Как отдел маркетинга построил ОКК для рынка металлопроката. Сократили бюджет на рекламу в 2 раза и выставляем больше счетов
Началось с запроса одного из филиала отдела продаж в Санкт-Петербурге. Директор там понимал, что лидов достаточно и на нынешнем объеме можем зарабатывать больше.
Отдел контроля качества (ОКК) — отдел в компании, который отвечает за уровень сервиса, выявляет и решает проблемные аспекты в работе сотрудников, а также предоставляет рекомендации руководителям. Он наглядно показывает ошибки и слабые места вашей команды, отражающиеся на показателях продаж.
Создание ОКК поставили на маркетинг, меня зовут Ильяс, руководитель отдела маркетинга в металлургической компании. 10 филиалов продаж по всей России.
В тот момент другой филиал заказывал подобную услугу на аутсорсе и могли взять их схему, как отправную точку. Начнем!
Аутсорс компания по ОКК для нашего филиала
Спойлер! Мы от них отказались! За 3 месяца никаких подвижек в плане улучшения продаж.
Отчет из себя представлял - 13 пунктов, которые должен проговорить менеджер + 2 пункта на оценку и общий отчет с рекомендациями:
- Имя менеджера
- Имя клиента
- Обратиться по имени к клиенту
- Название компании клиента
- ИНН
- Специфика производства компании
- Дополнить заявку
- КП/счет
- Контактные данные
- Качество консультации
- Инициатива
- Вежливость
- Расшифровка звонка
- Процент выполнения
- Качество звонка - оценка (плохой/ниже среднего/средний/хороший)
- Еженедельная статистика для сравнения результатов
“Показать скрин не могу, запрет в договоре”
Почему отказались от аутсорсеров? Дело в том. что мы не были согласны с пунктами и они слушали очень мало звонков, примерно 10% от всего объема в неделю, что для нас не являлось показателем. Критерии крайне спорные, есть много пунктов, когда идет субъективная оценка. Не видели, как это должно влиять на продажи.
P.S. - один из филиалов пробовал нанять себе такого менеджера в работу, но у них не получилось согласовать пункты, а директор подгонял данные под себя. ОКК должен быть независим от влияния отдела продаж, иначе он бесполезен.
Первый наш отчет и первый сотрудник
Наняв первого менеджера на ОКК (Татьяна Блинова - был опыт работы несколько лет в Сима-ленд, у нас она руководитель отдела) взяли эти пункты, переработали и создали свои 6 пунктов - спасибо менеджеру, она на опыте пояснила что хорошо, а что плохо:
- Установление контакта и отсечение физ.лица - Познакомиться, назвать компанию и отказаться от работы с физ.лицом.
- Уточняющие вопросы (мин 2 вопроса) - Понять больше о заявке, чтобы лучше подготовить КП
- Владение информацией менеджером - Насколько хорошо отвечает менеджер на вопросы клиента, все таки металлопрокат, надо понимать каким метражом отгружают трубы, марки стали и так далее.
- КП/счет, обмен контактными данными - Банально обменяться контактами, чтобы не искать менеджера среди 400+ продажников в компании.
- Работа в программе расчета заявки - Есть возможность сказать стоимость продукции, просто функционал и скорость работы базы с ценами у нас медленный. Малое количество менеджеров в нем умеют работать - эта критическая ошибка, которую надо решать на стороне работы нашей программы, а не на стороне менеджера продаж - как в будущем поймем.
- Завершение звонка - здесь должны понять, что консультация получена и клиент планирует продолжить работать с нами, а не отсекся по тем или иным причинам.
- Общая оценка
- Расшифровка звонка
Считали количество типов клиентов, чтобы понимать кто к нам приходит по рекламе и какой процент реально целевых звонков. Об этом ниже.
Выявление 1-ой проблемы, которую решил ОКК
Начать стоило с самого начала, посчитать количество физиков, количество юриков и понять процент от всей массы звонков.
Очень много звонков шло с прочерками (не понятно до конца, кто перед нами был) - надо было исправить. Именно выявить сколько реально звонят юридические, а сколько физические лица. Тратить несколько минут на физическое лицо в общении бессмысленно, работаем только с юр.лицами.
Попутно подключили еще пять филиалов к нашему ОКК, для этого наняли двух сотрудников для прослушки звонков.
Чем больше разных филиалов работает по одной и той же схеме, тем легче нам понимать, на что способен отдел продаж, где тот самый предел.
И вот, спустя пару месяцев имеем такую картину:
Смогли строить отчеты по количеству типов клиентов (дальше строили недельные графики и смогли настраивать нашу рекламу, чтобы поднимать процент юр.лиц) и общую оценку недельную, которая собиралась из проработанных пунктов:
По итогу начали понимать, какой % звонков реально был заявкой по типу пользователя. Видели, какие пункты недорабатывают менеджеры, а именно:
- Не представляются и не здороваются
- Слабое владение информацией, плыл в терминологии
- Работа в программе - она у них сложная, выявили массовую проблему и начали обучать менеджеров, попутно перерисовывая интерфейс самой программы.
- Завершение звонка хромает, в процессе слабой консультации покупатель не видел смысла дальше работать с нами. Профессионализм в понимании специфики очень важен.
Выявление 2-ой проблемы, которую решил ОКК
После того, как выявили кто же нам звонит и в каких пропорциях, нам стало интересно, насколько часто выставляются счета по этим типам клиентов (в битриксе тогда работа не была выстроена продуктивно - там был ад). Появился новый пункт - наличие счета (статус “счет заведен” ставился, если он выставлялся до 3 дней от звонка. Вот такая была скорость обработки звонка в сделку):
Здесь видим гигантские потери, так как % выставления счета был ужасен первое время, на уровне 20%-25% от качественных звонков. Пример таких % от недели к неделе:
Сложно было побороть менеджеров и заставить выставлять больше счетов. Пока не продавили через директоров филиала спустя 3 месяца переговоров (отдел маркетинга просит отдел продаж продавать):
Наша теория, чем больше выставляется счетов, тем больше будет продаж подтвердилась. Все просто, как дважды два:
Начали производить отгрузки по 3 - 5 в эту же неделю, как произошел звонок.
Выявление 3-ой проблемы, которую решил ОКК
Были филиалы, у которых процент выставления счетов не рос ни при каких условиях.
При детальном изучении проблемы нашли причину:
Лидов слишком много на филиал, просто не успевают обрабатывать звонки. Срезали рекламный бюджет для них в два раза с 700 000₽ до 350 000₽ в месяц - а это нехилая экономия денег. Такое же провернули спустя месяц еще на один филиал. И это помогло!
Другие моменты, с чем столкнулись при работе ОКК - тезисно
- Директора филиалов в прошлом РОП’ы и менеджеры продаж. Будут защищать своих ребят, обеляя их по полной. Здесь надо выводить разговор в рамках денег и фактов. Это сломать очень сложно.
- Будут стараться изменить таблицу под себя, чтобы процент был выше. Почему-то процент проработки пунктов для них важнее выставления счетов - это странно. Здесь нельзя прогибаться и стоять нужно на своем. Основная цель - выявление потерь и прибыль.
- Возник вопрос глобальной перестройки отдела продаж под единый стандарт, так как у многих филиалов даже скрипта продаж не было. Про разницу менталитетов регионов России можно отдельную статью написать.
- Появились первые программы обучения и адаптации менеджеров - появилась системность в настройке работы отдела продаж.
- Доработали нашу таблицу, с ростом качества ответов на входящие звонки, появились новые потребности, как доп.продажи. Допустим, запрос на трубы, можно допродать фланцы, отводы, задвижки и прочую трубопроводную арматуру. При введении этого пункта, он был на уровне 3%, сейчас стабильно 20% - 23%, что сказывается на среднем чеке.
- Для отдела маркетинга увидели насколько качественные звонки поставляем и стараемся его поднять. Мы начали лучше понимать что продают филиалы, а что не могут продавать. В разных регионах разные запросы на металл.
- Перестали брать в расшифровку физиков и юридические лица с мелкими запросами.
- Сейчас, когда битрикс становится рабочим инструментом для продаж, куда лиды по каналам падают на автомате и выстроили сквозную аналитику. Можем оценивать качество обработки заявок с почты/форм сайта/онлайн-чатов.
- ОКК вырастет еще больше, появятся уже 10 филиалов на контроле звонков и заявок - но об этом в недалеком будущем. Арендуем второй офис для отдела.
Вывод
Сократили бюджет на рекламу в 2 раза для некоторых филиалов и делаем больше продаж. Научились говорить цифрами, а не ощущениями.