Как открыть свое SMM агентство, практические рекомендации

Привет, меня зовут Дмитрий с 2017 года руковожу Российским подразделением digital агентства Победа, в этой статье я хочу поделиться своим личным опытом и практическими рекомендациями.

В ноябре 2017 года мы открыли наш первый офис в Петербурге — 32 метра на первом этаже элитного ЖК Империал, недалеко от метро Фрунзенская. Сам офис был далеко не элитным, скажем так – в тесноте, да не в обиде, зато свой отдельный вход с улицы и скоростной интернет.

Наш первый офис на Киевской

Критерии выбора офиса были простые:

1) Минимальная ставка (до 500 руб./метр в месяц)

2) Пешая доступность от метро

3) Класс не ниже C

4) Отдельное помещение (не коворкинг, не угол в чужом офисе)

Всего в команде нас было на старте 5 человек, мы не пошли по пути «сначала все делали сами, как фрилансеры, потом набирали помощников», к моменту открытия у всех уже был опыт в своих сферах, к примеру у меня более 10 лет в рекламе, а 3 года перед открытием руководил небольшим SMM Питерским агентством в роли исполнительного директора.

Лирическое отступление

Тут кстати была статья https://vc.ru/marketing/61971-upravlyat-magazinom-mylovareniya-proizvodstvom-bloknotov-i-smm-agentstvom-odnovremenno-opyt-osnovatelnicy-socialair, в которой одна из соучредителей этого агентства громко заявляет, что я «строил свой бизнес во время того, как работал у нее», и угрожает судом за то, что я предположительно уводил клиентов и сотрудников.

По этому поводу постараюсь кратко и фактами:

1. Все рабочее и почти все личное время я посвящал работе в компании, никаких своих агентств я параллельно не открывал, на это просто не хватило бы ни сил, ни времени

2. Агентство было в моем полном операционном управлении, при этом я получал 45 000 руб.

3. Мне передали его с кассовым разрывом

4. На момент передачи мне управления в штате было 2 человека

5. До сих пор 70% громких имен клиентов на сайте в разделе портфолио остались с периода моего руководства компанией

6. Уходя из компании я оставил штат из 11 человек и фонд развития в 10 раз превышающий сумму кассового разрыва, только в плюс

7. Сотрудники и клиенты не стадо – их увести нет возможности, они сами уходят, если примут такое решение

Хотелось бы спросить у соучредителей той компании а) как вы себя сейчас чувствуете? б) вы действительно считаете, что вред от предположительного увода сотрудника перекрывает ту реальную пользу, которую я принес компании?

Я всегда стараюсь оценивать вложения не по их стоимости, а по их результативности, в том числе и в людей. У меня у самого есть сейчас человек в штате, по которому есть риск, что он в скором времени может открыть свое агентство, но я смотрю прежде всего на пользу, которую он до этого принесет компании имея максимальную заинтересованность расти. И сейчас самое время сфокусироваться на этом.

У нас никогда не было красивой «истории успеха», про то как собралось 5 человек и покорило мир. А начинали мы с конкретных финансовых вложений, которые позволили нам развиваться на старте. Мы всего добивались и добиваемся реальной работой над проектами и собой. Иногда с потом и нервными срывами, но я искренне верю в то – что нужно меньше говорить, а больше делать. Нужно отвечать за свои слова поступками.

Итак, вы твердо решили открыть свое digital агентство, рекомендации:

1. Для начала нужно определиться с целью и задачами. Если цель не является словом «доход», дальше можно не читать, далее вы не найдете ничего полезного для себя.

В нашем идеальном мире:

Цель = доход

Задачи в рамках цели:

· качественный и полезный продукт/услуга

· понятное соотношение цена/качество

Далее уже следуют максимально абстрактные, но такие воодушевляющие задачи как:

· «сделать этот digital мир лучше»

· «эпатировать»,

· «стать тренд мейкером» и.т.д.

тут все зависит от вашей фантазии. Главное не перепутать цель с задачами.

С целями и задачами определились, идем дальше.

2. Команда

Это пункт напрямую взаимосвязан со следующим – финансовыми вложениями на старте. Чем лучше команда на старте, тем быстрее и с меньшими вложениями вы сможете добиться большего. В данном виде бизнеса особенно важны люди, тут нет возможности делегировать работу машинам.

· Партнеры: очень важно, кто будет с вами в команде, идти в этот бизнес без партнеров не имеет смысла, если вы ставите перед собой цель – доход. Идеально, если на старте сошлись люди, понимающие в трех направлениях: финансы, продажи, маркетинг. Не сошлись в одном, а именно 3 разных человека с равными долями акций, в будущем это может сыграть свою роль.

· Команда: самый минимум в штате SMM менеджер (контент, комьюнити, управление узкими специалистами: таргет, дизайн), плюс таргетолог удаленно на сдельной оплате, и бухгалтер на аутсорсе. Старт это до момента заключения первого договора плюс время на поиск кандидатов на штатную позицию аккаунт менеджера. Дизайн и РК можно оплачивать сдельно, заказывая у фрилансеров, как только объем оплат станет сопоставим со штатной единицей – смело можно брать сотрудника в штат. Надо быть морально готовым к тому, что а) с кадрами на рынке сложно б) найти стоящих специалистов в новое агентство вдвойне сложно.

Важно: делегируйте, без этого ваша голова и руки будут заняты не тем, что реально может приносить доход. Именно поэтому для быстрого старта не нужно писать посты для клиентов одной рукой, другой запускать таргет, а в перерыве верстать сайты на тильде — решите этот вопрос наймом, сами займитесь стратегией и продажами.

3. Стартовый капитал

Чтобы открыться, и через несколько месяцев не закрыться, далее закрепиться и пойти в рост, по моему мнению, нужно минимум 3 – 4 млн рублей вложений. Может показаться, что это слишком большая сумма, будто порог входа в бизнес совсем минимальный — стол, стул, компьютер и вы как человек оркестр. Но это не так: во-первых, учтите, что минимум первые 6 месяцев лично у вас зарплаты не будет – в лучшем случае будете перекрывать аренду и зп уже нанятым сотрудникам, а еще есть канцелярия, доставка воды, кухонное оборудование, ремонт и тд. Во-вторых, клиенты не приходят сразу, договора не подписываются день в день, поиск клиента тоже требует вложений и ресурсов. В-третьих, многие клиенты хотят сдельный или постоплатный вариант сотрудничества, если у вас нет финансовой подушки = вы не сможете взять проект на обслуживание = у вас не будет кейсов за спиной и обкатки команды = дохода. В общем, есть прямая зависимость: чем больше вы правильно вложите на старте в свой маркетинг и команду, тем быстрее вы сможете вырасти.

4. Клиенты

В идеальном мире начинать, когда уже есть первые клиенты, в реальности основные каналы привлечения:

· Первые клиенты — это знакомые и знакомые знакомых, с этим каналом все более-менее понятно

· Холодные исходящие запросы, выставки и конференции – тут нужно быть готовым, что от отправки предложения до договора минимум 6 месяцев

· Прямые РК: таргет и контекст, эти каналы начинают работать сразу, но качество лидов низкое

· СЕО – минимум 6 месяцев на раскрутку, качество лидов лучше чем с прямых РК

· Сарафан – аналогично сео, если вы делаете качественный продукт, через 6 месяцев этот канал начинает работать

5. Быт

На старте не нужен красивый офис в БЦ класса А, подойдет любой класс с нормальными санитарными условиями, при этом я считаю, что для продуктивности команды офис все-еще нужен

Вот что действительно важно для работы, это быстрый и стабильный интернет + производительные компьютеры у сотрудников, это сильно влияет на качество и скорость работы. В идеале – если в офисе будет хорошая вентиляция и кондиционер.

Еще о важном

· Стаб фонд, минимум на 3 месяца оплаты всех постоянных расходов, в идеале отложить денег в него с момента открытия, положить на срочный вклад и не трогать

· Документооборот: договора, ТЗ, акты – все это очень важно вести и вести в полном объеме с самого начала, наличие актов можно учитывать в системе мотивации отвечающей за документооборот части команды, никто не любит возиться с бумажками, но как только начинаются вопросы у клиентов или контролирующих органов – начинаются серьезные проблемы, которых можно избежать еще со старта

· CRM: с самого старта рекомендуем работать в CRM системе, в идеале если это будет одно окно: документы, коммуникация внутри компании и с клиентами, база клиентов, задачи и прочее. На старте все это кажется удобнее вести в телеграм, экселе и через таск менеджер, но очень быстро приходит осознание что а) идет потеря информации б) тратится огромные временные ресурсы на работу разными каналами одновременно в) нет возможности масштабироваться

Заключение

Сейчас в нашей команде более 20 человек, большая часть в головном офисе в Питере. Имеем представительства в Москве, Казани, Риме и Сиэтле.

Прямо перед началом пандемии мы расширили головной офис с 60 до 130 метров:

Переезд
Новый офис

Мы открылись в 2017 году, цифры говорят о том, что сейчас нам 2,5 года, но внутренне, опираясь на тот багаж опыта, что мы получили есть 2 стойких ощущений:

1. Нам лет 20

2. Все только начинается, и это очень круто

Самый лучший способ что-то сделать это начать делать. Самое лучшее ощущение – победа после провала. Самые успешные люди – те, кто много раз ошибался. Если вы хотите что-то начать, но ждете подходящего момента – его не будет, просто берите и делайте.

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Кирилл Вечкасов - Маркетолог
соучредителей этого агентства громко заявляет, что я «строил свой бизнес во время того, как работал у нее», и угрожает судом за то, что я предположительно уводил клиентов и сотрудников.

В суд на вас! Вы работали в компании и получили знания за счет работодателя, да Вам еще и доплачивали за это рублями, а далее Вы применили полученные деньги и знания для работы над своим проектом и открыли компанию! Если стали СММщиком в их компании, уходя вы должны были переквалифицироваться, дабы знания полученные в компании работодателя не пересекались с новой работой. И вообще, вы кинули прошлого работодателя на столько окладов и кучу полученных знаний которые они хотели использовать до ваших 55 лет, а на минуточку, это сколько там лет недополученной прибыли светит?... У меня Все!
😂  Аж сам ахел

Удачи в Вашем деле! И клиентов побольше :)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ложкин
Автор

В точку. Но статья не об этом =)

Ответить
Развернуть ветку
Эдуард Еремин

Крупные бизнесы и госы заказывают SMM у крупных проверенных агентств. Мелкие и средние бизнесы заказывают SMM у фрилансеров, либо берут в штат. А за счет кого живут вот эти вот безвестные SMM-конторки, в которых трудятся рабы по 30-50 рэ за штуку, мне не понятно... 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ложкин
Автор

Есть где-то свод правил для бизнеса, у кого кто и что должен заказывать? Можно ссылку? Может быть нам стоит нашим клиентам из крупного и среднего бизнеса глаза открыть, бросить все и разойтись) 

Ответить
Развернуть ветку
Маргарита Литовская

Расскажете про Рим и Сиэтл? Как и зачем?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ложкин
Автор

Как: проверенные люди + инвестиции 
Зачем: в США и Европе ценник на таргет стартует от 1500$ долларов и 1000€ соответственно, у нас услуги стоят от 10 000 руб., SMM 2000$ и 1500€, у нас от 40 000 руб. Там продажи и аккаунтинг, тут производство. 

Ответить
Развернуть ветку
Johnny Vorony

А откуда взять 3-4 млн. ₽ первоначальных вложений? Не нашёл в статье.

Ответить
Развернуть ветку
Эдуард Еремин

Поработать годик/два. Не пробовал? Только лучше эти деньги пустить в недвигу, а не в очередную смм-шарагу.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ложкин
Автор

За 3-4 мл в Питере можно смело взять 1 комнатную квартиру на вторичке, которая будет приносить 15-20 т.р  в месяц в лучшем случае. Или за 2-3 в первичке без отделки, вложить еще млн в ремонт и сдавать аналогично за 15-20 т.р. 

Ответить
Развернуть ветку
Johnny Vorony

Неа. Нет нужды.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ложкин
Автор

Кредит для бизнеса например 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Цукуемов

сколько - 

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Беккер

Уберите дубль текста

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ложкин
Автор

Спасибо, поправил 

Ответить
Развернуть ветку
Ваня Боданов

какие лицензии необходимы для открытия агентства 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ложкин
Автор

На старте никаких лицензий не нужно. 

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Добровольский

Здравствуйте, Дмитрий! Хотел бы узнать об обороте кампании за месяц и год естественно, могли бы предоставить такую информацию?)

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда