{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

VR. Почему это интересно психологу?

Я работаю в научно-технологическом стартапе в социальной сфере Neurohome - психологическом центре, который, наряду с классическим консультированием, ориентирован на применение современных технологий для помощи людям.

Лично мне это интересно, потому что я получил инженерное и психологическое образование. Имею кросс-функциональный опыт, мне близка философия Agile и я загораюсь от создания новых, интересных продуктов.

И самое главное! Когда я впервые ощутил на себе погружение в VR, я понял как эта технология способна качественно передать эффект социального взаимодействия, может помогать человеку тренировать и нарабатывать опыт, обучать и закреплять полученные навыки. А это значит, что как психолог я могу быть более полезным и делать качественно свою работу.

Изучаю контент для работы со страхом высоты Neurohome

После этого я посвятил много времени для анализа научно-доказательной базы, агрегирования информации и погружения в сферу технологий VR.

Не секрет, что массовый сегмент и основной драйвер VR индустрии это игры. Глубокая графическая детализация, развитие технологий обратной связи, улучшение качества оптики все это способствует иммерсивному опыту пользователя, игрок буквально проживает сценарий игры. Ни огромные телевизоры, в совокупности с лучшими аудиосистемами и игровыми приставками, ни самые современные десктопные игры не способны передать эффект погружения, так как это происходит в среде VR.

Почему так происходит? Самый простой ответ на этот вопрос это пять органов восприятия, взаимодействия с миром, которые есть у человека:

  • зрение
  • слух
  • осязание
  • обоняние
  • вкус

Зрение, слух и осязание это три основных инструмента, которые передают сигналы в мозг и психику человека. С точки зрения пользователя VR получается следующее:

  • на зрение воздействует плотно прилегающий шлем, оптические свойства шлема, графическая детализация контента;
  • на слух влияют плотно прилегающие наушники, качественный аудио контент;
  • на осязание, технологии обратной связи

Можно сказать, что VR держится на этих трех китах и развитие программного обеспечения и железа в этих направлениях является наиболее перспективным.

Проблема.

Все, началось с проблемы, которая регулярно возникала у наших клиентов. Для клиента мы создаем терапевтическую, поддерживающую среду, в которой комплексно работают специалисты разного профиля. В условиях здоровой атмосферы, при поддержке профессионалов, у человека формируются новые модели мышления и поведения, которые становятся основой нового пути в жизни. Трудности возникали на этапе возвращения к основной деятельности человека, в среду его постоянного проживания и социальных контактов.

Почему так происходит? Эта проблема уходит корнями в вопросы мотивации, готовности применять новые схемы мышления и поведения на практике и в такие фундаментальные знания, как нейропластичность и формирование нейронных связей. Простым языком, человеку гораздо легче поступить по-старому, чем по-новому и без должного, регулярного применения полученных инструментов, они вытесняются старым поведением, но для того чтобы подробно раскрыть эту тему, необходимо написать отдельную статью.

Image by John Hain from Pixabay

Зарубежные практики.

XR Health. Контент охватывает большое количество направлений. Реабилитация после черепно-мозговой травмы и инсульта, неврологические расстройства, хроническая боль. Когнитивные тренинги, стресс, панические атаки, индивидуальная и групповая психотерапевтическая работа. Реализована BI аналитика. Часть контента прошла медицинскую сертификацию FDA. Open-source проект, что делает их еще более привлекательными. Совместимы с HTC, Oculus.

Limbix VR. Полноценное решение для клиники, для применения в корпоративном направлении и для личного пользования. Разработан контент для работы с зависимым поведением, тревожными расстройствами, депрессиями, фобиями. Можно потренироваться пройти собеседование. В качестве железа используют Oculus.

Sympatient. Работают со стрессом, тревожными расстройствами и фобиями. Судя по информации с сайта это приложение для мобильного телефона. Смартфон в качестве экрана.

Отечественный опыт.

Комплексных решений такого формата, как XR Health на нашем рынке я не обнаружил.

Интересный, с моей точки зрения проект, который созвучен и нашим начинаниям это компания Common и их продукт Feels good. Идея объединить устройства биологической обратной связи и среду виртуальной реальности очень перспективна с точки зрения экспозиционной терапии, да и не только.

Не может не радовать инициатива ДВФУ, где обучают психологов самостоятельно конструировать сценарии виртуальной реальности.

Как мы применяем?

Экспозиционная терапия в VR один из инструментов интегративного подхода, работа проводится под руководством опытного психолога-консультанта, согласно методологии.

На сегодняшний день нами апробированы:

  • тренинги по управлению пульсом и дыханием в виртуальной среде, медитативные практики;
  • тренинги по работе с фобиями.

Мы планируем развивать это направление, вот несколько идей применения:

  • в работе с зависимостями: сценарии провокации;
  • сценарии из схематерапии;
  • детско-родительские отношения;
  • обучающие игры;
  • индивидуальные сценарии

Вместе с VR мы используем инструменты регистрации биологической обратной связи и neurofeedback. Это профессиональное оборудование, которое позволяет нам снимать валидные метрики и получать качественные данные.

С помощью опытного специалиста клиент тренирует новые навыки, получает поддержку в преодолении проблемы и фиксирует опыт. Таким образом мы улучшаем качество нашей работы и полезность для клиентов.

У нас есть понимание, что экспозиционная терапия инструментами VR еще долгое время, а может и никогда не сможет полноценно заменить психоэмоциональный опыт контакта с реальными стресс-триггерами. Но это не отменяет и не обесценивает полезного эффекта от тренировок в VR. Более того, считаю важным отметить, что работа специалистов из области психиатрии, нейрофизиологии, психологии, их способность придать контенту психоэмоциональную и обучающую составляющие, совместная работа с техническими специалистами, все это в совокупности, несомненно, будет развивать и углублять пользовательский опыт.

Где можно использовать.

Клиники и психологические центры. Вы получаете дополнительный, эффективный инструмент, который не просто соответствует цифровой трансформации, но и объективно показывает валидные данные. Является диагностическим, корректирующим и способствует достижению результата. Это возможность расширить свою продуктовую линейку и персонализировать подход к клиенту.

Корпоративное направление. Как элемент программ благополучия сотрудников Well-being. VR тренинг отличный вариант переключения с умственной работы на механическую и наоборот. Чередование деятельности способствует эффективной работе мозга. Как инструмент для собеседования и поиска талантов - это игра, которая является психометрической диагностикой, чем качественнее оценка при найме, тем глубже понимание потенциала кандидата.

На сегодняшний день я продолжаю мониторить разработки и практический опыт применения VR во всех сферах. Не зря технология является "сквозной". Кейсы в промышленности, обучении, найме новых сотрудников, практики медитации, физических тренировок, тому подтверждения.

Исследование зарубежного и российского рынка показало, что мы, к сожалению, отстаем от иностранных коллег, как с точки зрения практического применения, так и с точки зрения научно-доказательной базы. Статья является ознакомительной. Это краткая выжимка накопленного опыта, которым я, с удовольствием, готов делиться и открыт к сотрудничеству. Если моя экспертиза кому-то покажется не профессиональной не судите строго, я буду рад любой вашей обратной связи!

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Дария Пораль

Максим, это топ. Казалось бы, на поверхности лежит идея использовать технологии виртуальной реальности в социальных науках, но почему я первый раз её встречаю.
Есть над чем подумать.
Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Альбина Васильева

надеюсь в будущем VR будут использовать не только для просмотра порно

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Насыров

А какие игры есть для VR?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

В жанрах кроме порно? Небогато. Есть демки на 10-15 минут геймплея. Есть VR-порты всякого, типа HL: Alyx

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Насыров

Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Ага. Особенно в жанре визуальной новеллы. Wait, oh shit...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Гульнара Отанбекова

за VR будущее

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда