Меня зовут Саша, и я хочу сделать собственный мультфильм

Привет, меня зовут Саша, и я хочу сделать собственный мультфильм. И вот так появился Anix.

Ладно, наверное, стоит рассказать подробнее.

Меня зовут Саша, мне 24 года.

"Сфоткай меня типо веселая рисую медуз в каньоне"
"Сфоткай меня типо веселая рисую медуз в каньоне"
А это я себя нарисовала в мультяшном стиле. Ну типа.
А это я себя нарисовала в мультяшном стиле. Ну типа.

Я в прошлом и физиком побывала, и журналистикой позанималась, и в группе поиграла чутка, словом, чем только не занималась. Но главное, что нужно про меня знать - я творческий человек. Творчество, без излишнего драматизма, - моя жизнь. Я и в школе делала мультфильмы на кальке и из пластилина, в театре спектакли ставила (6 штук), снимала полнометражное кино, озвучивала книги, играла на сцене, писала сборники стихов, сейчас на досуге рисую и занимаюсь вокалом. Но любовь к анимации во мне с детства, и к ней как к виду искусства я вернулась пару лет назад, когда ко мне пришла идея мультсериала (и крутого). Идея постепенно оформилась в концепты персонажей и мира, появились зачатки сценария - и тут я поняла, что у меня проблемы. У меня просто не хватало компетенций на то, чтобы рисовать всю анимацию самостоятельно и управлять процессом. Что красиво, а что нет - я, вроде, понимаю. Но чтобы сделать самой подобное - нужно образование и катастрофически много времени на практику. И это параллельно мне придется работать по специальности, ведь кушать что-то хочется. А после этого на полноценный сериал уйдет еще несколько лет, и финансировать, скорее всего, придется много из собственного кармана.

Мой близкий человек и коллега-режиссер, с которым мы на тот момент написали серию совместных сценариев и спектаклей - Андрей Царев - подал мне альтернативную идею: закопаться в процесс анимации и придумать нашими первоначально техническими мозгами, как это можно упростить и ускорить. Или хотя бы найти единомышленников, с кем и реализовать задумку, а не тащить все в одиночку.

Дилемма. 2022 год. Фото в цвете.
Дилемма. 2022 год. Фото в цвете.

Идея была здравой, и мы ей занялись уже вместе. Я подняла свои знакомства в мире анимации, те посоветовали мне своих знакомых, те - своих, и все только были рады со мной поговорить о том, как сделать мультфильмы проще.

Надо сказать, меня поразила отзывчивость аниматоров: поговорить со мной согласились буквально все, кому я написала, хотя обычно многие отказываются. Здесь поддержали нас и наш проект, нашли время связаться хотя бы на полчасика и потом активно продолжали интересоваться, как у нас дела. А самое главное - это оказались безумно интересные люди. Стабильной анимационной школы у нас в стране пока нет, поэтому у всех аниматоров крайне разная биография и история, как они к этому пришли. У всех безумное количество творческих хобби и мечт, а еще почти каждый мечтает сделать собственный мультфильм или игру - и это меня вдохновило еще сильнее. Я поняла, что в покадровой анимации сотни и сотни невероятно талантливых людей с не менее талантливыми идеями, которые очень редко воплощаются в жизнь.

Много времени и сил нашей команды (а тогда уже появилась команда) ушло на то, чтобы понять, что идеи не воплощаются чаще всего из-за промежуточных кадров. Когда я рисовала на кальке, самым неприятным для меня оказался именно этот процесс: ты методично - слой кальки за слоем - рисуешь и рисуешь мельчайшие изменения в движении. Кажется, еще немного, и ты свихнешься, проходит день, два, а ты все на той же сцене. Оказалось, что подобная проблема возникает не только у меня.

Редким счастливчикам по-настоящему нравится процесс отрисовки инбитвинов (промежуточных кадров). А еще в условиях жесткого продакшена, когда сцена нужна вчера, руки дрожат, рисуешь ночами и на выходных, в конце концов бежишь ригать сцену, потому что с нуля это сделать нереально. Или нарисовал, а движение не смотрится, и надо заново…а когда ты новичок (почти всегда, школ-то мало) - у тебя крайне мало опыта, и все это растягивается еще в пять раз, а платят за простенькие сцены маловато.

Проект перестал быть проектом только для себя. Я узнала, что сейчас проблема решается с помощью перекладки, но много кому это не нравится (“не тру анимация” или ограниченный набор движений), часть аниматоров впадает в ступор от большого количества ригов и петляющих графов (в Toon Boom это завораживающе-страшно) - и все равно остаются аниматики и черновая анимация, где только риганьем не справишься. Да и вроде бы ты в аниматоры шел рисовать, а не прогать сцену. Продюсеры на студиях анимации рассказали, что уже давно хотели бы сделать универсальную автофазовку, но их технические команды с этой задачей пока не справляются. Вроде бы Дисней все-таки сделал это, но решением не поделился.

На дворе был 2023 год, бум нейросетей, и мы подумали, что, может, эту задачу можно решить через них. Пока начали искать, увидели несколько нейросетей “для обычного пользователя”, которые вообще не требовали навыков анимации, но типа ее рисовали. Движение у таких нейросетей задавалось промптом, в процессе сильно дребезжало, и почти никогда не учитывало 12 принципов анимации. Такая глупость - все любят мультики, но как будто последний технологический прорыв в мультипликации случился 20 лет назад.

И тут началась самая авантюрная часть длиною в год. Мы нашли экспертов в ML (machine learning), долго говорили с ними, поняли, какой архитектурой нейросети вроде бы можно решить задачу - но нам в команду требовался собственный разработчик, причем на полную занятость, и нам самим следовало уделять этому проекту со временным названием Anix все наше время, если мы хотели все-таки чего-то добиться, потому что пока мы им занимались параллельно с работой и учебой.

Невероятным образом летом мы нашли инвестиции на разбработку, и ушли с работ, нашли в команду потрясающего специалиста в ML - он и сейчас с нами, кстати, потому что поверил, как и мы.

Сериал вместе с проектом продолжали жить и оформляться, но на тот момент я даже не представляла, во что я на самом деле ввязываюсь. Было всякое. По 10 раз в месяц мне казалось, что надо все бросить. Вместо того, чтобы пойти учиться на аниматора, я освоила с десяток других профессий: бухгалтера, дизайнера, финансиста, продакт-менеджера, тестировщика, SMM-щика, контент-мейкера…и чего только я теперь не умею. Вся наша команда, которая доросла на тот момент до 6 человек, держалась почти исключительно на вере в проект и в то, что он поможет аниматорам.

Я, когда надо рисовать инбитвины, а нейронку еще не придумали(
Я, когда надо рисовать инбитвины, а нейронку еще не придумали(

Когда была сделана первая версия нейронки, мы сразу понесли ее аниматорам, чтобы они дали нам комментарии. Честно, на что-то хорошее я не надеялась - но внезапно оказалось, что нейронка вполне себе работает и даже экономит время, правда, за ней приходится все еще много переделывать. Неожиданный успех окрылил - работает! И не просто работает, а помогает аниматору, забирая у него рутину - что для нас как для творческих людей просто принципиально. Больше творчества и меньше рутины - это же мечта!

Мы взялись за задачу еще плотнее, плюс ко всему нужен был еще и удобный интерфейс в виде сайта, который бы подходил всем…

Anix перестал быть просто проектом для себя и стал продуктом, который помогает людям. Конечно же, не все его приняли - он же неидеален. Иногда я приходила на тестирование, и меня подозревали в том, что я хочу отобрать у аниматоров или у фазовщиков работу, хотя мои цели ровно в противоположном. Иногда меня убеждали, что я занимаюсь фигней, ведь проблема уже “не проблема”, и что Anix того не стоит. Иногда мне говорили, что нейросеть - фигня, потому что отрисовывает неидеально, пусть даже и ускоряет работу, хотя несколько минут до этого жаловались, что сами не могут нарисовать идеально или что это получается слишком долго…

Но на 100 тестирований приходились 80, где аниматоры мне отвечали, что доделывать за нейронкой быстрее, чем рисовать с нуля. Несколько аниматоров согласились месяц работать вместе с Anix, и ускоряли свою работу в два раза.

Сейчас сайт запущен для всех желающих, мы коллабимся с крутыми аниматорами и любителями нейросетей, а еще с анимационными колледжами и школами - ведь заметнее всего Anix помогает новичкам. Аниматоры-фрилансеры вместе с Anix набирают больше проектов и больше зарабатывают, или даже начинают делать свои собственные мультфильмы, до которых вечно не доходили руки. Супервайзеры помогают своим подопечным с анимацией и тратят меньше своего времени на правки.

Я и сейчас сталкиваюсь с большим сопротивлением и страхом от некоторых аниматоров или даже целых студий анимации. Я их понимаю и понимаю, что они чувствуют. Я вижу, что Anix еще надо дорабатывать и дорабатывать: сделать спейсинг, апскейл, снова провести серию итераций обучения… А еще мы делаем вторую версию, которая еще должна управляться (помимо загрузки ключей) отрисовкой траектории и работать с вектором - спасение для тех, кто много работает с ригами и перекладкой. Нейросеть не идеальна - это чистая правда, и учитывая, сколько времени я с ней провожу, вряд ли кто-то это понимает больше, чем я. И не проходит и месяца, чтобы я не хотела все это бросить и пойти на стабильную работу за нормальные деньги.

Но каждый раз я вспоминаю про тех, кому Anix экономит половину их времени, кому дает возможность, наконец, заняться собственными проектами, кто пишет мне в личку восторженные отзывы и всячески поддерживает в нашем общем нелегком деле. Я вспоминаю свою команду, в которой собрались безумно талантливые профессионалы и просто интересные люди. И я вспоминаю, что Anix, несмотря ни на что, помогает людям исполнять их желания (и мои в том числе) - не зря у нас на логотипе волшебная палочка.

Вы можете тоже исполнить свои желания с Anix - просто зайдите на сайт и попробуйте 10 бесплатных запусков. А за следующие вам не придется платить, если результат вам не понравится - это наш принцип. И все что угодно вы можете написать нам. Мы всегда читаем все сообщения и придумываем, как реализовать ваши комментарии и пожелания, нам правда важно ваше мнение, это не для красного словца. Наша цель: творчество - людям, рутину - Anix!

P.S. А мой сериал двигается. Уже рисуем первую серию своими силами, разумеется, вместе с нашей нейросетью. Продвигается отлично)

Текст: Александра Севостьянова

22
Начать дискуссию