивание тендерных процессов с помощью разнообразных инструментов. Только вместо используемой нами в рабочей жизни JIRA с ее карточками и сроками – в «Тендерплане» у пользователя есть метки для движения тендеров по стадиям, календари для отслеживания дат, ответственные для распределения задач, совместная работа над документами в режиме онлайн для скорости и оперативности. В результате постоянного использования такого инструментария и компания, и пользователи ее продукта выполняют свои задачи.

Шок №3 – планирование превыше всего. Не абстрактное «хотим увеличить прибыль на 15% за год», а прогнозирование результатов на основе аналитической модели и планирование усилий, увеличивающих такие результаты. Аналитика в IT – это целая наука, обладание которой помогает видеть будущее с точностью до миллиметра или рубля.

И снова прослеживается аналогия с нашим продуктом. Ведь его раздел «Аналитика» едва ли не самый ключевой. Сервис ответит на вопросы потенциального участника торгов и поможет ему управлять своим будущим.

Шок №4 – у любого действия, помимо планируемых итогов, должна быть оцифровка реального результата. Это не бюрократическая прихоть. Только глубоко анализируя конечный результат, можно выявить ошибки и в дальнейшем избежать их.

Так и в тендерах – проиграв торги по цене, не нужно лениться анализировать собственную неудачу.

Участник проиграл по цене -> проанализировал цену победителя -> изучил собственное ценообразование -> нашел и зафиксировал способ удешевить свое предложение (например, управляя логистикой) -> поместил проигранный тендер в метку «Не прошли по логистике». Так выглядит сильно упрощенный, но правильный процесс анализа неудачи.

Менять мир, начиная с себя

Как в результате изменилось мое карьерное мировоззрение?

Стало ясно, что когда у компании стоит конечная цель, к которой можно лишь приблизиться, а каждый сотрудник чувствует себя причастным к шагам в сторону достижения такой цели и разделяет ее – только тогда можно говорить о том, что компания и работник подходят друг другу.

В IT это выражено ярче всего, таковы современные реалии. Убедившись в этом самостоятельно и сравнив с предыдущим опытом, остается лишь надеяться, что и остальные сферы начнут тянуться к таким стандартам. Не работать ради работы, не равнять между собой корпоративный дух и пение гимна по утрам, не игнорировать анализ происходящего вокруг. Не просто любить свое дело, а менять частичку мира к лучшему.

Безусловно, офис должен быть уютным и одомашненным пространством для сотрудников. Но сам по себе современный офис не позволит полностью раскрыть потенциал бизнеса. Современная «нормальность» – это еще и изменение отношения к собственным сотрудникам, отождествление их с самым ценным ресурсом компании, а не с бездушными винтиками механизма. Взращивая своих специалистов, бизнес повышает свою репутацию и тем самым привлекает более талантливых и активных людей под свое крыло.

Также требуют внимания оптимизация рабочих цепочек, анализа, постановки задач и прочего. К сожалению, сейчас наблюдается огромный разрыв между IT и иными сферами во внедрении таких изменений.

Любой бизнес должен начинать изменения с себя, что автоматически подтянет и других. Благо, что в открытом доступе есть лучшие мировые практики и опыт других компаний. Гонка не зарплат, а достижений и рабочих процессов – вот к чему должны стремиться современные руководители.

55
Начать дискуссию