Инвесторы после пандемии: кто выживет и во что вложит средства?

В период после пандемии коронавируса будет безусловно наблюдаться смена приоритетов. Уже сейчас эксперты активно пересматривают прогнозы мировой и российской экономики, включая отдельные отрасли и взаимосвязанные отраслевые кластеры. Экономист Константин Селянин проанализировал ситуацию и обозначил несколько направлений дальнейшего развития. О том, куда вкладывать свои средства инвесторам на Урале, можно узнать на Инвестиционном портале Свердловской области.

Константин Селянин, экономист Facebook
Константин Селянин, экономист Facebook

В тренде будет телемедицина

Несомненно, повысится интерес инвесторов ко всему, что связано с медициной. Она вышла на главный план, стал очевиден дефицит вложений в серьезные проекты в этой сфере. Однако, что касается «долгих» вложений в высокотехнологичное отрасли, в том числе оборудование медицинского назначения, серьезных изменений и переоценок не произойдет. Наблюдается дефицит идей. Инвестиции в сферу здравоохранения несколько изменят вектор. В тренде будет телемедицина. После пандемии мы увидим, что люди стали лояльнее относится к онлайн-сервису.

Изменится сама модель потребления: многие услуги, которые раньше не представлялись возможными в онлайн-формате, сейчас воспринимаются совершенно спокойно.

Например, что произошло с индустрией онлайн-обучения? Все очень быстро поняли, что, начиная с занятий в школе и заканчивая курсами повышения квалификации, обучение можно ограничивать онлайном, и это не менее, а подчас и более эффективная форма. То же самое касается и телемедицины. Конечно, есть ситуации, когда она, возможно, не очень уместна. Но если речь идет о каких-либо распространенных и несложных заболеваниях, то почему бы и нет? Того отторжения, которое было еще несколько месяцев назад, просто не будет. Это удобно и менее рискованно.

Возможность выхода в онлайн в приоритете

Отрасли, имеющие перспективы онлайн-контакта, будут развиваться. За месяцы пандемии некоторые сферы выросли в десятки раз – та же онлайн-доставка продуктов, казалось бы, совершенно бытовая вещь. Она показала рост в 40 раз за апрель, причем у ведущих сетей, у той же Х5 этот показатель по-прежнему составляет порядка 1,5-2% в обороте. Но представьте, если данный уровень будет доведен до 40%. Понадобится ли тогда столько магазинов? Это настоящий переворот, когда люди стали воспринимать в формате онлайн такую банальную вещь, как покупка продуктов. Формат перестал быть экзотическим, и никто не говорит, что для покупки, скажем, палки колбасы ее нужно потрогать со всех сторон.

Безусловно, люди пересмотрят свое отношение к возможности вести бизнес удаленно.

Буквально на днях Facebook принял решение не возвращать в офисы половину из 45 тысяч сотрудников, они останутся работать в удаленном режиме. IT-гигант своим примером задает новый тренд, и таких предприятий на самом деле много. Это означает, что будущее гигантских офисных и торговых центров, которых за последние 15-20 лет возведено немало, оказывается под большим вопросом.

Неясная ситуация в ряде отраслей

Картина будущего меняется не только у тех, кто был занят в сфере торговли и сдачи в аренду офисных помещений. Ситуация остается неясной в ряде отраслей. К примеру, туризм и связанный с ним отельный бизнес и другие направления – авиаперевозки, ресторанный бизнес. В каком виде это будет функционировать? Конечно, всем бы хотелось, чтобы эти сферы быстрее восстановились, но вряд ли это произойдет. Полагаю, что нас ждут серьезные изменения. Концепции, которые существовали в том же ресторанном бизнесе, уже не работают. Мы видим, как страдают целые сегменты, и фастфуд, и заведения высокой кухни.

Произойдет серьезное изменение ландшафта, и интерес инвесторов будет приглушен до тех пор, пока не пройдет период неопределенности.

Вместе с тем, размышляя об изменениях в психологии, следует понимать, что кризис наиболее сильно ударил по среднему классу, и в этом его специфика. Многие предприниматели, люди, которые еще несколько месяцев назад считались богатыми или, по крайней мере, средним классом, потеряли буквально все. Нужно осознать, что немалая их часть не вернется к тому уровню жизни и потребления, который у них был еще три-четыре месяца назад. Соответственно, и людей, способных делать какие-либо инвестиции, станет существенно меньше.

Многие люди, которые успели что-то скопить или инвестировать, сейчас будут использовать эти деньги на жизнь. Приоритеты будут меняться в пользу инструментов, обладающих высокой (близкой к абсолютной) ликвидностью. Даже «вклад под подушку» может оказаться вполне востребованным, особенно если он в валюте.

11
Начать дискуссию