Как малый бизнес выживал в карантин: история владельца ремонтного сервиса, работавшего за закрытыми дверями

Мы попросили клиентов «Чёрной бухгалтерии» рассказать о том, как они справлялись с кризисом. Владелец сервисного центра "Мастер-Пермь" не получил помощи от государства и почти всё время работал за закрытыми дверями для постоянных клиентов.

Александр дарит электронике и оборудованию вторую жизнь. Он открыл бизнес в октябре прошлого года как самозанятый, а к январю зарегистрировал компанию и нанял сотрудников — 2 мастера и 1 менеджер по приёму товара. Дело шло в гору, появились первые постоянные клиенты и юридические лица.

Беда пришла, когда не ждали

С наступлением марта почувствовал первые изменения: позвонили знакомые, с предложением привозить маски и перчатки из Китая, предугадывали будущий дефицит. Отказался, потому что работы и без этого хватало, намеревался все силы вкладывать в развитие.

28 марта объявили о введении ограничительных мер и закрытии всех предприятий на карантин. Сразу закрываться не стали, потому что чётких требований ещё не было, да и было для кого работать: клиенты приходили — мы обслуживали. Вместе с клиентами пришли сотрудники Роспотребнадзора:

Всё, ребята, избушку на клюшку, и либо удалённо работайте, либо никак. Постановление правительства вышло.

Мы попробовали: консультировали клиентов по телефону, организовывали курьерскую доставку, но это всё оказалось неэффективным. В общем, приостановили работу на пару дней, чтобы понять как работать дальше.

Из-за самоизоляции, основной поток клиентов прекратился. Отправили менеджера по приёмке домой. Не с полным сохранением зарплаты, конечно, но какую-то часть всё равно выплачивали. Оставили одного дежурного мастера и с ним приезжали по очереди в офис, чтобы какую-то небольшую работу вести для постоянных клиентов.Такие подпольные вылазки продолжались две недели, пока с началом дачного сезона не появилось много заказов на ремонт садовой техники — газонокосилок, культиваторов, и прочего.

Стажёр "Мастер-Пермь" за работой
Стажёр "Мастер-Пермь" за работой

12 мая начались послабления: людям разрешили гулять, а торговые точки до 50м2 смогли открыться при соблюдении технических требований по обработке и дезинфекции. Наше помещение было в два раза больше, да и соблюдать эти требования — непосильный по деньгам труд.

Денег просто нет

Предоплаты от клиентов, которые были приняты еще до начала эпидемии ушли на покрытие коммуналки и зарплаты сотрудникам «за свой счёт». Жилищный кооператив, который сдаёт нам помещение, разрешил не оплачивать аренду в апреле и только 50% в мае. Работаем пока в глубокий минус — инструменты и запчасти покупаем за свои деньги. Юридические лица оплатить ремонт пока не могут, из-за сдвинутых сроков сдачи объектов.

На данный момент мы не получили никаких субсидий, и на государственные меры поддержки мы рассчитывать не можем, хотя ремонт и бытовые услуги считаются пострадавшей отраслью. В глазах налоговой, мы всё равно IT-компания, потому что наш основной ОКВЭД «Ремонт компьютеров».

Сотрудники в компании устроены по договорам подряда и работают сдельно, без окладной части, поэтому ни о каких льготных кредитах речи не идёт.

Люди делают друг для друга больше, чем государство.

Расширять границы партнёрства

В период кризиса, наибольшую помощь Александр получил от друзей и знакомых предпринимателей из соседних регионов: одни заняли денег под символический процент, а другие предложили партнёрство в выдаче таких займов для других юридических лиц. Коллективная сплочённость перед лицом общей трудности — вдохновляла.

По итогам работы он сделал вывод о том, что помощи от государства ждать нет смысла. Общие меры поддержки — это даже не помощь, а отсрочка до неизбежного конца многих предприятий. Хоть его деятельность сервисного центра и попала в список пострадавших отраслей, но из-за отличий основного ОКВЭД ему в ней отказали.

Сейчас Александр твёрдо намерен расширять границы партнерства и перестраивать модель бизнеса под онлайн, вдохновляется опытом столичных ремонтных сервисов. Он считает, что взаимопомощь и поддержка со стороны других фирм и предпринимателей даёт куда больше государства и только так можно будет выжить в ближайшее время.

А как ваш бизнес (вашего работодателя) переживал карантин? Приглашаю всех поделиться опытом в комментариях 😉

88
10 комментариев

Александр пожалуйста купите себе паяльную станцию нормальную.
Что за варварство платы паять таким агрегатом. Все к хренам сжечь можно же

4
Ответить

У нас имеется и паяльная станция) не самая офигенная но есть. Практикант тренируется на кошках ))) плата мертвая

3
Ответить

По-моему, самозанятым в этот кризис приходится лучше остальных: 
— Налог за 2019 год вернут
— Субсидию сверху накинут

Таких меньшинство, конечно, но их хотя бы не ранжируют по степени их страданий :)))

А статья классная, спасибо ☺️

2
Ответить

Хорошая статья. Надеюсь, такие предприниматели как Александр смогут выдержать трудности и продолжат развивать своё дело! 

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Вот на самом деле не страшно совсем! Мы не можем оставить людей один на один с нерабочей микроволновой, стиралкой, пылесосом, да с чем угодно! Пусть приходят.... 

3
Ответить

А вы можете спрята*ь всё за зв*здочками, если вам есть чего бо*ться ;)

2
Ответить