Как руководителю проектов быстро качественно и недорого заработать себе невроз

Дерево принятия решений Руководителя проектов
Дерево принятия решений Руководителя проектов

О чем это все?

Начнем с того, что вы — руководитель проектов в ИТ. Или учитесь на него. Или просто поглядываете в эту сторону, потому что зарплаты большие, цели красивые, единороги в небе летают и вообще — пора «войти в айти». В своем блоге я расскажу вам о том, о чем не говорят на курсах по проджект-менеджменту: о тех ежедневных проблемах, которые вас ждут, и решать которые вам придется самостоятельно. В этой статье речь про один из основных подводных камней, ожидающих руководителя проектов (далее — просто РП, для краткости) на примерно любом проекте. И если вы не сталкивались с ним до этого — вы просто не делали реальные проекты.

Так как же заработать себе невроз, депрессию, неуверенность в себе и в своем профессионализме? Проще простого: попробуйте быстро, качественно и одновременно недорого сделать проект для вашего заказчика. Если с первого раза эффект достигнут не будет, пробуйте еще, пока не начнет дергаться глаз, болеть сердце, а на сигареты, кофе и психолога начнет уходить больше половины вашей зарплаты. 😊

Фраза «делаем быстро, качественно, недорого – выберите любые два» крылатая не просто так. Она верна для всех видов работ, и ИТ проекты в их числе.

Ниже я рассказываю о том, как грамотно помочь заказчику выбирать только два пункта, когда заказчик хочет все три, и как уберечь себя от неврозов на этом непростом пути.

Поехали)

История из жизни

Как-то я пришел в компанию спасать проект (обычно именно так набирают РП, имейте в виду). После быстрого анализа стало ясно, что сроки сдачи нереалистичные, команда – полторы калеки, а ТЗ согласовано на космолет. Причем, ТЗ уже подписали, потому что «так было надо» и пути назад нет: надо срочно разработать и сдать. Проектная классика: кто плавал, тот знает.

При этом сделать полуфабрикат нельзя, сейлз обещал, что это будет классный продукт, в котором будет много функций и даже зачатки ИИ (куда без него).

То есть, надо было сделать:

  • быстро (потому что нужны деньги);
  • качественно (потому что бизнесу пообещали космолет);
  • недорого (потому что оценили MVP, а не космолет.

Будь я неопытный РП, этот проект стал бы для меня последним в этой компании. Но, к тому моменту, у меня было больше 15 лет опыта внедрения в любых областях и странах, и этот проект стал первым успешным, после которого, наоборот, работа с заказчиком стала налаживаться и развиваться.

Как же так у меня получилось из смертельного проекта сделать историю успеха? Никакой удачи, это чистый опыт, которым я хочу поделиться.

У тебя есть два пути: умереть или выжить.

Что же делать, если от вас хотят все и сразу? Как всегда, есть два пути: быстрый и долгий.

  • Путь №1, Быстрый: это соглашаться на все. Потому что неудобно сказать НЕТ, потому что вы герой и очень хотите всех спасти, или еще почему-то. Далее героически вытягивать проект за счет вашего личного героизма и героизма команды. Работа по ночам, релизы с воскресенья на понедельник, и вот это все. Узнали себя в этом месте? Замечательно, тогда вы на пути к вашему неврозу, выгоранию и Пути №2.

  • Путь №2, Долгий: приоритизировать, предлагать и договариваться. Этот путь сложный. Он потребует дипломатичности, умения вникать в детали, умения видеть множество вариантов и умения слышать вашего заказчика.

Путь 1, как правило, кончается выгоранием, бессонницей и увольнением. Пожалуй, я скажу, что не видел других исходов. Но все начинают с него просто потому, что нет никакого опыта на Пути 2.

Путь 2 – это история про то, как управлять вашими рисками, вашим объемом, вашими изменениями (вашими – потому что проект ваш и отвечаете за него именно вы) с помощью ваших коммуникаций со всеми участниками вашего проекта.

Вот прямо со всеми. Тут история про то, что, если вам не нравится общаться с людьми, лучше вам не становиться РП. Я считаю, что софтскиллов (умения в коммуникации) для этой работы надо 70%, а хардскиллов (знания предметной области, процессов и инструментов) - 30%.

Теперь разложим по пунктам наиболее частые проблемы, которые вас непременно ждут:

  • «сделай быстро»: ваша команда оценила работы в 2 месяца + неделя тестирования, а от вас требуют сделать все за месяц (сроки не важны, размер проекта тоже. Все одинаково, что для веб сайта, что для Федеральной государственной информационной системы);
  • «сделай качественно»: бизнес вставляет новые требования прямо в процессе реализации, обосновывая это тем, что именно вы провели плохой бизнес-анализ и теперь должны добавить это в объем работ бесплатно, или на финальном показе вам говорят «все замечательно, но надо переделать» а когда переделаете, тогда и примем работы;
У меня тоже есть такая футболка. По ней я узнаю в толпе своих :)
У меня тоже есть такая футболка. По ней я узнаю в толпе своих :)
  • - «сделай недорого» - ваш проект делается в ноль, а вам ставят новые требования, с вами банально торгуются со словами «я найду подрядчика в три раза дешевле и вообще, мой программист сказал, что тут пара дней работы…»

Почему нельзя просто сказать: «НЕТ» на все эти пожелания? Потому что ваш проект, где бы вы его ни делали: в продуктовой компании, во внутреннем IT банка или в системном интеграторе – это клубок политики, ожиданий и обещаний, которые дали не вы и которые давали без вас, и ваше «Нет» может многим участникам испортить настроение или (что хуже) KPI.

При этом говорить: «ДА» тоже не вариант: вам напихают новых требований, ужмут сроки, заберут 2/3 команды, а потом вас же и уволят, за то, что вы согласились (да-да, именно так и бывает: сперва вас буквально принуждают согласиться, а как только вы соглашаетесь, вас начинают в это тыкать носом).

Короче, куда не пойдешь – везде будет плохо и выхода нет? Или есть? 😊

РП подъезжает к дедлайну
РП подъезжает к дедлайну

«Черный с белым не носите, да и нет не говорите»

Была такая игра в детстве: вам задают прямые вопросы, а ваша задача, не говорить ни «да», ни «нет». Тут то же самое. До того, как согласиться или отказаться, надо проверить все возможные пути решения, все альтернативы.

Если вам кажется, что альтернатив нет – вам кажется. Они есть всегда. Вы можете их не видеть из-за вашего личного страха, непонимания мотивов и так далее, но они есть. Ваша задача – найти их и проработать.

Дальше идет база: три подхода, решающие вопрос «быстро-дорого-качественно», которые вам помогут сразу:

  1. Понимайте «кто умрет». Кто умрет, если не сделать в этот срок? Кто умрет, если сдать проект без этого (безусловно, очень важного) требования от бизнеса? Кто умрет, если заставить команду делать некачественный продукт по выходным?

    От этого понимания у вас в голове правильно встанут приоритеты. Если никто не умирает – ура, вам повезло, смещаем сроки вправо, проблема решена. Если кто-то умирает, аккуратно записываем, кто и почему и учитываем все эти факты в пункте 2 ниже.

  2. Помните о фазировании. Это основное оружие РП под давлением сроков. Принцип Парето: решить 80% боли пользователей за 20% сроков и потом сделать остальное. Но чтобы предложить это бизнесу, вам потребуется детально вникнуть в проблему вашего заказчика, детально обсуждать ее с вашими разработчиками и аналитиками, иначе вы не сможете предложить хорошего решения. И именно поэтому работа РП – это не просто администрирование. Это выбор, в том числе, и технических решений. Да, вместе с командой. Но выбирать, обосновывать и потом отвечать - вам.

    Зато, когда вы поймете проблемы бизнеса и варианты решения этих проблем – вы сами увидите, как быстро вы сами найдете те самые 80%, которые решают проблему вашего заказчика. И останется только разбить ваши работы на Этап 1 – он же Quick Win, он же MVP и Этап 2 – все остальное важное, но некритичное.

  3. Помните про банальное увеличение команды. Да, это тоже вариант. У меня была история, когда меня спросили на проекте в 15 человек и полгода (по оценке), что надо, чтобы я его сделал за 4 месяца? Я внимательно оценил и запросил +аналитика, 5 разработчиков и 1 сильного тест лида. И всех – до конца недели (был вторник). Я думал, что не дадут, отстанут. А мне дали. И пришлось сделать, и мы сделали. И хороший проект получился.

И на выходе мы получаем решение задачки:

Вариант 1: мы сместили сроки, скорость не так важна – это «недорого и качественно».

Вариант 2: мы разбили объем на критичное и просто важное – это «быстро и недорого».

Вариант 3: мы докинули ресурсов и сделали в нужный срок – это «быстро и качественно»

Вот так мы без слез и истерик получаем довольного заказчика, команду и вас – человека, который помогает бизнесу, а не шлет его на три буквы, как самого страшного врага.

Точно также получилось и у меня на том, проекте, о котором я говорил вначале. Он был сделан и успешно сдан в три фазы + часть доработок мы сделали для заказчика бесплатно, в виде подарка. В итоге довольны оказались все, получилось win-win.

Что в итоге?

Ясно, что путей решения на самом деле будет больше. Для каждого проекта они будут более-менее уникальны, так как вообще ваш проект (по определению этого слова) уникален. Да, если нет опыта, будет непросто их использовать. Да, вам понадобится поддержка на этом пути. Да, от вас могут требовать все равно сделать все и сейчас. Но пробовать делать эти шаги надо обязательно, только так вы сможете получить опыт решения проблемы «быстрее, выше, сильнее» и делать действительно «быстро, качественно и недорого».

Как сказал когда то классик: «Внедряй! Поддерживай! Не ссы!» ))

(с) В.Ложкин, "Солнце взойдет!"
(с) В.Ложкин, "Солнце взойдет!"
33
2 комментария

Один хер учишься только на своих ошибках. Пока сам не поработаешь в роли ПМ, не перегоришь пару раз, все эти правила не отложатся, имхо

Ответить

Умный учится на своих ошибках. Дурак не учится ни на каких :)
В целом, так и есть, статья, скорее, терапевтическая.
Если вы чувствуете, что вам плохо, одиноко и от вас требуют невозможного - вы не одиноки :))

1
Ответить