Как «выжить» и заработать на веб-студии в регионe

Шесть лет назад Анна и ее муж Александр создали IT-компанию в городе Омске всего из трех человек. А к 2020 году они стали успешным бизнесом в своей сфере и реализовывают до 100 проектов в год. Их клиентами становятся не только омские компании, но и представители малого и среднего бизнеса из других крупных городов России. Оборот компании за 2019 год составил 10 миллионов.

Как добиться таких результатов за довольно короткое время узнала Дарья Касьяненко, когда пообщалась с директором ASMART – Анной Захарченко.

И кто бы мог подумать, что Анна в прошлом была журналистом и PR-менеджером. Когда в 21 год она пришла устраиваться в международную IT-компанию, она и представить не могла, что через 4 месяца она станет директором собственного «айтишного бизнеса».

Подготовка

Свой первый проект Анна получила, когда работала на старом месте пиарщиком. Приходилось постоянно выходить из кабинета в общий коридор и общаться с первым заказчиком по телефону, сидя на подоконнике и с блокнотом на коленях. Так получилось «обкатать» примерную схему работы, общение с заказчиками и новую должность – менеджер проектов.

За месяц до официального запуска была проделана большая работа:

• Найдено название для компании. После основной работы Анна и ее муж писали все названия, которые приходили в голову, на большом ватмане. А потом просто перечисляли все подряд и проверяли на наличие доменных имен.

• Создана анкета по клиентоориентированности и аккаунт на Flamp,

• Проведена работа со СМИ, опубликовали первое интервью в «Деловом Омске»,

• Приведен в порядок будущий офис. В нем получилось все в корпоративных цветах – салатовом и фуксии. На этом этапе было решено, что корпоративной культуре будут уделять львиную долю времени.

• Создан вариант коммерческого предложения для «холодных продаж», обошлись без скриптов, брали импровизацией и отработанными журналистскими схемами, которые помогали разговорить людей,

• Началась разработка сайта компании. Все было сделано своими руками: от информационного наполнения, до примерных зарисовок будущего дизайна сайта,

• Разработан фирменный бланк для документов, чтобы любой бриф или техническое задание радовали заказчиков веселым зелененьким цветом и доступными контактами компании ASMART,

• Заведены аккаунты в соцсетях. По мнению, Анны в далеком 2014 году, когда еще толком не было web-студий и маркетологов, их активные действия в соцсетях и помогли раскрутиться.

Старт во время кризиса

2014 год всем нам запомнился очередным российским кризисом. Когда все уменьшали свои расходы, пытались не высовываться и не совершать рискованных поступков, Анна со своей командой наоборот решили, что кризис – время новых идей и активных действий. Пока банки валились и закрывались, ребята начинали работать со своими первыми клиентами. Мысль о том, что смелые бизнесмены работают при любых условиях и находят способы решения проблем, стала основным двигателем всего рабочего процесса. И посмотрев на шаткое положение банковской системы, Анна и ее муж для первого расчетного счета выбрали «Сбербанк». А когда ситуация с экономикой стабилизировалась – перешли на «Тинькофф Банк».

Вход в сферу IT был сравнительно легким и требовал небольшое количество вложений. Но тут и была спрятана основная сложность, с которой пришлось столкнуться на старте. Это конкуренция.Она была и до сих пор остается большой. Тогда Анна, как бывший PR-специалист (хотя бывших в таком деле не бывает) активно взялась за разработку «обертки». Нужно было показать качественный и узнаваемый образ продукта. В первую очередь работали над запоминающимся логотипом. Анна вспоминает, как они с дизайнером придумывали фирменный знак, сидя в кофейне – обсуждали разные варианты и цветовую гамму. И как итог, нашли классную фишку – это мультяшный герой Марти с головой в форме кубика-рубика. Концепция и стратегия компании «делаем сайты по-умному» нашла свое живое воплощение. Логотип оказался сочным, выразительным и запоминающимся!

Главный герой ASMART

Первые вложения

Вход в IT-нишу сравнительно легкий. На первоначальную раскрутку ушло 35 000 рублей. Это были собственные семейные накопления Анны и Александра.

Во что они были вложены:

  • Покупка хорошего ноутбука для работы,
  • Создание логотипа,
  • Разработка промо-продукции,
  • Оформление офиса и канцелярия.

Аренда

Первый год – 0 рублей. Сначала команда ASMART работала в коворкинг-зоне молодежного центра практически бесплатно. Платили тем, что обучали ребят компьютерной грамотности, а взамен администрация центра предоставляла небольшое помещение. Так решили вопрос с арендой, на чем неплохо сэкономили на старте.

В коворкинге было очень забавно работать, потому что по вечерам там проходили уроки танцев, и не все клиенты были морально готовы слышать чечетку и звонкий крик преподавателя танцев в соседнем кабинете. Но на тот момент оно того стоило! Ведь когда начинаешь бизнес с нуля, иногда стоит экономить на чем-то, чтобы добиться большего. Не факт, что взяв огромный кредит и купив Macbook всему офису, бизнес выживет.

Анна Захарченко, Директор и PR-менеджер компании ASMART

Спустя время директор ASMART написала бизнес-план и их компанию пригласили стать резидентами омского бизнес-инкубатора. Так компания отметила свой первый переезд.

Продвижение

Начальный этап – 0 рублей. Здесь опять ключевую роль сыграл энтузиазм Анны и ее опыт и образование пиарщика. Она самостоятельно искала бесплатные площадки, где можно было разместить экспертные и имиджевые статьи. Завела аккаунты ASMART практически во всех известных социальных сетях, начиная от Instagram и заканчивая YouTube. У компании даже свой Twitter есть! И он приносит клиентов: уже два лида пришли из этой социальной сети.

Первыми клиентами стали коллеги Анны – маркетологи. Тогда в лихие 14 и 15 годы Анна ходила по профильным мероприятиям и раздавала визитки, которые в конце концов сделали свое дело. На этапе старта было 5 клиентов. Потом – 20, через год – 50, теперь более 200 клиентов в общей сложности.

Сколько это стоило? Изначально ASMART первые сайты делали всего за 4000 рублей. И всю прибыль, а также работу, делили на троих человек. Было сложно, но они справились!

Команда

После того, как компания стала стабильно получать новые заказы, расширение штата сотрудников стало неизбежным. Уже в 2018 году в ASMART работали: 3 креативных дизайнера, 2 мобильных разработчика, 10 программистов, 1 менеджер проектов. Всего 16 человек.

Сейчас в компании ASMART задействованно 22 человек: 13 разработчиков (12 человек в офисе и 1 разработчик удаленно), 2 дизайнера, 1 специалист по рекламе, 1 SMM-специалист, 1 копирайтер, 2 менеджера проекта и сама Анна, 1 бухгалтер работает удаленно.

Работа всей команды проходит очень продуктивно и имеет свои особенные ритуалы. Каждый вторник в ASMART всем офисом распределяются многочисленные проекты по программистам, а в 11:30 проходит митинг, чтобы понять, кто из команды и над чем работает. Анна только недавно ввела этот механизм, чтобы технический директор мог вовремя подключиться к «горящему» проекту.

Для оценки входящих проектов команда ASMART использует программу Trello, для хранения информации о клиентах и проектах – CRM Битрикс24. На стадии внедрения автоматический документооборот через Битрикс24, все для того, чтобы менеджеры не тратили много драгоценного времени на выставление актов и счетов.

В самый жаркий IT-месяц – декабрь – компания решила попробовать новую систему. Внедрить оценку проекта в течение часа после обращения клиента. В будущем это может быть достойным конкурентным преимуществом компании – оперативность обратной связи.

В планах переход всей команды в мессенджер Telegram и разработка внутреннего чат-бота, который бы поздравлял с Днем рождения, высылал уведомления о дедлайнах. Для него уже придумали корпоративные стикеры, героем которых стала Анна.

Корпоративная культура

ASMART с помощью своих внутрикорпоративных «фишек» транслирует действующим и потенциальным клиентам важную информацию о себе.

1. Телефонное приветствие. Это очень значимая часть имиджа. Когда сотрудник берет трубку входящего звонка, важно, что он говорит в этот момент.

Если сотрудник сразу представляется, называет свою должность и спрашивает, чем он может помочь, это говорит о его готовности решать вопрос, с которым обращается звонящий. Если в ответ слышится «Алло» или «Слушаю», это может восприниматься как холодный и официальный ответ. А иногда – и как то, что клиент ошибся номером. При таком ответе он вынужден переспрашивать, попал ли он в ту компанию, в которую звонил.

2. Подпись в электронной почте. Помимо нетривиальных посланий вроде «с уважением к вам и любовью к PR» в подписи можно указать ссылки на соцсети компании или ее сайт, разместить фотографию специалиста. Эта информация может быть полезна клиенту. Используйте подпись, чтобы донести о себе как можно больше сведений.

3. Интерьер офиса. То, как обустроено рабочее пространство, кофе-пойнты и переговорные комнаты в вашем офисе, должно быть не только предметом гордости для вас и ваших сотрудников.

Во-первых, с рассказом о вашем интерьере можно бесплатно попасть в различные СМИ – не только в те, которые пишут о дизайне, но и в деловые.

Во-вторых, удобный и продуманный офис делает вашу компанию привлекательной в глазах потенциальных сотрудников.

В-третьих, внутреннее пространство может работать и на клиентов. В ASMART для встреч с клиентами используют помещение, в котором до недавнего времени были обычные стены. Анна обратила внимание, что некоторые клиенты рассматривают новое для себя пространство. Напротив тех мест, где они сидят, решили установить большие буквы с названием компании и развесить все грамоты и профильные сертификаты. Получается, что эти буквы и дипломы невольно будут привлекать внимание гостей. И они точно запомнят, в офисе какой компании были.

4. Участие в непрофильных мероприятиях. Ими могут быть спортивные состязания, интеллектуальные игры в командах и даже участие в чемпионате по караоке-пению. Аудитория может расценить это как то, что сотрудники компании – разносторонние личности, у которых есть какие-то увлечения, кроме работы.

Если речь идет о командных видах спорта или массовом участии сотрудников в одном спортивном мероприятии, это говорит о том, что команда слаженная и вне офиса. Этому в ASMART до сих пор уделяется большое внимание.

От корпоративной культуры зависит успех компании. Когда каждый сотрудник чувствует себя частью сплоченной команды и понимает, что именно от него зависит общий результат всей проделанной работы.

Анна Захарченко, Директор и PR-менеджер компании ASMART

Изначально, когда коллектив был небольшим, внутри все чувствовали себя одной дружной семьей, и отношения были больше дружескими. И все корпоративы обязательно заканчивали песней «Чужие губы» группы «Руки Вверх!». Это, кстати, негласный гимн ASMART.

Сейчас команда поменялась – есть разные люди: кто-то за водку, а кто-то за ЗОЖ. И Анна старается учитывать любые пожелания и предпочтения всех. В этот Новый год она и ее муж для всей команды провели турнир по мозгобойне с профессиональным ведущим. Было одновременно весело и интеллектуально!

Например, для того, чтобы поддерживать корпоративную культуру на высоком уровне, внутри коллектива стали проводить: «умные» четверги, когда любой сотрудник может выступить со своим докладом, тренинги, ввели бесплатный корпоративный английский, волейбол и другие мероприятия.

Свою корпоративную культуру ASMART использует и как способ бесплатного продвижения, участвуя в непрофильных мероприятиях. Ими могут быть спортивные состязания, интеллектуальные игры в командах и даже участие в чемпионате по караоке-пению. Целью было показать, что сотрудники компании – разносторонние личности, у которых есть какие-то увлечения, кроме работы. Ведь если сотрудники интересно и полезно проводят свое время вне офиса, значит можно говорить о том, что любой проект, даже самый сложный, не вызовет никаких затруднений!

Реальный кейс. Недавно в Омске проходил Сибирский международный марафон. И компания ASMART в нем участвовала, взяв с собой флаг с надписью «Делаем сайт быстрее, чем бежим».

Фотографии с этого забега выложили в свои соцсети, многие клиенты лайкали и комментировали этот пост. Благодаря такой грамотной стратегии Анна и ее команда не упускают возможности бесплатно рассказать о себе и провести время, действительно, увлекательно. И особенно важно, когда сотрудник не воспринимает такие мероприятия как обязанности!

Бизнес в цифрах

Почувствовать финансовую состоятельность получилось только после двух лет. А если смотреть масштабнее, то четыре года компания просто работала и наращивала обороты. Как говорит Анна, она мало внимания уделяла анализу расходов. Все, что делала – это вела учет всех доходов и расходов. Но все изменилось, когда их компания попала в бизнес-программу акселерации в Омске. Тогда Анна познакомилась с опытным бизнес-наставником, и совместными усилиями они провели финансовую аналитику. Цифры за 2018 и 2019 года получились такими:

Рост выручки на 41%

Рост прибыли на 21%

Показатели очень даже хорошие!

И только с 2019 года Анна и ее муж поставили себе зарплату как техдир и простой директор. До этого, как и многие бизнесмены малого звена, они жили без зарплаты. Теперь все больше они относятся к бизнесу не только, как к любимому делу, которое приносит деньги, но и как к основному источнику дохода, который надо развивать и стратегически планировать его рост. Сейчас основная задача – это выйти на новый уровень оборота и прибыли, получить долгосрочные проекты по серьезной веб-разработке и мобильных приложений не только в России, но и за рубежом.

После программы акселерации и работы с более опытными коллегами у Анны появилось осознание того, что она делает реальный бизнес и зарабатывает на этом деньги. Раньше прибыль компании просто копилась на счетах и когда нужно они с Александром снимали суммы: например, на путешествие и другие расходы. Теперь они пришли к важному решению – деньги должны работать и приносить еще большую прибыль.

А теперь немного конкретных чисел, из которых состоит IT-компания в Омске.

Оборот в месяц: 800 000 – 1 000 000 рублей,

Средний чек создания и продвижения сайта: 35 000 рублей,

1 час работы ASMART:1 300 рублей,

Средняя заработная плата одного сотрудника: 25 000 – 50 000 рублей,

Чистая прибыль:100 000 – 350 000 рублей,

Расходы:500 000 – 800 000 рублей.

Система лояльности

Она сразу же была заложена в стратегию развития компании. Вообще Анна считает себя очень лояльным руководителем и всегда старается услышать клиента и максимально помочь ему решить возникшую проблему. Поэтому у ASMART уже около 100 отзывов на Flamp и все положительные.

Это как раз и помогает совершенствовать систему лояльности и повышать качество работы. По завершению проекта Анна просит клиента оставить обратную связь, дальше анализирует отзыв и выявляет точки роста или ошибки, которые нужно исправить.

Например, клиенту все понравилось при разработке интернет-магазина: но он отметил – что задачи выполнялись только после обеденного времени. Раньше в компании не было строго учета, когда и кто пришел из разработчиков в офис, так как многие любят поработать ночью и поспать с утра подольше. После анализа этого отзыва компания пересмотрела работу в офисе: теперь программисты должны прийти на свое место с 9 до 11 часов. Оставили привилегию для ночных жителей и засонь, и клиенту удобно получать обратную связь по проекту в первой половине дня.

Для тех, кто хочет так же

IT-бизнес – это классно и прибыльно, а самое главное эта ниша еще долго будет трендовой и актуальной, потому что количество клиентов увеличивается с каждым днем! Уже невозможно представить какую-нибудь среднюю кофейню или парфюмерный магазин без собственного сайта. Особенно в условиях пандемии коронавируса спрос на подключение онлайн-оплаты и заявок на доставку увеличивается с каждым днем.

Но есть и свои подводные камни, которые могут вас поджидать за ближайшим информационным поворотом. По мнению Анны, самая большая проблема такого бизнеса – это масштабирование. Возможностей много, но сложно угадать, какая из них выстрелит. Как вариант ASMART сейчас рассматривают развитие и консолидацию с иностранными партнерами. Либо развить свой собственный IT-проект, о котором ребята пока не особо распространяются. Франшизу web-студии точно не запустить: так как многие особенности ведения этого бизнеса зависят от компетенций и личного бренда руководителей. В этом бизнесе многое зависит от сильной команды, которую нужно увеличивать, а потом обучать с помощью стажировок, мастер-классов.

Для старта подобного бизнеса нужно понимать – работать придется не с 9 до 18, а 24 часа и постоянно быть в операционке. Но это, наверное, особенность любого нового проекта в малом бизнесе. Здесь очень важно вовремя перейти на следующую ступень. Как это сделать? В один прекрасный момент оторваться от очередного «суперважноневажного дела» и крепко задуматься: каким должен быть ваш бизнес через несколько лет.

0
21 комментарий
Написать комментарий...
Сергей

Не понимаю, как расходы получаются 500 000 с 22я сотрудниками. А зп сотрудников актуальная? Выглядит как зп из 2014. Даже если взять среднее число(40) по зп, то это почти 900 000

Ответить
Развернуть ветку
Анна Кукина

У нас 18 сотрудников в офисе - SMM и копирайтер с рекламщиком работают по проектам! Все зависит от определенного месяца, как и зп. Не у всех сотрудников она фиксированная, и да -  мы из РЕГИОНА (город Омск) - можно посмотреть нашу среднюю зп в интернете) грустно, но что делать... крутимся и предоставляем рабочие места! 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анна Кукина

По вашему комментарию -  тогда любая работа - это эксплуатация?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анна Кукина

Каждый может все - что захочет и станет это делать. Вот вы и описали всю ситуацию, если вы хотите идти в гугл - идите :-) мы многим ребятам даем старт и обучаем их: в других компаниях им не дают такого шанса. Развиваться всегда нужно, мы маленькая компания и мы тоже стремимся развиваться и искать интересные проекты, чтобы росла именно команда.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nate Keehl

Ходила и пиарила, ходила и пиарила а чем конкретно то они занимаются? Не стал дочитывать, много воды

Ответить
Развернуть ветку
Анна Кукина

Разработкой сайтов, приложений и рекламой)
Пиарить - это моя работа и мое образование! Жаль,  что не дочитали( 

Ответить
Развернуть ветку
Murad Kakabaev

"Анна и ее муж" x 4 раза
"Анны и ее мужа" x 1
"она и ее муж"  x 1
"они с мужем"  x 1

Другой формы упоминания несчастного мужа в статье нет. Есть ощущение, что будь в кофаундерах не муж а любимая собака или кошка, то шансов узнать ее имя  у читателя  было бы больше.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Кукина

Его зовут Александр :-) 

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Самойлов

Из статьи: "...например, клиенту все понравилось при разработке интернет-магазина...". Чем занимается веб-студия при такой воде в статье вообще непонятно.
Отличные конкурентоспособные ребята из Омска. Делают приложения и сайты. Цены на разработку более чем демократичные.
Технический директор очень скромный. Решил остаться инкогнито для непосвященных)

Ответить
Развернуть ветку
Анна Кукина

Отличные конкурентоспособные ребята из Омска. Делают приложения и сайты. Цены на разработку более чем демократичные.
Технический директор очень скромный. Решил остаться инкогнито для непосвященных)
 - >  отличное резюме:-)

Ответить
Развернуть ветку
Людмила Семенова

Дайте плиз больше инфы про процесс продажи. Про лидогенерацию тоже хотелось бы чуть подробнее - какие каналы работают, какие нет, во сколько лид обходится и тд.

И вопрос ещё такой: нравится ли вам проектная деятельность с той точки зрения, что сильная привязка к экономической ситуации? Многие сейчас стараются наращивать возобновляемую выручку, стараясь внедрять подписные модели/абонентские платы/аренды продуктов и тд. Да та же техподдержка. Были мысли как то чуть перестроить бизнес?

Ответить
Развернуть ветку
Анна Кукина

Что касается рекламы, то мы используем:
1) контекстную рекламу (по регионам), бюджет небольшой - в районе 20 000 - 30 000 рублей, лидов с нее приходит в районе 20-25. 2) Хорошо работают кейсы и отзывы на флампе (это для региона (Омск и область) 3) cейчас подключили рекламу в 2ГИС - пока тестируем)))
4) был билборд (провокационный, с голой женщиной) - с него пришло 6 клиентов.
5) таргетированная реклама в соцсетях у нас плохо работает - поэтому бросили это дело для себя и просто ведем свои странички
6) мероприятия хорошо работают (когда это было можно)))), когда специалист компании выступает в качестве спикера или просто участвует где-то как эксперт.  
7) веду пары, и иногда даже студенты в будущем приходят к нам за сайтами)
Сейчас планируем подключить сквозную аналитику в битрикс24 - чтобы автоматически было можно рассчитать эффективность рекламы.

Мы сейчас "ударились" больше в мобильные приложения  хочется посмотреть эту сферу, есть уже выполненные проекты - будем развивать данное направление.
В идеале, как и каждой второй веб-студии, нам хочется создать свой продукт :-))

Ответить
Развернуть ветку
Галина Углирж

Аня, вы большие молодцы, удачи вам и развития в непростом 2020 году и дальше :)!

Ответить
Развернуть ветку
Анна Кукина

Спасибо! 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Morgunov

Очередная веб-студия с мизерными зарплатами и говно-проектами. На сайте написано про компанию профессионалов... Ни один профессионал не будет работать за 50 тысяч рублей (у вас даже меньше). Это не история успеха, это история про низкое количество вакансий для работников в регионах и желание сэкономить у местных фирм, наняв таких "профессионалов".

Ответить
Развернуть ветку
Анна Кукина

А у вас есть мысли, как это улучшить?

Ответить
Развернуть ветку
nnn yyy

Комментарии Анны мне понравились больше, чем статья, как раз в них конкретика. А то про решающую лого и фирстиля с офисом как-то совсем неинтересно было читать, ведь если нормально работаешь, по сарафанному радио клиенты начинают идти и так (ну это я как фрилансер, ленящийся даже сделать портфолио, говорю)))

Ответить
Развернуть ветку
Анна Кукина

Спасибо :-) будем готовить следующую публикацию (учиться на ошибках никогда не поздно) на основе моих комментариев! 

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Раскрывать всегда