VR. Почему это интересно психологу?

Я работаю в научно-технологическом стартапе в социальной сфере Neurohome - психологическом центре, который, наряду с классическим консультированием, ориентирован на применение современных технологий для помощи людям.

Лично мне это интересно, потому что я получил инженерное и психологическое образование. Имею кросс-функциональный опыт, мне близка философия Agile и я загораюсь от создания новых, интересных продуктов.

И самое главное! Когда я впервые ощутил на себе погружение в VR, я понял как эта технология способна качественно передать эффект социального взаимодействия, может помогать человеку тренировать и нарабатывать опыт, обучать и закреплять полученные навыки. А это значит, что как психолог я могу быть более полезным и делать качественно свою работу.

Изучаю контент для работы со страхом высоты Neurohome
Изучаю контент для работы со страхом высоты Neurohome

После этого я посвятил много времени для анализа научно-доказательной базы, агрегирования информации и погружения в сферу технологий VR.

Не секрет, что массовый сегмент и основной драйвер VR индустрии это игры. Глубокая графическая детализация, развитие технологий обратной связи, улучшение качества оптики все это способствует иммерсивному опыту пользователя, игрок буквально проживает сценарий игры. Ни огромные телевизоры, в совокупности с лучшими аудиосистемами и игровыми приставками, ни самые современные десктопные игры не способны передать эффект погружения, так как это происходит в среде VR.

Почему так происходит? Самый простой ответ на этот вопрос это пять органов восприятия, взаимодействия с миром, которые есть у человека:

  • зрение
  • слух
  • осязание
  • обоняние
  • вкус

Зрение, слух и осязание это три основных инструмента, которые передают сигналы в мозг и психику человека. С точки зрения пользователя VR получается следующее:

  • на зрение воздействует плотно прилегающий шлем, оптические свойства шлема, графическая детализация контента;
  • на слух влияют плотно прилегающие наушники, качественный аудио контент;
  • на осязание, технологии обратной связи

Можно сказать, что VR держится на этих трех китах и развитие программного обеспечения и железа в этих направлениях является наиболее перспективным.

Проблема.

Все, началось с проблемы, которая регулярно возникала у наших клиентов. Для клиента мы создаем терапевтическую, поддерживающую среду, в которой комплексно работают специалисты разного профиля. В условиях здоровой атмосферы, при поддержке профессионалов, у человека формируются новые модели мышления и поведения, которые становятся основой нового пути в жизни. Трудности возникали на этапе возвращения к основной деятельности человека, в среду его постоянного проживания и социальных контактов.

Почему так происходит? Эта проблема уходит корнями в вопросы мотивации, готовности применять новые схемы мышления и поведения на практике и в такие фундаментальные знания, как нейропластичность и формирование нейронных связей. Простым языком, человеку гораздо легче поступить по-старому, чем по-новому и без должного, регулярного применения полученных инструментов, они вытесняются старым поведением, но для того чтобы подробно раскрыть эту тему, необходимо написать отдельную статью.

Image by <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpixabay.com%2Fusers%2Fjohnhain-352999%2F%3Futm_source%3Dlink-attribution%26amp%3Butm_medium%3Dreferral%26amp%3Butm_campaign%3Dimage%26amp%3Butm_content%3D998994&postId=134568" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">John Hain</a> from <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpixabay.com%2F%3Futm_source%3Dlink-attribution%26amp%3Butm_medium%3Dreferral%26amp%3Butm_campaign%3Dimage%26amp%3Butm_content%3D998994&postId=134568" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Pixabay</a>
Image by John Hain from Pixabay

Зарубежные практики.

XR Health. Контент охватывает большое количество направлений. Реабилитация после черепно-мозговой травмы и инсульта, неврологические расстройства, хроническая боль. Когнитивные тренинги, стресс, панические атаки, индивидуальная и групповая психотерапевтическая работа. Реализована BI аналитика. Часть контента прошла медицинскую сертификацию FDA. Open-source проект, что делает их еще более привлекательными. Совместимы с HTC, Oculus.

Limbix VR. Полноценное решение для клиники, для применения в корпоративном направлении и для личного пользования. Разработан контент для работы с зависимым поведением, тревожными расстройствами, депрессиями, фобиями. Можно потренироваться пройти собеседование. В качестве железа используют Oculus.

Sympatient. Работают со стрессом, тревожными расстройствами и фобиями. Судя по информации с сайта это приложение для мобильного телефона. Смартфон в качестве экрана.

Отечественный опыт.

Комплексных решений такого формата, как XR Health на нашем рынке я не обнаружил.

Интересный, с моей точки зрения проект, который созвучен и нашим начинаниям это компания Common и их продукт Feels good. Идея объединить устройства биологической обратной связи и среду виртуальной реальности очень перспективна с точки зрения экспозиционной терапии, да и не только.

Не может не радовать инициатива ДВФУ, где обучают психологов самостоятельно конструировать сценарии виртуальной реальности.

Как мы применяем?

Экспозиционная терапия в VR один из инструментов интегративного подхода, работа проводится под руководством опытного психолога-консультанта, согласно методологии.

На сегодняшний день нами апробированы:

  • тренинги по управлению пульсом и дыханием в виртуальной среде, медитативные практики;
  • тренинги по работе с фобиями.

Мы планируем развивать это направление, вот несколько идей применения:

  • в работе с зависимостями: сценарии провокации;
  • сценарии из схематерапии;
  • детско-родительские отношения;
  • обучающие игры;
  • индивидуальные сценарии

Вместе с VR мы используем инструменты регистрации биологической обратной связи и neurofeedback. Это профессиональное оборудование, которое позволяет нам снимать валидные метрики и получать качественные данные.

С помощью опытного специалиста клиент тренирует новые навыки, получает поддержку в преодолении проблемы и фиксирует опыт. Таким образом мы улучшаем качество нашей работы и полезность для клиентов.

У нас есть понимание, что экспозиционная терапия инструментами VR еще долгое время, а может и никогда не сможет полноценно заменить психоэмоциональный опыт контакта с реальными стресс-триггерами. Но это не отменяет и не обесценивает полезного эффекта от тренировок в VR. Более того, считаю важным отметить, что работа специалистов из области психиатрии, нейрофизиологии, психологии, их способность придать контенту психоэмоциональную и обучающую составляющие, совместная работа с техническими специалистами, все это в совокупности, несомненно, будет развивать и углублять пользовательский опыт.

Где можно использовать.

Клиники и психологические центры. Вы получаете дополнительный, эффективный инструмент, который не просто соответствует цифровой трансформации, но и объективно показывает валидные данные. Является диагностическим, корректирующим и способствует достижению результата. Это возможность расширить свою продуктовую линейку и персонализировать подход к клиенту.

Корпоративное направление. Как элемент программ благополучия сотрудников Well-being. VR тренинг отличный вариант переключения с умственной работы на механическую и наоборот. Чередование деятельности способствует эффективной работе мозга. Как инструмент для собеседования и поиска талантов - это игра, которая является психометрической диагностикой, чем качественнее оценка при найме, тем глубже понимание потенциала кандидата.

На сегодняшний день я продолжаю мониторить разработки и практический опыт применения VR во всех сферах. Не зря технология является "сквозной". Кейсы в промышленности, обучении, найме новых сотрудников, практики медитации, физических тренировок, тому подтверждения.

Исследование зарубежного и российского рынка показало, что мы, к сожалению, отстаем от иностранных коллег, как с точки зрения практического применения, так и с точки зрения научно-доказательной базы. Статья является ознакомительной. Это краткая выжимка накопленного опыта, которым я, с удовольствием, готов делиться и открыт к сотрудничеству. Если моя экспертиза кому-то покажется не профессиональной не судите строго, я буду рад любой вашей обратной связи!

55
9 комментариев

Максим, это топ. Казалось бы, на поверхности лежит идея использовать технологии виртуальной реальности в социальных науках, но почему я первый раз её встречаю.
Есть над чем подумать.
Спасибо!

1
Ответить

надеюсь в будущем VR будут использовать не только для просмотра порно

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

за VR будущее

Ответить