Как стартапу сделать победный питч для саммита: инструкция

В марте этого года мы вместе с нашей командой Raison.ai выиграли московский этап битвы стартапов Unicorn Battle. В апреле должны были ехать на финал в Кремниевую долину — но его перенесли из-за коронавируса. На днях победили сразу в двух номинациях битвы финтех-стартапов на Fintech Week Lithuania. До этого я выступал с питчами на Web Summit в Лиссабоне, на TechChill в Риге, на GoTech Arena в Москве (где соревновались 700 стартапов, и мы стали финалистами). Хочу поделиться своими рекомендациями о том, как организовать «победный питч» — от презентации до ответов на вопросы жюри.

Во время питча на GoTech Arena, Москва, 2019
Во время питча на GoTech Arena, Москва, 2019

На выступление фаундера на стартап-саммите обычно даётся 3 минуты — меньше, чем приходится ждать заказ в «Макдоналдсе». Однако, если хорошо подготовиться, 180 секунд — это не так уж мало.

Что я питчил

Немного о нашем продукте: Raison.ai — это приложение для управления инвестициями. Наши пользователи могут покупать/хранить/продавать криптовалюту и инвестировать в акции непубличных международных компаний. Сейчас пользователям доступны токены на акции SpaceX и Airbnb, скоро добавим Reddit и Revolut. К сегодняшнему дню мы собрали 700 тыс. евро от частных инвесторов и планируем привлечь еще 3 млн евро.

Unicorn Battle, Москва, 2020
Unicorn Battle, Москва, 2020

Презентация: содержание слайдов

В идеале в презентации для питча на саммите должно быть не больше 10 слайдов. Хотя количество слайдов не главное — важно, чтобы презентация содержала все, что хотят услышать жюри и потенциальные инвесторы. Обязательно нужно рассказать о потенциале рынка, конкурентах и планах на будущее, но в первую очередь — отразить сильные стороны именно вашего стартапа. Они у разных стартапов могут быть разными.

Давайте пройдемся по содержанию слайдов на примере нашего питч-дека.

1. Для начала представьтесь

Здесь все понятно — название продукта, слоган, логотип и изображение. Мы добавили упоминания СМИ, которые про нас писали: публикации в авторитетных изданиях повышают уровень доверия к стартапу. Если про вас можно было прочитать в TechCrunch или Forbes, этим стоит «козырять».

Как стартапу сделать победный питч для саммита: инструкция

2. Расскажите о проблемах потребителей

Второй слайд нужно посвятить проблемам клиентов, которую решит ваш продукт. В нашем случае мы описывали трудности пользователей финансовых сервисов: слишком много разных предложений на рынке, высокий порог входа в инвестиции, засилие информационного шума и пробелы в законодательстве.

Как стартапу сделать победный питч для саммита: инструкция

3. Объясните, как ваш продукт решает эти проблемы

Как можно догадаться, слайд №3 — это описание лекарства для названных выше «болей» клиента. При этом каждой проблеме со слайда №2 должно соответствовать решение, которое предлагает ваш продукт.

Как стартапу сделать победный питч для саммита: инструкция

Сравните.

Слайд №2

  • Слишком много разных сервисов на рынке

  • Высокий порог входа в инвестиции

  • Засилие информационного шума
  • Пробелы в законодательстве

Слайд №3

  • Единое приложение для фиатных валют, криптовалют и инвестиций
  • Инвестиции от €100
  • AI-помощник анализирует новости
  • Лицензированная деятельность

4. Представьте обзор рынка

Жюри и инвесторы хотят узнать, на какой рынок выходит ваш продукт — и в географическом смысле, и в смысле его инвестиционного потенциала. Здесь нужны цифры: сколько потребителей в вашем сегменте сейчас, какую сумму они уже тратят на продукты, подобные вашим, какие прогнозы по росту аудитории и так далее. Не забудьте указать источники данных — они должны быть надежными.

Как стартапу сделать победный питч для саммита: инструкция
Как стартапу сделать победный питч для саммита: инструкция

5. Докажите, что вы сможете заработать

Четко опишите свою модель монетизации: как вы собираетесь получать прибыль.

На этом же слайде — или на следующем — представьте данные по способам и стоимости привлечения клиентов и потенциале роста аудитории. Если у вас есть показатели CAC (Customer Acquisition Cost) и LTV (Life-time Value) стоит их указать, многие инвесторы обращают на это внимание.

Как стартапу сделать победный питч для саммита: инструкция

6. Подчеркните свои конкурентные преимущества

Цель этого слайда — не просто поставить ваш стартап в один ряд с успешными конкурентами, а подчеркнуть ваши преимущества по сравнению с ними.

Как стартапу сделать победный питч для саммита: инструкция

7. Расскажите о достижениях, которые у вас уже есть

Еще раз скажу, что питч-дек должен подчеркивать сильные стороны вашего стартапа. Нельзя приукрашивать данные, но можно подать их в выгодном свете. Например, если у вас пока немного пользователей в абсолютных цифрах, но в процентном отношении прирост аудитории впечатляет, это надо показать.

Как стартапу сделать победный питч для саммита: инструкция

Представьте другие достижения, если они есть, — позиции в отраслевых рейтингах, партнерство с известными организациями, участие в конференциях, упоминания в авторитетных медиа. Мы, например, не упускаем случая рассказать, что оказались в топ-5 финтех-стартапов по версии жюри TechCrunch Disrupt.

Как стартапу сделать победный питч для саммита: инструкция

8. «Продайте» команду

Следующий слайд — один из самых важных. Инвесторы хотят знать, кому они доверяют свои деньги. Расскажите об опыте участников команды — где они работали раньше, на чем специализировались. Образование упоминать не обязательно — разве что кто-то закончил Гарвард).

Как стартапу сделать победный питч для саммита: инструкция

9. Обратитесь к инвесторам

В конце выступления назовите сумму инвестиций, которая вам необходима. Естественно, за ней должны лежать подробные расчеты того, на что эти деньги будут потрачены. Статьи расходов в презентации указывать не нужно, но будьте готовы их назвать.

Как стартапу сделать победный питч для саммита: инструкция

10. Расскажите, как с вами связаться

Ну и последний слайд — контакты для связи.

Как стартапу сделать победный питч для саммита: инструкция

Отдельно стоит сказать о блоке «вопрос – ответ» после выступления. Содержание презентации должно быть таким, чтобы подвести жюри к выгодным вам вопросам. Нас, к примеру, часто спрашивают о лицензировании и о том, как наша деятельность регулируется законодательно. Я упоминаю об этом в начале презентации (даже делаю на этом акцент), но без подробностей — специально, чтобы заинтересовать жюри узнать больше. Формулировки ответов надо продумать заранее.

Презентация: дизайн

Главная ошибка большинства стартапов — перегружать свой питч-дек информацией. Помните, что вы будете выступать в зале, где сидит много людей, и не все —в первых рядах. Сделайте акцент на визуальной составляющей — диаграммах, изображениях, графиках, а текста оставьте по минимуму. Вы в любом случае проговорите его вслух. Вообще, все что можно сократить — сократите. Наша презентация, надо сказать, тоже не идеальна — некоторые слайды можно и улучшить. Например, слайд №3 о проблемах, которые решает наш продукт: описывать каждое решение на слайде было необязательно.

Еще советую во всей презентации убрать из цифр нули там, где это возможно. То есть вместо «200 000 пользователей» писать «200 K пользователей» и т.д.

Питч

Подготовка

Tallinn Digital Summit, 2018
Tallinn Digital Summit, 2018

Питч надо прорепетировать несколько раз — сначала можно перед котом), а потом обязательно на публике. Причем будет неплохо, если публика неподготовленная и мало что понимает в вашем бизнесе. Если вы за 3 минуты сможете объяснить, чем занимаетесь, условно говоря, соседу по барной стойке, жюри стартап-саммита вас точно поймет. Это особенно важно для сложных продуктов вроде финтех-сервиса.

Репетировать надо так же, как вы будете выступать: говорить громко (можно даже раздобыть микрофон), жестикулировать. Некоторые площадки за день до мероприятия дают возможность провести репетицию непосредственно на сцене. Это очень помогает: освоиться с кликером, понять, как лучше встать, чтобы видеть монитор с презентацией, и так далее.

Выступление

Tech Week, Москва. Я с нашим директором по коммуникациям
Tech Week, Москва. Я с нашим директором по коммуникациям

Мелочь, но важная: держите при себе бутылку воды — вам наверняка понадобится «промочить горло» перед выходом на сцену. Что касается самого выступления, то постарайтесь одновременно обращаться и к жюри, и к залу — в нем могут сидеть ваши будущие инвесторы, партнеры или клиенты. Хороший прием — начинать с «посыла» к задним рядам: так вы скорее захватите внимание всей аудитории.

Говорите быстро, но не слишком — выдерживайте паузы в нужных местах. Постарайтесь звучать эмоционально и вдохновляюще: фаундер должен демонстрировать уверенность в успехе, иначе как ему смогут довериться инвесторы?

Питч 2.0

Питч-дек — это не то, что можно сделать один раз и использовать постоянно. Важно собирать обратную связь от жюри и посетителей конференций, на которых вы будете выступать. Может оказаться, что со стороны ваш продукт выглядит не совсем так, как вам хочется.

Спрашивайте у зрителей, что они запомнили из вашего выступления? Как бы они кратко описали ваш продукт?

Мы, например, хотели, чтобы нас воспринимали в первую очередь как приложение для умных инвестиций. Но происходило другое: мы запоминались прежде всего как криптокошелек. Пришлось смещать акценты.

В общем, если вы закончили делать питч-дек, значит, пора начинать вторую версию. 😀

88
12 комментариев

Четко и по делу. Плюсую!

2
Ответить

Благодарю, Владимир)

Ответить

Show me your pobednyi pitch

1
Ответить

Токенизированные акции – это токены, обеспеченные акциями SpaceX. Когда стоимость акций SpaceX растет после очередного раунда инвестиций, растет и стоимость токенов. Это как любой другой дериватив, только в блокчейне. Благодаря тому, что это токены, можно инвестировать всего от $100 вместо сотен тысяч долларов.

1
Ответить

"токены на акции SpaceX"
На них можно жене купить сапоги?

Ответить

Можно купить сапоги на деньги от продажи токенов)

Ответить

Какова вероятность, что завтра токены превратятся в тыкву?

Ответить