Инструкция к PR-щику: как получить максимум от работы с ним

PR-щики виноваты всегда и во всем. Если что-то не получается, валите все на них. Если все прекрасно – молодцы вы, а они ни при чем.

На самом деле нет. Возможно, вы просто не умеете с ними обращаться.

Инструкция к PR-щику: как получить максимум от работы с ним

Решила набросать а-ля инструкцию. Не претендую на истину, но, может быть, почти 20 лет работы и наблюдений помогут кому-то лучше понять, что такое PR и как получить от работы с PR-щиками максимум пользы. Список наверняка не полный.

Коллеги, буду рада вашим дополнениям. Как и обратной связи от тех, кто был/ есть в статусе клиента: делитесь своим опытом работы с PR-щиками. Уверена, вам есть, что рассказать, а нам - интересно послушать.

В конце концов, все мы стремимся к тому, чтобы не только обеспечивать статьи в Ветхом Завете (как в известном анекдоте), но и приносить реальную пользу.

  • Будьте готовы вкладывать деньги. В себя!

Если вы решили, что вам нужен PR, сначала сядьте и посчитайте свои доходы.

Оплата работы PR-щиков – это часть затрат. Вас начинают приглашать на мероприятия, большая часть из них – с дресс-кодом. Это как минимум новая одежда, обувь и аксессуары. Рано или поздно вы придете к тому, что проще нанять стилиста – это снова расходы. Вам нужно выступать или давать комментарии на ТВ, тут как тут – занятия с педагогом по речи или по подготовке к публичным выступлениям. Есть еще колонки и статьи в СМИ – это работа райтеров (просто поверьте, даже если вы сами умеете писать, у вас на это не будет времени и сил). Учитывайте еще фотосессии (как минимум), представительские расходы (подарки, презенты) и пр.

А иногда работа с PR-щиками начинается с того, что вас отправляют к стоматологу – навести порядок во рту.

Да, если вы уже более-менее медийны, часть расходов можно закрыть бартером. Но не все и не всегда.

А если вы только начинаете свой путь – считайте сами.

  • Будьте готовы ждать

Давайте честно: вы не проснетесь знаменитым на второй день работы с PR-щиками (это возможно, но о вас так же быстро забудут). PR – это вдолгую. Это очень много подготовительной работы, которая не приносит молниеносных результатов. Это выстраивание отношений, иногда несколько этапов переговоров, сильно растянутых во времени. Но есть хорошие новости: PR – как снежный ком, чем больше в него вкладываешь (сил и времени), тем заметнее результаты. Просто готовьтесь к тому, что все будет постепенно. Как минимум полгода.

  • PR не приносит денег быстро

Мы честно всегда об этом говорим, нам всегда отвечают, что понимают, но… Еще раз: PR – это не маркетинг и не реклама. Если вам нужно резко увеличить продажи – это не к нам. PR позволит поднять стоимость ваших услуг, когда вы нарастите медийность, известность и доверие к себе. Но это не случится завтра. И послезавтра тоже.

Результаты PR измеряются в другом: медийность, информационный след, возросший интерес к вам со стороны партнеров, приглашения на мероприятия и пр. Деньги в этой цепочке далеко не на первом месте.

  • Не скрывайте информацию от своих PR-щиков

Мы работаем с вашей репутацией, наша задача – влюбить в вас окружающих. Внезапно вылезшие скелеты из шкафа этому не способствуют. Поэтому мы должны знать про них заранее, чтобы подстелить соломки, сделать прививки, просчитать риски и заранее продумать, что делать. Не когда все полыхает, а когда все спокойно. Так больше шансов выйти из любой истории с сохраненной репутацией.

«Есть жена, есть помощница, а есть PR-щик. Главное, чтобы он знал обо всем».
Один из клиентов
  • Соблюдайте договоренности

Это вообще хороший тон, независимо от того, работаете вы с PR-щиками или нет. И чем выше вы поднимаетесь, тем крепче должно быть ваше слово. Это относится как к партнерам, так и к вашим PR-щикам. Если вам не будут доверять свои, вряд ли это станут делать другие.

Ситуации бывают разные, но ваше слово – это ваша репутация, от которой зависит и уважение к вам, и ваши деньги.

Иногда полезно ставить себя на место людей и отвечать на простой вопрос: «А если бы со мной так поступили, как бы я отреагировал»? Очень отрезвляет.

  • Будьте готовы слушать

Мы до последнего будем защищать вашу репутацию во внешнем контуре. Но если вы не правы – мы вам об этом скажем, разумеется, наедине. PR-щики – не те люди, которые будут всегда вас хвалить и во всем с вами соглашаться. Наша работа – просчитывать и нивелировать риски. Если не готовы слышать отличное от вас мнение, возможно, PR вам пока не нужен.

  • Не говорите другим, что им делать

Если вы сами все умеете, зачем вам кого-то нанимать? Сэкономьте свои деньги и нервы.

А если серьезно, позвольте людям делать то, за что вы им платите. Не устраивает, как они это делают – попробуйте дать грамотную обратную связь. Если это не помогает – наймите других. Но если проблема постоянная, возможно, дело не в людях.

  • Вас не все хотят

Каким бы классным экспертом вы не были, какой бы звездой не стали, всегда найдутся те, кому вы не интересны. Это нормально. У вас могут быть разные ценности, разные аудитории, разные подходы.

Просто идите дальше. Возможно, пройдет время, и ситуация изменится.

  • Не ревнуйте

Радуйтесь, если ваши PR-щики работают с другими клиентами и партнерами, а не только с вами. Это значительно расширяет ваши возможности. Зачастую классные проекты случаются именно потому, что PR-щики видят ваши точки соприкосновения и быстрее помогают прийти к результату. Синергия – великая вещь.

  • Не сравнивайте

Перестаньте сравнивать себя с другими экспертами, блогерами или медийными персонами. У каждого из вас разные стартовые позиции, очень часто – разные ниши, разные аудитории. «А вот она там, а вот он сделал это, а вот меня туда не позвали» - это путь в никуда. Сравнивайте себя только с собой: полгода, три месяца, месяц назад – и сейчас. Вы проходите свой путь, остальные свой! Фокус – только на себя.

  • Не понимаете – спрашивайте

Возможно, это один из самых главных пунктов, но я умышленно поставила его последним.

В PR, как и в браке, возможны конфликтные ситуации, недопонимание, споры. Большая часть проблем связана с отсутствием информации. Мы начинаем додумывать, сомневаться, злиться на себя и тех, кто рядом. Иногда у нас просто разный понятийный аппарат, разная логика и разный способ мышления. Это нормально – мы все разные.

Поэтому давайте просто говорить! Что-то не понятно – спрашивать, вызывает тревогу – обсуждать.

Мы в Mark&CoPRLab за свою практику сталкивались со всеми описанными трудностями и сложностями, и вот, на наш взгляд, единственный возможный вывод:

«Не бывает идеальных клиентов, как и идеальных PR-щиков. Это миф. Но бывают здоровые отношения взрослых людей. Почему бы не стремиться к этому?»
11
Начать дискуссию