Управление проектами в условиях неопределенности и быстрых изменений. Часть 1

В нынешних реалиях горизонт планирования сужается, а скорость принятия решений должна быть молниеносной. Как грамотно управлять проектами в таких условиях, рассказывает генеральный директор Qtim Антон Фокин.

Управление проектами в условиях неопределенности и быстрых изменений. Часть 1

Каждый день, который заказчик тратит на принятие решения, отодвигая точку согласия, равен количеству дней, которых не хватает на завершение разработки. Я учу свою команду подстраиваться под желания заказчиков, которые, как правило, не любят торопиться с принятием серьезных решений. Time to market — время выхода на рынок, очень важная метрика в 2024 году, пока думаешь, как сделать лучше, решаешь выпускать продукт или нет, кто-то другой делает и забирает место на рынке. В этой гонке страдает разработка, когда заказчик дает отмашку ему нужно, чтобы работа была сделана «вчера», поэтому у разработчиков горят дедлайны , и этап планирования проходит скомкано.

На рынке усиливается конкурентность, поэтому просто иметь хороший продукт уже мало, нужно добавлять новые функции, использовать современные технологии, следить за актуальностью. И все это требуется делать быстро. В условиях неопределенности приходится принимать волевые решения, например, поменять всю команду разработки на финальных этапах или разделить руководство запуском на нескольких project-менеджеров. Сделать все и даже больше для старта в оговоренные сроки.

Мало поднять тему важности адаптивных методов управления проектами, нужно еще постараться ответить на вопрос «как их применять?». Расскажу о стратегии и инструментах, потому что знание — сила, которая может помочь в самые трудные моменты принять верное решение.

Понимание неопределенности и быстрых изменений:

Сейчас небольшой оксюморон: дадим определение неопределенности. Это ситуация, которая не поддается оценке, с множеством вариантов развития событий, в ней тяжело что-то предугадать и сделать выбор. Неопределенность делится на виды:

Управление проектами в условиях неопределенности и быстрых изменений. Часть 1
  • Рыночная, она предполагает принятие экономических решений в условиях ограниченности информационных данных. Информации всегда недостаточно, поэтому избавиться от этого вида неопределенности невозможно, можно лишь уменьшить степень.
  • Технологическая, является результатом непредсказуемости технической эволюции и сложности динамики, на основе которых отбираются технические стандарты.
  • Организационная, она препятствует подготовке работников к трудовым процессам, их личному и профессиональному росту.

На одном из проектов у нас была рыночная неопределенность, ее могут и создают заказчики, когда приходят с нечетким тз, потому что сами не знают, что хотят получить. У меня в компании были проекты, на которых из-за такого подхода был целый симбиоз из неопределенностей, в основном техническая и организационная ходят парой. Хочешь изменить направление в разработке по запросу заказчика за два месяца до запуска — меняй команду, нужно проектировать блоки будущего сайта, не имея полноценного дизайна на руках — нервничай, но сделай.

Не стоит забывать, что нужно подстраиваться не только под изменения хода мысли клиента, но под технологии и бизнес в целом. Из последних — внедрение AL в самые разные области заложило новое отношение к созданию контента, обслуживание клиентов, способы работы.

В результате этих изменений сменяются и приоритеты на проектах, например, может появиться новая технология, которую обязательно нужно внедрить, а это всегда увеличивает сроки и количество ресурсов. Поэтому любые изменения — это совокупность риска и дополнительных возможностей.

Продолжение следует...

1919
11
Начать дискуссию