Как меня выгнали с работы в Англии за Пи-Пи-И Или «подстава» по английски.

Хочу сразу сказать, что Пи-Пи-И не имеет ничего общего с процедурой справления малой нужды. Это тут не причём. Так я назвал английское сокращение PPE Personal Protective Equipment, что переводится как Персональное защитное снаряжение. Сюда входят каска, несгораемый комбинезон, ботинки со стальной вставкой, защитные очки и т.д.

В апреле 2005 года работая в компании «General Electric» я прошёл курсы по технике безопасности при работе на нефтегазодобывающих платформах в открытом море. «General Electric» это одна из старейших компаний США и одна из богатейших корпораций в мире. Компания имеет свои офисы в большинстве стран мира, в том числе в Великобритании. Находясь в Англии на обучении, я познакомился с коллегами из местного представительства и во время беседы они предложили мне поработать на морских платформах в Англии в качестве инженера по оборудованию. Предложение показалось мне настолько заманчивым, что сразу же превратилось в навязчивую идею, мечту всей жизни. Работа в Англии! Бок о бок с местными специалистами! Что может быть круче для инженера из России? Оставалось только немного подождать, когда подвернётся подходящая работа.

Не успел приехать домой и выйти на работу в Московский офис GE, как по электронной почте мне начали поступать многочисленные предложения от английских коллег. Правда, выглядели они как то странновато. В начале переговоров меня спрашивали, смогу ли я в такие-то числа прибыть в Англию на такой-то срок? Затем, в течение пары дней, поступали ещё несколько писем с вопросами. И, наконец, после всей этой переписки, отказ, т.к. обсуждаемая работа откладывалась на неопределённый срок. И так раз пять в течение 2-х месяцев. Я уже начал относиться ко всем этим письмам, как к чему-то несерьёзному. На вопросы отвечал односложно, не задумываясь. «Можешь»? «Могу». «Хочешь»? «Хочу» и т.д. И, вдруг, после недельной переписки, когда я ожидал получить очередной отказ, приходит сообщение: «Ждём Вас в понедельник утром в нашем офисе, в городе Грейт-Ярмут, 30 км от Норвича». Отлично. Только вот получил я это сообщение в пятницу, около 6 вечера, под конец рабочего дня. Виза в Англию у меня была, ну а больше ничего, ни билетов на самолёт, ни места в гостинице, ни советов, как добраться до места. Ныряй, мол. Вынырнешь, молодец. Было ещё одно требование. Вес багажа не должен был превышать 14 кг, иначе на борт вертолёта, транспортирующего персонал на платформу, не пропустят. Вообще, делать такие предложения человеку, не предупредив его заблаговременно, это хамство чистой воды. Если бы не моя навязчивая идея поработать в Англии, послал бы я их всех куда подальше, тем более что изначально у меня была такая возможность. С момента получения приглашения, моё желание стало угасать довольно быстрыми темпами, но, к сожалению, не достаточно быстрыми для того, что бы у меня хватило ума от него отказаться. Я вспомнил одного своего знакомого, у которого тоже была мечта идиота, совершить прыжок с парашютом. Прыгнуть и умереть, ни больше, ни меньше. В ВДВ его не взяли по здоровью, и после армии он вступил с этой целью в какое-то общество. Его желание прыгнуть стало стремительно тухнуть уже в момент посадки в самолёт, ну а когда он был в шаге, в прямом смысле этого слова, от исполнения мечты всей своей жизни, оставалось только выйти из самолёта, схватился за поручень и разжал смертельную хватку, только после приземления. В общем, он так и не прыгнул.

Ну а что происходило в моём случае? Почему меня так долго «мариновали» и почему так резко пришло приглашение, я понял только через несколько дней. Платформа, на которой я должен был проводить регламентные работы, принадлежала компании SHELL, которая закупила у GE вибродиагностическое оборудование на сумму более 200 000$. Часть этого оборудования я должен был запустить в эксплуатацию. Возникал вопрос, а почему на эту работу пригласили именно меня, человека из России. В Англии и своих специалистов, как грибов после дождя. На морских платформах мне бывать не доводилось, следовательно, специфика работы имеющегося там оборудования, мне была не знакома. На Английском я хоть и разговаривал, но, «мягко говоря», не лучше местных сотрудников. Так откуда же такой почёт и уважение? Представьте себе ситуацию. Вы владелец богатой виллы, находящейся в горах, в сейсмоопасном районе. Вы покупаете сверхдорогое оборудование, которое способно предсказывать землетрясения, и Вам, для его установки присылают жителя государства Таджикистан, который не совсем в ладах с русским, да и видит это оборудование впервые в жизни. Какова была бы ваша реакция?

В моём случае ответ на вопрос: «Почему меня?», понятен. Деньги!!! Зарплата английских инженеров «намного» выше, чем российских. Ну а когда те работают в некомфортных для них условиях, например на платформах, им полагаются дополнительные выплаты. Причём, весьма существенные. Вот и решили мои английские коллеги на мне деньжат сэкономить. Ну а что же компания SHELL. Понимала ли они намерения своих партнёров по бизнесу, обойти их на хромой кобыле? Конечно же понимали. Отсюда и бесконечно долгие, оканчивающиеся ничем предыдущие переговоры по моей отправке на одну из принадлежащих компании платформ. Моим коллегам как бы намекали: «Ребята, стоп, номер с русским у Вас не пройдёт». Но те, видимо решили идти до конца. Отсюда и один день на сборы, который мне был предоставлен. Отсюда и все последующие события, о которых я ещё не догадывался. В общем, компания SHELL, заранее готовилась меня принять для того, что бы затем вышвырнуть, обвинив при этом в некомпетентности, и плюнуть, таким образом, моим английским друзьям в лицо. То есть судьба моего вояжа была предопределена заранее.

Между тем, я начал подготовку к путешествию. Со скрипом достал билеты на самолёт, заказал номер в гостинце на одну ночь, и тут столкнулся с другой проблемой. Мне было сказано, что вес моего багажа не должен превышать 14 кг. Взял весы. Оказалось, что компьютер, два необходимых мне для работы прибора и инструмент уже тянут больше чем на восемь килограмм. Оставалось шесть. А ещё нужно было взять с собой одежду, личные вещи, зубную щётку, наконец. И вообще, ехать на три недели в командировку на ответственную работу, да ещё в другую страну, с менее чем 6 кг личных вещей было не совсем комфортно. Так, например, при поездках в командировки по территории России вес моего багажа часто превышал 30 кг. Пришлось купить ничего не весящую сумку и во время сборов экономить на всём, включая трусы и носки. Что касается Пи-Пи-И, то я сразу же исключил из своего багажа, так как его вес превышал 3 килограмм. А зря. В последствии, одной из основных претензий ко мне было то, что я додумался приехать на работу в Англию без своего Пи-Пи-И. Всю ночь перед вылетом, во время сна, в ушах звучала песня Высоцкого «Инструкция перед поездкой за рубеж», а особенно слова: «…не поймёшь съедят живьём» и «…может я без заграницы обойдусь».

До Англии добрался нормально, переночевал в гостинице. Следующий день провёл в офисе. Пообщался с сотрудниками, прошёл первичный инструктаж. Всё как у Высоцкого: «…и инструктора послушал, что там можно, что нельзя». Здесь же мне выдали Пи-Пи-И, взамен того что я оставил дома, но что бы взять его с собой на платформу пришлось выложить из сумки два, необходимых мне для работы прибора. Вылет вертолёта был назначен на 5 утра. Гостиницу коллеги подобрали рядом с аэропортом, так что на такси тратиться не пришлось. Перед посадкой в вертолёт всех переодели в гидрокостюмы. И тут первое ЧП. Вертолёта оказалось два. Куда садиться, бог его знает. Не на одном не было написано: «Для гостей из России». Выбрал тот, где было меньше народа. Оказалось, ошибся. Вроде бы ни чего страшного. Ну, ошибся человек. Поправили. Я ведь даже в вертолёт не залез. Понял, что не прав и пошёл куда надо. Однако, впоследствии, этот случай мне инкриминировали как предел некомпетентности.

До платформы от аэропорта было примерно километров 70. В вертолёте 10 сотрудников платформы и 2 члена экипажа. Всю дорогу развлекался тем, что слушал рассказ одного из рабочих. Молодой весёлый парень во время всего полёта пересказывал содержание порнофильма, который он посмотрел накануне. Некоторые из сцен он даже пытался демонстрировать при помощи языка. Я подумал, какое счастье, что в вертолёте нельзя снимать гидрокостюм. Не всем, но многим его рассказ явно нравился. Люди смеялись. Что-то добавляли к его повествованию. Меня же охватил ужас. Это, что? Старая английская традиция – порнофильмы на публике пересказывать. Никогда о такой не слышал. Возникали вопросы. А если его ко мне подселят? А что если там все такие? А какая у него сексуальная ориентация? А требуется ли для работы на платформах справка из психдиспантсера?, и т.д. Короче говоря: слова из песни Владимира Семёновича становились всё ближе и ближе.

Прилетев на газодобывающую платформу я вскоре понял, почему у местных работников могут возникать проблемы с психикой. С начала, кратко опишу, что представляет из себя это сооружение. Тут, в общем-то, ничего интересного. Два корпуса, соединённые переходами. В первом располагались спальные каюты, столовая, небольшой спортзал, миникинотеатр (он же актовый зал). Короче говоря, помещения для жизни и отдыха обслуживающего персонала. В метрах шести над ним - вертолётная площадка. Во втором корпусе рабочая зона, в которой находились на тот момент четыре газовых компрессора, два из которых, были остановлены на профилактическое обслуживание. Так вот от этих оставшихся в работе компрессоров, шум стоял такой, что не было слышно, как в 6 метрах над тобой совершает посадку и взлетает вертолёт. Это был монотонный свист, похожий на звуки взлетающего авиалайнера. Он проникал во все помещения платформы, включая спальные комнаты. Спрятаться от него было невозможно. И это только при половине работающих компрессоров. На выходе из спального корпуса стояла большая картонная коробка доверху наполненная берушами. Их там было не менее тысячи. Помогали они лишь частично. Многие в придачу к берушам, пользовались специальными наушниками. Пожив месяца два в таких условиях начнёшь рассказывать, как по ночам с чертями гуляешь, не то что содержания порнофильмов. Хотя с другой стороны человек ко всему привыкает. По себе знаю.

По прибытии, с «нетерпением» ждавшие меня сотрудники компании, устроили небольшую «подставу». Спускаюсь с вертолётной площадки ко входу в спальный корпус, захожу вместе с прибывшими во внутрь, а там абсолютная темнота. Люди, шедшие впереди меня, как растворились. Прохожу дальше. На ощупь обнаруживаю выход в освещённый коридор. Иду по коридору, кругом никого. Нахожу ещё одну дверь и выхожу через неё наружу. Осмотрелся. Кругом море. Что-то не то? Возвратился назад и обнаружил в том месте, где была абсолютная темнота, прекрасно освещённое, полное народу помещение. Это надо же было такое подстроить. Сколько времени должно было уйти на репетиции? Позже, мой выход на свежий воздух был расценен, как нелегальная попытка покинуть платформу. Я не преувеличиваю, слово в слово. Видимо подразумевалось, что я намеривался бежать с платформы и вплавь достичь земли.

Как бы там ни было, через два часа мне объявили о том, что работника, который не знает в какой вертолёт садиться и сразу же по прилёте пытается сбежать с рабочего места вплавь, компания не может допустить до работ, и просит меня покинуть платформу на первом же вертолёте. Иными словами, мне указали на дверь. Более того компанию, инициировавшую моё назначение на эту работу, обязали прислать своего представителя, для сопровождения меня в аэропорт Норвича. Наверное, что бы с вертолёта не сбежал. Я сразу же понял что к чему. Что тут поделаешь? Надо было ещё в Москве, проанализировать создавшуюся обстановку и отказаться от мечты всей жизни. А так, получилось, как получилось. Правда, через пару часов меня вызвал капитан платформы. Извинился. Сказал: «К вам мы претензий не имеем, но если ваши коллеги решили вас сюда направить, то первый раз кто-то из них должен был вас сопровождать, поскольку вы никогда в таких условиях не работали, и с правилами поведения на объекте не знакомы». Логично. Не поспоришь.

В ожидании вертолёта, мне предоставили спальную комнату, правда, охрану у двери, на случай второй попытки побега, не выставили. Всё таки, свиньи эти англичане. Захожу в каюту, а там + 15 С. Кондиционер на полный холод шпарит, а я одет по летнему. На кровати одно тоненькое одеяльце. Выключил кондиционер, отошёл ненадолго в туалет. Возвращаюсь, а кондиционер опять на полном холоде. Позднее случайно заметил, что ручные часы, которые я оставлял на тумбочке, переведены на час назад. Зачем? Что бы на вертолёт опоздал. Потом бы сказали: «Все люди как люди, в вертолёте сидят, а этот русский идиот развалился на кровати, как кот на завалинке». Что тут скажешь? По приезде в Москву ещё выяснилось, что мои английские коллеги, видимо, в знак громадной благодарности за проделанную мной тяжелейшую работу, сожгли один из моих электронных приборов. Гады. На долгую память. Что бы жизнь раем не казалась.

Ну а при чём здесь Пи-Пи-И? По окончании инцидента начался разбор полётов с целью раздачи «премиальных» и поиска ответа на чисто русский вопрос: Кто виноват и за чей счёт этот банкет? Все таки, человек летал из Москвы в Англию, на это была израсходована кругленькая сумма, а в результате масса недоразумений и одни убытки. Когда дым рассеялся, выяснилось, что и предъявлять то руководству мне нечего. Перепутал вертолёт? Несерьёзно. Побег с платформы? Смешно. Вот тут то и подвернулось Пи-Пи-И. Мне пришлось прочитать не одно письмо по этому поводу. Приведу одну выдержку характерную для всех писем. «Как же мог ответственный работник поехать в Англию без своего Пи-Пи-И». Как поётся в песне: «Пи-Пи-И ты моё Пи-Пи-И».

После этого случая мне иногда приходилось работать с иностранными специалистами на территории России. Правда, не с великими англичанами. Так с разной дребеденью - немцами, японцами. Частенько я им задавал вопрос: «А вы привезли в Россию своё Пи-Пи-И». Ответ всегда звучал одинаково: «А на хрена мне оно». В общем, сейчас для меня Пи-Пи-И понятие нарицательное, которое означает – уволить человека не за что, т.е. за Пи-Пи-И.

Начать дискуссию