СТРОЙ.РФ: Как строительной компании вырасти в масштабе и доходе с помощью цифровизации

Об этом говорим с Дмитрием Константиновым — основателем и генеральным директором системной строительной компании SARMATO, а также основателем цифровой строительной экосистемы СТРОЙ.РФ

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fxn--i1ajfdf.xn--p1ai%2F&postId=1314787" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">СТРОЙ.РФ</a> выходит на российский рынок, как серьезная заявка на помощь и фундаментальную цифровую опору практически для любого представителя строительного бизнеса — от девелопера до прораба
СТРОЙ.РФ выходит на российский рынок, как серьезная заявка на помощь и фундаментальную цифровую опору практически для любого представителя строительного бизнеса — от девелопера до прораба

Этому инновационному стартапу почти два года, работа началась в конце 2022. За это время проект проходил разные стадии. Менялись IT-команды, в утиль отправлялись нежизнеспособные версии продукта. Но сегодня можно сказать о том, что СТРОЙ.РФ выходит на российский рынок, как серьезная заявка на помощь и фундаментальную цифровую опору практически для любого представителя строительного бизнеса — от девелопера до прораба.

СТРОЙ.РФ — бесплатная цифровая строительная экосистема, по сути, созданная строителями для строителей. Цель платформы — оцифровка и автоматизация строительных процессов на новом уровне, которые дают повышение эффективности и прибыльности при сокращении ошибок и затрат.

Сегодня своей миссией команда СТРОЙ.РФ видит влияние на строительную отрасль в масштабах России в целом, предлагая инновационные решения в цифровизации бизнеса и роста экономики.

Но появился этот проект благодаря тому, что у Дмитрия Константинова, как у любого руководителя и управленца строительной компании, был ряд тех болей и проблем, которые сейчас сопровождают большинство строек, строительных организаций. И первым пользователем платформы СТРОЙ.РФ, естественно, стала его же собственная строительная компания SARMATO.

В том числе благодаря внедрению новых цифровых решений за последние полгода, как руководитель, Дмитрий зафиксировал рост своей строительной компании в три раза.

О том, как это происходило поэтапно — он рассказал в интервью.

Дмитрий Константинов: «Мы пришли к необходимости цифровизации, когда сталкивались на каждом этапе с потерей денег. Долго выдаем коммерческое предложение? Нас опередили конкуренты. Неправильно считаем смету? Потеряли деньги при производстве работ»
Дмитрий Константинов: «Мы пришли к необходимости цифровизации, когда сталкивались на каждом этапе с потерей денег. Долго выдаем коммерческое предложение? Нас опередили конкуренты. Неправильно считаем смету? Потеряли деньги при производстве работ»

Какой была основная мотивация для начала внедрения цифровизации в компании SARMATO?

— Основной мотивацией был ряд прекрасно знакомых каждому строителю проблем - хаос, бесконтрольность в производстве работ, процессов, закупок. Потому что основная составляющая строительного бизнеса заключается в том, чтобы правильно посчитать смету без ошибок, сделать верную наценку. Далее по этой смете закупить материалы по тем деньгам, по тем ценам, которые были в смете, а не дороже. Найти, и нанять правильного субподрядчика для производства работы за понятные деньги.

Все эти процессы, естественно, у меня, как у 90% участников этого рынка, оцифрованы не были. Цифровизация для большинства сейчас — это ведение Excel-табличек, общего Яндекс Диска, обмен информацией через мессенджеры и почту. Так было и у нас.

Исходя из этого, все процессы происходят довольно медленно. От момента посещения объекта подрядчиком до выдачи коммерческого предложения по тем видам работ, которые на этом объекте происходят, и на который собирается выходить заказчик, проходит не менее недели, а то и больше времени. Заказчик ждет.

Затем он получает возможно несколько коммерческих предложений, которые в принципе выглядят одинаково. Можно сказать даже одинаково плохо - без референс-листов, без графика производства работ, без возможности посмотреть кейсы и репутацию подрядчика и так далее. То есть это все имеет посредственный вид.

Далее, когда дело доходит до составления сметы, далеко не все понимают свой уровень наценки и составляют ее по наитию. Ну и самое главное, когда уже процесс доходит до закупки материалов, подрядчик получает деньги на расчетный счет и по привычке, раз за разом закупает материалы у одних и тех же поставщиков, без мониторинга рынка, без проверки, сколько это стоит сейчас.

Как это происходит обычно? Например, вы выбираете поставщика – есть поставщик номер один, поставщик номер два, поставщик номер три. Возьмем определенный вид товара, допустим, гипсокартонный лист. У каждого из них вы запрашиваете 100 метров квадратных гипсокартонных листов. Все поставщики вам дают обратную связь. У одного стоит 100 рублей, у второго 110 рублей, у третьего 120 рублей. Вы, естественно, выбираете того, у кого 100. И дальше все время продолжаете покупать у него, не сверяясь с рынком, полагая, что у него самая оптимальная цена.

Что тем временем делает умный поставщик? В первый раз, он дает вам низкие цены. А затем при каждой поставке подращивает стоимость - плюс 0,5%, плюс 1%. плюс 3%. Но вы же не пойдете каждый раз это проверять. Этот процесс похож на то, как сварить лягушку. Если кинешь ее сразу в кипяток, она выпрыгнет. Положишь ее в холодную воду и будешь постепенно добавлять огня - она варится. Вот так и происходит сейчас в рынке.

И для меня ответом на вопрос, который вы задали, является следующее. Мы пришли к пониманию необходимости цифровизации, когда сталкивались на каждом этапе с потерей денег. Долго выдаем коммерческое предложение? Нас опередили конкуренты. Неправильно считаем смету? Потеряли деньги при производстве работы, сработали, даст Бог, ноль. Не ведем учет клиентов, нет системы? Теряем клиентов. Вчера созвонились, договорились, завтра в череде звонков забыли о договоренностях, найти номер не можем - теряем клиентов. Закупаем у одного того же поставщика, как я уже рассказал - теряем деньги.

Ну и самое главное - производство работ. Когда мы ищем субподрядчика, мы опять же, обращаемся к одним и тем же. И через какое-то время несмотря на то, что субподрядчик, по большому счету, уже не очень устраивает: что-то сделал не так, затянул сроки, что-то у него не получилось, мы остаемся в ловушке привычки и опять обращаемся к нему.

Мы поняли, что у нас не хватает данных для конъюнктурной разведки рынка. Поэтому пришли к выводу, что эти процессы, которые я сейчас назвал, необходимо цифровизировать.

Провели анализ: бухгалтерия более-менее оцифрована, там есть 1С финансы, есть масса программ по ведению раздельного, проектного учета, учета по объектам, которыми мы тоже пользуемся. Есть программы для проектирования. Есть программное обеспечение ТИМ.

А вот поиск и подбор необходимых материалов и рабочих ресурсов для производства работы не систематизирован. И делается каждый раз либо по привычным контактам и связям, либо как будто заново. И это огромный человеческий ресурс и определенные риски.

Например, как вы проконтролируете, что ваш снабженец действительно провел хорошую конъюнктурную разведку рынка, а не просто запросил у одного поставщика предложение от трех разных фирм? Никак.

Во-вторых, все эти процессы, где сбор информации идет вручную, как правило ведут за собой коррупционную составляющую. На каждом из этих этапов, если вы не уверены в своей команде, может закрасться коррупционная составляющая. Выбираете поставщика? А откуда вы, как собственник компании, знаете, что этот поставщик дает лучшие условия? Вам принесут и положат на стол субъективную конкурентную разведку, и вы не увидите всю ширину картины, вы будете видеть только то, что вам показали. А сколько компаний за рамками этой разведки стоят, какое количество более выгодных предложений по материалам и работам вы, как собственник компании, не видите?

Получается, что как руководитель, вы часто можете не понимать, куда утекают деньги.

Здесь два важных момента. Первый – схема с закупками материалов. Если вы не уверены в том человеке, который работает у вас на закупках, то вы можете получать добавленную стоимость на весь материал, который к вам приходит. Чем это грозит? Это грозит не только тем, что вы какую-то часть прибыли недополучаете. Это грозит еще и тем, что вы можете быть неконкурентны в переговорах с заказчиком, если исходя из своих данных, вы предлагаете ему цену выше, чем это можно купить.

Второе — это прораб, который работает у вас на объекте. Он находит субподрядчиков, которые выполняют работы, находят рабочих и так далее. Откуда вы знаете и можете быть уверены, что именно эти субподрядчики не «отстегивают» какую-то часть за то, что они просто зашли на объект? Нельзя в этом быть уверенным.

Поэтому мы пришли к выводу, что без оцифровки этих процессов мы будем все время зарабатывать меньше, чем можем. Недополучать свою прибыль там, где мы могли бы. Не быть на 100% эффективным настолько, насколько мы можем. Ну и как сказал один прекрасный человек, я не помню, кто это был, все, что можно оптимизировать, нужно оптимизировать. Все, что можно автоматизировать, нужно автоматизировать. А я продолжу эту фразу, скажу, что все, что можно оцифровать, необходимо оцифровать. Поэтому мы за цифровизацию строительства. И именно это позволит строить эффективней, дешевле, быстрее и качественнее.

Дмитрий Константинов: "Наша цель дать такой строителям такой продукт, которым сможет управлять любой человек без необходимости глубокого погружения в процессы. И дать его бесплатно. Вот это основная наша цель."
Дмитрий Константинов: "Наша цель дать такой строителям такой продукт, которым сможет управлять любой человек без необходимости глубокого погружения в процессы. И дать его бесплатно. Вот это основная наша цель."

КАКИЕ ПЕРВЫЕ ШАГИ ВЫ СДЕЛАЛИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЫСТРОИТЬ СИСТЕМУ, ЦИФРОВИЗОВАТЬСЯ?

Для начала нашел партнера, который в этом разбирается. И мы начали строить архитектуру будущей системы. Сначала делали все неправильно, думали вообще не в ту сторону. Но затем в процессе строительства этой системы мы определили, в какие точки направить свои усилия, чтобы быть максимально эффективными.

То, что мы делаем в СТРОЙ.РФ, не является конкурентным в рынке. Есть другие продукты по управлению строительством — это ведение графиков производства работ, ход работ на объектах, сметные расчеты, ТИМ и так далее. Это не наше направление. Наше направление – в первую очередь работа с экономикой предприятия в рамках закупки ресурсов для производства работ. И когда мы начали исследовать рынок, мы поняли, что ничего подобного еще нет.

Получилось так, что мы начали это делать для себя, и когда обрисовали общую архитектуру, поняли, что это нужно не только нам, а на 100% это нужно рынку. И нужно делать продукт для рынка, а не закрытый для одной компаний. Было бессмысленно закрываться. И когда мы начали строить этот продукт, стало понятно, что рынок к этому готов.

Я более чем уверен, что параллельно с нами разрабатываются похожие системы. Но мы предлагаем рынку кардинально иной подход, удобный и понятный каждому, а не специфический продукт для узконаправленных специалистов, требующий глубокого обучения.

Наша цель дать такой строителям такой продукт, которым сможет управлять любой человек без необходимости глубокого погружения в процессы. И дать его бесплатно. Вот это основная наша цель. Все похожие продукты, которые идут с нами в рынке, делают это по-другому. Сложнее, платно, предлагаются подписки, что-то похожее на Excel или на 1С. Мы идем другим путем, поэтому можно сказать, что мы нашли «голубой океан».

МОЖЕТЕ ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ, КОГДА ВЫ НАЧАЛИ ПОНИМАТЬ, ЧТО ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОВЛИЯЛИ НА РОСТ ВАШЕЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ?

Да, конечно! Мы стали работать быстрее, ускорились. Ускорились в рамках подготовки коммерческих предложений, выставления смет заказчикам. Ускорились в рамках принятия решения по наценкам. Ускорились в переговорах. Получая более развернутое и большее количество предложений от поставщиков на продукцию, кратно ускорились и оптимизировались по стоимости в закупках материалов. Получить предложение по всей смете за одни сутки и после этого провести тендер - раньше это казалось фантастикой! Сейчас для нас это реальность. И кончено, мы растем и в прибыли. Отчет моего финансового директора в июне показал, что за последние полгода мы выросли в три раза.

Дмитрий Константинов: "Получить предложение по всей смете за одни сутки и после этого провести тендер - раньше это казалось фантастикой! Сейчас для нас это реальность."
Дмитрий Константинов: "Получить предложение по всей смете за одни сутки и после этого провести тендер - раньше это казалось фантастикой! Сейчас для нас это реальность."

КАКИМИ ВЫ ВИДИТЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ?

Очевидно, что цифровизация уже влияет на все сферы жизни, не только на строительную отрасль. И наша страна, кстати, опережает в этом многие страны.

Возьмем, например, ОАЭ. Там перевод денежных средств от клиента к клиенту в одном банке может составлять до нескольких дней. Перевести деньги в Сбербанке — это мгновение. И это уровень цифровизации банковской сферы в России. И этот опыт дает своеобразный маяк для всех остальных видов бизнеса, чтобы стремиться к такому уровню цифровизации. Кстати, в качестве кураторов нашего проекта СТРОЙ.РФ приглашены топовые разработчики из крупных компаний и корпораций, таких как Сбер, Европейская логистическая компания.

В чем фишка того, что цифровалась банковская сфера? В том, что все стало быстрее, процессы вышли на качественно новый уровень по уровню скорости движения. А чем выше скорость, тем быстрее идет развитие. Появился интернет — ускорилась передача информации. Появились мессенджеры — ускорилось общение. Появился мобильный телефон - ускорились взаимодействия. Все это действует как ускорители процесса экономики. Это разгоняет экономику и дает другой уровень жизни для людей. И цифровизация строительной отрасли тоже будет способствовать увеличению скорости.

Допустим, возьмем то, что сейчас уже цифровизировано в строительстве: год назад с применением ТИМ технологий должны были строиться все государственные объекты. Сейчас, с 1 июля, применять ТИМ обязали объекты гражданского жилого строительства. Это говорит о всеобъемлющем применении цифровизации в строительной отрасли. Мы уже зашли в это.

Причем при работе с ТИМ, когда вы сделали информационную модель здания, на выходе по всем разделам этой информационной модели вы получаете ведомость объемов работы. И эту ведомость, эту смету вы можете экспортировать на платформу СТРОЙ.РФ и полностью собрать всю необходимую информацию от поставщиков, закупить весь материал, провести тендер по выбранному материалу, договориться с поставщиками, заказать доставку на объект, выбрать подрядчиков на все виды работ. И все это в несколько кликов, в рамках одного окна. Как вам такая идея? А если учесть, что все эти возможности даются бесплатно?

Просто зайдите на платформу СТРОЙ.РФ и попробуйте. Мы прошли этот путь, инвестировали в это огромное количество ресурсов и теперь готовы этим делиться.

Дмитрий Константинов: «Просто зайдите на платформу <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fxn--i1ajfdf.xn--p1ai%2F&postId=1314787" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">СТРОЙ.РФ</a> и попробуйте. Мы прошли этот путь, инвестировали в это огромное количество ресурсов и теперь готовы этим делиться»
Дмитрий Константинов: «Просто зайдите на платформу СТРОЙ.РФ и попробуйте. Мы прошли этот путь, инвестировали в это огромное количество ресурсов и теперь готовы этим делиться»

Сейчас работа над строительной цифровой системой продолжается. Команда СТРОЙ.РФ растет — в штате отдел разработки, технический отдел, отдел логистики, отдел маркетинга, служба заботы. И, конечно, это только начало. Мы только стартуем и первые весомые результаты планируем получить, скорее всего в начале 2025 года, когда полноценно что называется «встанем на рельсы». Мы намерены дать лучший продукт на рынке. И, конечно, впереди будут те, кто к нам присоединяется уже сейчас.

___________

Больше новостей на нашем канале: СТРОЙ.РФ

Начать дискуссию