От кофейного стартапа до сети кофеен: как «Хюггешная» Дмитрия Сидухина завоевала рынок Самары

Выпуск, в котором ведущий выпытывает «главный секрет бизнеса», а гость выпуска подробно рассказывает о трудностях начала собственного дела и поиске мотивации. Полную версию слушайте в подкасте «Ценная инфа» (iOS, Yandex. Музыка).

Дмитрий Сидухин, основатель сети кофеен «Хюггешная»
Дмитрий Сидухин, основатель сети кофеен «Хюггешная»

Темы беседы:

— Что вдохновило Дмитрия на создание собственного бизнеса и почему он выбрал кофейный бизнес.

— Самые сложные моменты при открытии кафе: от принятия решения до поиска средств и управления ожиданиями.

— История создания бренда «Хюггешная»: выбор названия и философия уюта и счастья в мелочах.

— Поворотные моменты в развитии «Хюггешных»: создание бренда, разрыв с партнёрами, пандемия и расширение сети.

— Развитие сети кофеен: как удалось расширить проект до восьми заведений.

— Как управлять кофейнями дистанционно: советы и инструменты для эффективного менеджмента.

Главное, что вы узнаете из этого выпуска – как пройти путь от идеи до успешного бизнеса, преодолевая сложности и создавая уютное пространство для клиентов.

— Сейчас у вас 8 кофеен, а ведь когда-то было 0, и была только идея. С чего всё начиналось?

— Я тогда работал в банке в отделе кредитования корпоративных клиентов и каждый день наблюдал за людьми, которые начинали своё дело. Это здорово вдохновляло, и я представлял себя на их месте. Поначалу в виде философских размышлений: «А как было бы круто тоже сделать что-то своё, принести в мир какую-то ценность, смысл, создать что-то с нуля». Я работал по 12 часов и как бы варился внутри своих фантазий.

И однажды произошёл случай, после которого я всерьёз задумался о своём деле. Была жара +35 °C, я сижу в пиджаке и галстуке, готовлюсь к очередной встрече. И вот приезжают ребята в футболочках, весёлые, свободные. А с другой стороны стола — я, который не имеет права даже выйти прогуляться, потому что моё время принадлежит другому человеку в виде моего начальника или корпорации в целом.

Я представил, что всю жизнь моим временем будет распоряжаться кто-то другой, и меня это сильно триггернуло.

И после этого случая движение в сторону своего дела резко ускорилось. От слов и мечтаний мы перешли к делу, и вместе с партнёрами я открыл первое кафе. При этом я всё равно ещё не решался полностью порвать с наймом и 1,5 года работал и там, и там.

Вначале это удавалось делать, но потом кафе требовали все больше внимания и надо было на 100% погружаться в своё дело, и я написал заявление об уходе из банка.

Так начался мой путь в предпринимательство.

— Что было не так, почему схема совмещения найма и бизнеса дала сбой?

— Я всегда говорю, что сила предпринимателя — в неведении. Парадокс? Да, но именно это мне помогло открыть кафе. Ты не знаешь, что тебя ждёт и какие будут проблемы, и действуешь на драйве.

Это хорошо для старта, но потом требуется системная работа и сильная, профессиональная управляющая команда. Мы резко выросли до шести точек, думали, что уже всё поняли про бизнес. Но потом начались убытки, а вместе с ними пришли и конфликты. Надо было что-то решать.

— И что вы решили?

— Первое решение — полностью уйти в бизнес, второе — создать свой бренд. Мы с партнёрами обсудили будущее компании и решили разойтись. Каждый остался со своим брендом: мои партнёры — с Enjoy Coffee, а я — с «Хюггешной».

Хюгге — это искусство находить уют и радость в простых моментах
Хюгге — это искусство находить уют и радость в простых моментах

— Как появилось название «Хюггешная»?

— Мы тогда экспериментировали с форматами и решили изменить концепцию кафе, выйти на рынок под другим брендом. Почему? Потому что первые кафе были без чёткой концепции.

Идею взять за основу скандинавский стиль «хюгге» подсказала моя жена Нина. Хюгге — это концепция, направленная на создание атмосферы тепла и уюта, умение ценить момент и наслаждаться простыми удовольствиями жизни. Жена предложила: «Есть вареничная, пряничная, смузишная. Давай сделаем хюггешную. Логично — хюгге, счастье в мелочах, кофе, какао, вкусняшки». Так и появился наш бренд.

Все наши кофейни расположены в прогулочных зонах — городских парках, набережных, скверах, то есть в местах, куда люди приходят с семьёй или друзьями. Мне кажется, мы классно обыграли идею комфорта и уюта. Судя по отзывам клиентов, концепция «хюгге» удалась.

— Если подытожить момент создания своего бизнеса, то что было самым главным?

— Для меня самым главным было решиться. Слова про «зону комфорта» — это не шутка. У тебя всё хорошо, ты примерно понимаешь свой доход и знаешь, чего ждать от будущего. А тут вдруг нужно прыгнуть в неизвестность.

Второй важный момент — поиск денег на начало бизнеса. Раньше я всегда говорил, что найти деньги — ерунда. Если бы я сейчас открывал бизнес, то деньги было бы найти по-прежнему несложно, но их стоимость была бы совсем иной.

И третий важный момент — не строить воздушные замки у себя в голове. У меня часто бывает так: я что-то себе нафантазирую, а потом жду, и когда это не происходит, сильно расстраиваюсь.

За последние полгода мы открыли три новые точки, и это было очень напряжённо. Я мысленно бил себя по рукам: успокойся, не надо ничего ждать, просто действуй как следует, и всё получится.

Вот три момента, которые я считаю важными для себя при открытии новых точек. Сейчас их у нас уже восемь. Если кто-то думает, что открыть восьмую точку намного легче, чем первую, поверьте, это не так.

— Почему у вас получилось открыть кафе и развить дело до восьми кофеен, а кто-то ломается и сдаётся?

— Расскажу историю. Где-то год назад мои топ-менеджеры в разговоре отметили, что всё идёт слишком хорошо. Эти слова меня сильно замотивировали двигаться дальше, потому что, если команда начинает запрашивать дальнейшее развитие, нужно действовать. Иначе рынок может забрать их, и при всей любви ко мне и моему бизнесу они могут сказать: «Дима, извини, но мы пойдем в другое место, потому что там интереснее».

Поэтому весной мы открыли три новых кафе, а сейчас готовимся к выходу в Москву. Это произойдёт не сразу, но я уже об этом думаю. Рынок в Москве большой и конкурентный, но, кажется, с нашим продуктом мы можем там конкурировать. Просто нужно понять, где лучше начать. В Самаре мы заняли все лучшие локации в городе, и их просто больше не осталось.

О чём эта история? Мне кажется, прогорают те предприниматели, которые перестают двигаться вперёд. Например, мне всегда всего мало, и дело вовсе не в деньгах. Если я не буду ничего предпринимать, мне быстро станет скучно. Это своё видение я передаю команде — нужно постоянно двигаться вперёд.

От кофейного стартапа до сети кофеен: как «Хюггешная» Дмитрия Сидухина завоевала рынок Самары

— Если вы будете открывать кафе в Москве, то первое время, очевидно, будете мотаться туда-обратно. В конце концов, вы устанете и, возможно, вернётесь обратно в Самару. Как вы будете управлять бизнесом на расстоянии?

— Как раз наоборот — я уже два года живу в Москве и езжу в Самару нечасто, раз в месяц или два. Это вполне достаточно, если в компании отстроены все процессы.

Разговоры про выход из операционки — это миф для среднего и малого бизнеса, если вы не глава крупной корпорации. В первые годы я вникал в каждый процесс работы кафе, но потом это стало надоедать, и я создал управляющую компанию. В ней пять человек, и я руковожу этой компанией. В свою очередь, эта компания управляет всеми кафе.

Раз в месяц мы проводим оффлайн-встречи, а всё остальное время я общаюсь с командой удалённо через рабочие чаты в WhatsApp, Telegram и видеовстречи в Zoom.

Каждому менеджеру делегированы свои обязанности и полномочия на решение определённых проблем. Недавно у нас в одном из кафе сгорела кофемашина. Несколько лет назад я бы сам решал эту проблему, но сейчас узнал об этом постфактум, находясь на яхте в море без связи.

В настоящее время более 90% всех проблем решают топ-менеджеры, я подключаюсь только в случае чего-то действительно важного.

Что это мне дало? Ушла рутина. Я получил необходимую свободу и одновременно контролируемый бизнес.

— Получается, что метод удалённого управления компанией по смартфону из любой точки мира заключается в том, что вы просто спрашиваете: «Ну, как там у вас дела?»

— Моё мнение: чтобы выстроить систему удалённого управления компанией, нужно очень тщательно подходить к выбору персонала, особенно тех, кто стоит у руля. Второй важный момент — создать регламенты и инструкции и на их основе строить корпоративную культуру.

Успех дистанционного управления заключается в наличии грамотных людей, которые на местах решают все вопросы. А не в технологиях или инструментах
Дмитрий Сидухин

Для меня очень важно развивать персонал. Это и есть настоящий выход из операционки! Я вложил много энергии в людей, и теперь они позволяют мне не погружаться в процессы, которые мне не интересны.

— А как вы мотивируете свою команду?

— Деньгами и возможностью развития. Я считаю, что хорошие деньги нужно платить в любом случае, особенно если нанимаешь или развиваешь профессионалов.

Люди не должны чувствовать, что они недозарабатывают. Конечно, управляющий в сети кофеен в Самаре не может получать столько же, сколько управляющий в сети кофеен в Москве. Но в Самаре у нас одна из самых конкурентных зарплат на рынке.

— Можете назвать какие-то цифры по зарплатам?

— Пока мы не попадаем в 22% НДФЛ и в 18% не попадаем. :)

Для справки. С 1 января 2025 года вводятся новые ставки НДФЛ: 13%, 15%, 18%, 20% и 22%. Налог будет применяться только к части дохода, превышающей установленные пороги.

От кофейного стартапа до сети кофеен: как «Хюггешная» Дмитрия Сидухина завоевала рынок Самары

— Вот как теперь можно отвечать на вопросы про зарплату: попадаю в 13% НДФЛ, попадаю в 15% и так далее. :)

— И человек уже сам додумает. :) Скажу так: мы платим зарплаты по верхней границе рынка Самары — от 100 до 150 тысяч в разные периоды времени.

Вторая важная составляющая мотивации — это возможность развиваться. Например, в Санкт-Петербурге проходит кофейный фестиваль. Сотрудник, который занимается закупками и складами, захотел поехать туда. Я только за.

Или мне пишет топ-менеджер, что подготовил обучающий курс для сотрудников и просит согласовать бюджет. Да, пожалуйста. Для меня очень важно слышать людей и помогать им развиваться в компании.

— Вы по этой причине поступили в институт на психолога? Чтобы развивать компанию?

— Нет, не по этой причине. Я сейчас учусь в аспирантуре на педагога-психолога, и мне это очень нравится. Но, отвечая на ваш вопрос, скажу так: я обучаюсь на психолога не потому, что хочу развивать компанию, но обучаясь на психолога, я точно знаю, что это помогает развивать компанию.

— И последний вопрос. Каким вы видите будущее «Хюггешной»? Какие новые цели и планы сейчас ставите перед собой?

— Мы не собираемся останавливаться на восьми кофейнях, потому что в этом году уже достигнем лимита по патенту и налогам. Нам нужно продолжать расти.

Будет ли это Москва — пока не знаю. Я не из тех предпринимателей, которые строят планы на годы вперёд. Если все необходимые условия сложатся, мы обязательно рассмотрим возможность открытия «Хюггешной» в Москве.

Дмитрий Сидухин (в центре) и сотрудники «Хюггешной»
Дмитрий Сидухин (в центре) и сотрудники «Хюггешной»

Полезные ссылки:

Youtube канал Дмитрия Сидухина

«Хюггешный» Нельзяграм

Дмитрий Сидухин в Нельзяграм

*****

Полную версию беседы с Дмитрием Сидухиным слушайте в подкасте «Ценная инфа» (iOS, Yandex. Музыка). Становитесь резидентами подкаста на странице ВКонтакте. А в Телеге я пишу немного о работе копирайтером, немного о жизни в целом. :)

66
Начать дискуссию