{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Много потребляем и мало создаем: путь от консьюмеризма к счастью

Александр Шаров, основатель школы повышения личной и корпоративной эффективности «INCREASE.Space»

По сравнению с россиянами 1990-х годов, сегодня у нас в разы больше автомобилей на семью, мы едим вне дома чаще и наслаждаемся бесконечным количеством других товаров, которые не всегда были доступны — ювелирные украшения, новая мебель, ремонт. Но помогло ли это нам достичь ощущения благополучия? В этой статье поговорим о том, как найти счастье в условиях тотального консьюмеризма.

Преодолев тяготы жизни 1990-х годов, во второй половине 2010-х почти половина российских семей наконец-то смогла достичь психологического ощущения достатка. Однако, доступность материальных ценностей не гарантировала повышения уровня удовлетворенности жизнью. По последним данным Россия занимает 68-е место в списке самых счастливых стран мира (World Happiness Report). При этом ее соседи — Филиппины и Пакистан, которые нередко занимают закрывающие строчки в рейтингах стран по уровню жизни.

Как связаны уровень достатка, потребительских способностей и счастья? Этот вопрос был затронут в одном из номеров Nature, вышедшем в декабре 2019 года. Авторы опубликованного в журнале исследования оценили то, как менялся уровень счастья жителей Великобритании, США, Германии и Италии на протяжении последних 200 лет, т.е. в условиях войн, разных политических условий и разницы ВВП.

Результаты показали, что, хотя традиционно считается, что ВВП связан с повышением благосостояния, на практике его влияние на благосостояние на протяжении всей истории в лучшем случае незначительно. В течение последних 200 лет ВВП выбранных стран рос довольно стабильно, однако независимо от этого уровень благосостояния и счастья как увеличивался, так и резко падал.

Почему растущие ВВП и уровень потребительских возможностей автоматически не делают людей счастливыми? Все просто: стать счастливым можно только создавая свой мир и себя.

Нужно ли идти против толпы?

Человек, по оценкам специалистов, на сегодняшний момент думает от 60 до 80 тысяч мыслей в сутки. По разным оценкам, в зависимости от страны, местоположения, 70-80% мыслей среднестатистического человека несут негативный характер, проще говоря, несчастны.

Но мы знаем ещё одну цифру: 90% всех наших мыслей повторяются. Из чего мы можем сделать вывод: в среднем, 90% населения практически не добивается серьёзных результатов, потому что не в состоянии сделать сверхусилие над собой. Почему так происходит? Потому, что 90% населения живёт на этой планете не безмолвствуя, они “плодят” информацию. Какую информацию может дать человек, у которого 70-80% негативных мыслей, и 90% из которых повторяется?

Человек, который может разрушить этот порочный круг, всё время пробует, но бросает заниматься саморазвитием, бросает попытки изменить своё собственное мышление. Безусловно, это тяжело. В итоге мы создаём массу в 90% населения, которое точно так же "плодит" информацию.

Что остаётся с другой стороны? 10% населения, которые трезво осознают, что если дать другую информацию, какой протест они встретят со стороны людей, не добившихся ничего. Поэтому большая часть из этих 10% добившихся фокусируют энергию лишь на своих проектах, на детях. И отдают им эти знания, понимая, что более 90% населения их: а) не поймут, б) воспримут в штыки, в) информация станет посмешищем.

Ну какой здравомыслящий человек, а тем более мудрый, успешный, богатый пойдет против толпы? Зачем ему это делать? Он понимает, как устроен мир, наслаждается этой жизнью, потому что может. А остальные мусолят изо дня в день одни и те же мысли.

Почему у потребителя так мало шансов быть счастливым?

Что мы наблюдаем сейчас, в условиях кризиса? Self-help книги и приложения продаются, как горячие пирожки. Люди ищут спасения, потребляют все больше, но так и не находят счастья по рецептам чужих книг. Но это можно изменить.

Сегодня абсолютное большинство потребляет то, что им приготовили. Это не что иное, как копирование счастья других, вместо получения оригинальных эмоций.

Например, мы потребляем книги и не понимаем их смысла. Если задуматься, то книга — это не что иное, как начало пути, дверь к новым возможностям. Она требует активного осмысления и проверки на практике. В то время как большинство читает книги и бездействует. По сути мы с вами открываем сотни дверей и никуда не заходим, мы стоим на перроне и никуда не едем.

Задумайтесь, как это выглядит со стороны: мы мечтаем быть счастливыми, и вот перед нами стоит состав, который может отвезти к этому счастью. Мы рассматриваем его, представляем его комфорт и легкость путешествия, проверяем, все ли нас устраивает в нем. И вот бы уже сесть внутрь, но тут слышится гудок с другого перрона, и подходит еще более комфортный состав. Он тоже мог бы отвезти нас к счастью, но тут подходит третий поезд, и у этой истории нет конца. Мы ждем все более интригующий и интересный состав, каждый из них новее и ярче. Но этот процесс предвкушения так затягивается, что однажды толпа таких же потерянных в выборе, как и мы, просто толкает нас в грязную электричку, идущую в противоположном направлении от счастья.

Так и книга — она лишь открывает дверь к творчеству, но хотим ли мы творить или нам просто нравится выбирать, потреблять готовое, все то, что нам приготовили другие — это открытый вопрос.

Путь к счастью

Нам комфортнее, когда нас ведут. Так мы можем свалить ответственность на ведущего. Так удобнее, потому что человек по своей природе боится делать ошибки. Чувствова безопасности намного сильнее, когда лишние риски исключены и удается достичь уверенности во всем.

Мы научились не доверять самим себе. Как при таком раскладе можно двигаться? И тем более куда? Единственное, в чем мы достигли высшего уровня исполнения — так это в поиске чужих изъянов. Но это и есть потребление, каннибализм, геноцид самих себя.

Самопознание, саморазвитие и путь к счастью возможны лишь через созидание, познание себя, ошибки творчества и любовь к самой любви. Книга задает направление для работы, дарит правильные настрой, но она лишь портал к созиданию, введение, инструкция по эксплуатации.

Почему мы не читаем инструкции по эксплуатации гаджетов и сразу ими пользуемся? При этом мы читаем инструкции к счастью, но никогда не пытаемся быть счастливыми? Мы разучились создавать сами, разучились и боимся творить, разучились быть счастливыми глупцами, так и не поняли детство.

Игра — это процесс сотворения нового мира. Дети умеют это, и мы умеем им подыгрывать, помогать получать желаемое, даже в воображении. Но как же вышло так, что мы забыли о собственных внутренних детях? Мы не позволяем им творить, даже загадывать что-то, что мир с удовольствием нам бы подарил.

Мы не умеем создавать, мы научились складывать и вычитать, умножать и делить. Нам нужны сказки в виде книг, эмоции в виде фильмов и доказательства, что чудес нет. Нам понятно механическое творчество, а искусство мы уже отдаем на откуп искусственному интеллекту. Что ж, я надеюсь этот интеллект будет настолько мудр, что научит людей создавать и чувствовать любовь к жизни, как чувствует любовь творец, к своим созданиям.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Хаттори Ханзо

Разумная статья +++

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Grossman

Очень красиво описана современная реальность как она есть

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

А можно поинтересоваться, какие успешные бизнесы создали эти «коучи и менторы стартапов»?

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Grossman

Вы оцениваете людей которые писали статью, а не саму статью

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Sharov

Конечно можно. Моей компании (Про Энерго) более 15 лет, мы производим уникальную систему противопожарной защиты (патенты, награды и тд). На сегодняшний момент наша система (система Стоп Огонь) стоит от метрополитена, до Атомных электростанций, от обычных домов, до крупных ТЦ.
Вот только оценивать по бизнесу, не верно. Я часто сталкиваюсь с тем, что люди думают, чтобы стать успешным тренером (о спорте), надо стать чемпионом. Такое утверждение не выдерживает критики, стоит посмотреть сколько чемпионов в спорте стали благодаря людям, кто сам не стал таковым. Врачу не обязательно болеть тем, от чего он лечит. Я молчу про стартапы, как они тогда вообще замахиваются делать то, чего до них никто не делал.
Реально всё просто, нет бизнесмена, у кого все начинания были успешны и все проекты успешны. Никто не сможет научить быть успешным бизнесменом, это надо делать самому. Мы читаем книги для чего? Чтобы взять из них что-то, что мы можем применить сами. Мы ищем знания, в первую очередь. Но, применять их нам и поэтому только от нас и зависит, что в итоге получится. Предположим, мы ищем ребенку учителя. Нашли Нобелевского лауреата и теперь что? Наш ребенок станет гением? А где гарантии, что Нобелевский лауреат умеет учить? А от ребенка что-нибудь зависит? А от родителей ребенка? 
Я соглашусь, что нам проще поверить тому, кто внутри нас вызывает авторитет. Но это не дает никаких гарантий, успешности обучения. Много лет назад, я был свидетелем одной беседы. К одному специалисту пришёл бизнесмен и прям с порога начал метать гром и молнии. Мол, что психология бред и что он уже ходил и все знает. Человек, внутри которого уже идет сопротивление, он не может быть спокойным и не всегда может услышать, свой же голос разума. Ему задали один вопрос:-"Вы хотите создавать или разрушать? От этого будет зависеть то, как вы будете использовать любую мою фразу и любые, предложеные мною знания." 
Очень часто можно встретить подобное, когда кому-то говорит знакомый какую-то фразу или совет. А он воспринимает эту фразу "в штыки" и отвергает её. А потом кто-то, кто вызывает уважение, повторяет эту фразу и она принимается им, как истина. И эта истина начинает приносить ему плоды.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

Это довольно плоская картина мира - пытаться объяснить работу коуча в категориях школьник и нобелевский лауреат, спортсмен и тренер (любимая метафора консультантов без опыта работы). Все сложнее и интереснее. На разных этапах человеку нужны разные типы учителей. Например, в начальной школе один учитель обучает и математике, и русскому языку, и природоведению, все на очень простом и примитивном уровне (поэтому с этим может справится один человек), главная компетенция - умение объяснять, этому учат в пединституте. К старшим классам школьные предметы становятся довольно сложными, невозможно для каждой средней школы найти специалиста, который будет уверенно обучать геометрии, химии, английскому и литературе, появляются специализированные учителя. Школьному учителю химии все еще не обязателен опыт работы химиком, но уже нужно разбираться в предметной области. В университете (в хорошем университете) преподают те, кто проработал хотя бы 3-5 лет в той области, о которой он преподает, потому что нужно понимание современных реалией, деталей и собственный практический опыт. Ну и если развивать аналогию, научный руководитель в аспирантуре это тот, кто продолжает заниматься практический деятельностью, о которой преподает. Подчеркну: не “любой практической деятельностью” - а именно в той сфере, в которой он выступает научным руководителем.

Теперь к нашим баранам. Если вы работаете в категории “школьный учитель” - то вообще без вопросов, это нужный и полезный коучинг - для первокурсников, которые вдруг решили постартапить и у них возникла пара вопросов уровня “мне юрлицо зарегистрировать или сначала логотип в рекламном агентстве заказать?”. Но вот если я, например, развиваю стартап на американском рынке, то ваш опыт продажи систем пожаротушения российским гос-компаниям не просто имеет нулевую для меня ценность, он скорее всего вреден.

Применительно к стартапу, который работает за пределами российского рынка: хороший коуч должен быть т.н. “успешным серийным предпринимателем” - у него должно быть несколько успешных международных бизнесов (ну и несколько проваленных, для опыта). Ну вот навскидку - Давид Ян, который создал успешные на западе аbbyy и yva, а также парочку провалившихся стартапов, свой фонд и еще что-то там. Вот он может коучить международные стартапы. Вы - не можете (извините). Но ваши знания могли бы быть полезны, например, студентам в университете. Подумайте о преподавании.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Sharov

Я работаю в России и с нашими ребятами. Я хочу тут кидаться словами, которые сейчас можно услышать на любом форуме, про Далину, Яна и тд. И да, я преподаю и при этом помогаю компаниям побольше найти общий язык с большими компаниями и корпорациями. Безусловно, подход везде разный, до определенного уровня. Как говорит наш известный адвокат, до 500 000 долларов, вас защищает международное юридическое право, а с миллиарда, вас защищает страна.
Я работаю с человеком, в первую очередь, а потом с его проектом. 
Да и в сущности, ваш вопрос был, какой проект, я ответил. Но, вы же не ответ хотели услышать....

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда