Как сделать CRM (Customer Relationship Management) инструментом продаж. Часть 3. Рутина продаж

Как сделать CRM (Customer Relationship Management) инструментом продаж. Часть 3. Рутина продаж

Привет, это Глеб Корнеев, эксперт по B2B продажам. Это третья и последняя часть статьи про то, как сделать CRM инструментом продаж (а не записной книжкой или “кладбищем сделок”, как обычно).

В этой статье я рассказываю про рутину продаж: про ежедневные действия, совершаемые сейлзом, чтобы выполнить свою квоту, и про ежедневные и еженедельные действия Руководителя отдела продаж (РОПа) / Head of Sales (HS), чтобы выполнить план продаж.

По ссылке - первая часть статьи, в которой рассказываю про этапы воронки продаж, а здесь - вторая, про метрики продаж.

Рутина сейлза

Начнем с рутины сейлза. Сейлз должен делать всего две вещи, чтобы быть успешным:

  1. совершать сейлз-действия = развивать отношения и продавать
  2. ставить и выполнять задачи в CRM = вносить информацию о совершенных сейлз-действиях в CRM

Про то, как успешно выполнять пункт 1 - см предыдущие статьи из этого цикла. Не буду повторяться. Этот текст про выполнение пункта 2.

99% сейлзов, которых я встречал, “сыпятся” на выполнении этого пункта. Хотя казалось бы, что может быть проще: просто отмечай свои действия в CRM. Не знаю, с чем это связано, может быть это особенность профессии (сейлзы - “птицы” свободные: наша главная цель - продать, а как и где это отразить - это пусть другие думают), а может быть - менталитета (все-таки моя основная насмотренность - это сейлзы из РФ).

На мой взгляд аккуратность, методичность, последовательность, если хотите, педантичность - это те качества, на соответствие которым в первую очередь должны проверяться сейлзы перед приемом на работу. Не умение продавать, не умение вести переговоры. Нет - умение вести CRM.

Как сделать CRM (Customer Relationship Management) инструментом продаж. Часть 3. Рутина продаж

Умение продавать - это то, что отличает хорошего сейлза от обычного, но без умения вести CRM умение продавать ничего не стоит. Потому что без этого навыка в продажах не будет порядка, системности, предсказуемости и масштабируемости, а ваша CRM никогда не станет инструментом продаж (отсылка к названию цикла статей 🙂 ).

Навык постановки и выполнения задач в CRM = как научить(ся) вносить информацию в CRM

Когда я стартовал карьеру сейлза, первый год я и компания прожили без CRM. Я занимался продажами по своим теплым контактам, а также по inbound запросам, которые во множестве приходили к нам, как к компании, занимающейся машинным обучением. Шесть лет назад заниматься машинным обучением было не только модно, но и редко.

Следующий год, когда CRM в компании уже появилась, я работал с ней через интерфейс “Воронка продаж”.

Интерфейс "Воронка продаж" на примере  AmoCRM 
Интерфейс "Воронка продаж" на примере AmoCRM 

Каждое утро я стартовал работу, проходя по всем своим сделкам, начиная с тех, которые находились на более поздних этапах воронки. Через какое-то время я стал замечать, что таким образом, у меня получается продвигать по воронке сделки на последних этапах, но не получается работать с сделками на более ранних этапах. Тогда я еще не знал про метрики эффективности продаж и про показатель Сбалансированности воронки продаж (напомню, это соотношение сделок на соответствующих этапах воронки к общему количеству сделок в воронке).

Потом я увидел, что мой коллега пользуется для работы в CRM интерфейсом Задачи, а еще чуть позже я узнал про целевую метрику в 40 сейлз действий за день. Это стало поворотным моментом моей эффективности. Я стал вести одновременно 200 сделок и не просто вести, а успевать выполнять в срок задачи и продвигать сделки по воронке. Этому помог навык постановки и выполнения задач в CRM.

Интерфейс "Задачи" на примере Hubspot 
Интерфейс "Задачи" на примере Hubspot 

Итак, сейлз работает в интерфейсе Задачи. В этом интерфейсе он видит список своих задач на день. Соответственно, пока сейлз не выполнил все задачи, его план на день не выполнен. Рекомендуемое плановое количество задач на день - 30-40. Если такого количества задач на день нет, то их можно создать, например, через добавление в воронку новых сделок и поиск по ним контактов.

Как сделать CRM (Customer Relationship Management) инструментом продаж. Часть 3. Рутина продаж

Задачи выполняются одна за одной. Мне удобно группировать задачи по типам, чтобы работать в каком-то одном интерфейсе, либо выполнять один и тот же тип действий. Например, я могу выделить 1 час только под звонки, а следующий час - на работу с LinkedIn.

Задача - это план по выполнению какого-либо сейлз-действия, например, письма, в отношении конкретной сделки в определенное время в будущем. Задачи в CRM ставятся в карточке (интерфейсе) сделки (задачи также можно ставить в карточке компании или контакта, внутренняя структура CRM это позволяет). Их можно структурировать по следующим типам задач:

  • Звонок
  • Email
  • Мессенджер
  • LinkedIn
  • Встреча
  • Задача

Каждый из этих типов означает отдельный вид коммуникации с контактом. Я выделяю их отдельно по нескольким причинам:

  1. анализировать эффективность коммуникации отдельно по каждому каналу коммуникации
  2. понимать, по какому каналу связываться с клиентом, если, например, я подхватил сделку в период отсутствия сейлза, который вел ее до этого
  3. понимать время, затрачиваемое сейлзом на выполнение сейлз-действий.
Интерфейс "Постановка задачи" на примере AmoCRM 
Интерфейс "Постановка задачи" на примере AmoCRM 

Тип задачи “Задача” не относится к коммуникации с клиентом - это часть внутреннего процесса продаж, на который сейлз тратит свое время. Задачи нужно отражать в CRM для полноты понимания процесса продаж и затрат времени сейлза.

Задачу в CRM нужно правильно оформить:

  • выбрать тип (см список выше);
  • указать понятное не только себе название, отражающее суть выполненного действия, например: “Отправил презентацию о продукте” или “Сделал follow-up по итогам звонка”;
  • скопировать в карточку задачи текст коммуникации или резюме встречи / звонка, или ссылку на документ, относящийся к этому действию. Этот пункт мб излишним, если в вашей CRM настроена интеграция с email или LinkedIn. Если интеграции нет - копируйте текст полностью. Это поможет продажам в будущем.
Пример: задача оформлена не полностью: описание не дает понимания, о чем она, человеку вне контекста встречи
Пример: задача оформлена не полностью: описание не дает понимания, о чем она, человеку вне контекста встречи
Пример: задача оформлена полностью: скопирована вся переписка. 
Пример: задача оформлена полностью: скопирована вся переписка. 

Важнейший шаг после закрытия задачи - это одновременная постановка следующей задачи. Ибо - не может быть сделки без задачи.

Как сделать CRM (Customer Relationship Management) инструментом продаж. Часть 3. Рутина продаж

Все вышеперечисленное облегчает работу и экономит время, как отдельного сейлза, так и отдела продаж в целом, помогая сейлзам быстро ориентироваться в задачах на день и заменять друг друга при необходимости, а значит - улучшает конверсию и сокращает цикл продаж.

Рутина Head of Sales

HoS является хранителем культуры ведения CRM. Его рутина - это отслеживание качества и количества сейлз-действий, выполняемых сейлзами. Для этого он:

(I) пользуется отчетами сейлзов,

(II) делает аудит качества ведения CRM,

(III) проводит короткие командные встречи по статусу продаж и

(IV) длинные 1-1 встречи с сейлзами по прогнозированию продаж.

На основании этих действий он принимает и реализует решения по корректировке действий сейлзов или более высокоуровневые действия по корректировке подхода к продажам, мотивации, найму, увольнению и тд.

(I) Про метрики продаж и про формы отчетов по продажам я подробно писал здесь. Ключевые метрики, на которые смотрит HoS в этих отчетах:

  • Взвешенный по стадиям воронки прогноз продаж и его отношение к плану продаж
  • Количество выполненных сейлз-действий
  • Конверсии
  • Средний цикл сделки

Прогноз продаж - результирующий показатель, остальные три - драйверы всего сейлз-процесса. Количество выполненных сейлз-действий - это количество энергии / топлива, которые сейлзы потратили за день на работу машины продаж. Если план (30+ действий в день) не выполнен - машина двигается с меньшей скоростью, чем должна.

Конверсии показывают качество работы сейлзов на соответствующих этапах продажи. HoS смотрит как на конверсии в целом по этапу, так и на конверсии отдельных сейлзов. Это не только про то, чтобы понять отстающих и помочь им, но и про то, чтобы увидеть “чемпионов” и узнать у них, как они добиваются больших конверсий, чтобы потом распространить эти практики на весь отдел.

Средний цикл сделки - витальный показатель для компании в целом. Он про то, когда компания получит деньги за свой продукт / услугу. Если сделки застревают на каком-то этапе, задача HoS разобраться в причинах и сфокусировать команду на сокращении количества дней на данном конкретном этапе. Здесь помогает мотивация, специальные условия для лидов, находящихся на этом этапе (хорошо работают спец предложения с ограниченным по времени сроком действия, например, дополнительный месяц обслуживания или дополнительная фича), обмен опытом, брейншторминг и тд.

(II) Аудит качества ведения CRM - это еженедельный ритуал, на который HoS может тратить до 4х часов в день в зависимости от размера команды продаж. В крупных компаниях в отделе продаж создают отдел аудита качества продаж, который, в том числе проверяет качество ведения CRM.

Аудит состоит из последовательного “прохода” по сделкам соответствующего сейлза, либо по сделкам соответствующего этапа для всех сейлзов. Проверяются:

  • Наличие задач у каждой сделки;

  • Выполнение критериев перехода сделки на каждый соответствующий этап;

  • Полнота внесения информации: все параметры сделки, которые должны быть заполнены на соответствующем этапе, заполнены;

  • Полнота отражения сейлз-действий: все сейлз-действия названы, каждое содержит описание факта выполнения действия;

  • Если сделка отправлена в Lost - отражение причины потери сделки;

  • Полнота информации в карточках контактов и компаний.

  • Время нахождения сделки на этапе;

Как сделать CRM (Customer Relationship Management) инструментом продаж. Часть 3. Рутина продаж

(III) Короткие командные встречи по статусу продаж.

Как правило, это утренние 15-минутки - стендапы, на которых по аналогии с встречами по методологии Agile каждый сейлз по очереди рассказывает, какие продвижения, по каким клиентам получились, какие способы / варианты коммуникаций сработали, что не сработало и что он будет делать в течение сегодняшнего дня.

Задачи таких встреч для HoS - поддержание команды в тонусе, отслеживание тенденций, выявление удачных практик, понимание общего “пульса” продаж.

(IV) 1-1 встречи с сейлзами по прогнозированию продаж.

Это встречи, в ходе которых HoS последовательно погружается в детали каждой сделки, начиная с сделок, находящихся на последних этапах воронки.

Задачи встречи:

  1. сформировать прогноз продаж. В функционале CRM есть возможность проставить вероятность закрытия той или иной сделки в зависимости от этапа продаж, на котором она находится. На 1-1 встречах эта вероятность уточняется, так как статус сделок, находящихся на одном и том же этапе воронки может быть разным.
  2. Составить план следующих шагов по “застрявшим” сделкам.
  3. Получить фидбек на организацию процесса продаж.

Периодичность 1-1 встреч - не менее 1 раза в 2 недели.

Несколько слов про мотивацию

Я написал отдельную статью про мотивацию сейлзов. Сейчас я хочу затронуть только один аспект мотивации - внесение метрики качества ведения CRM в систему мотивации сейлзов.

Вот как это работает. Сейлз получает 100% бонус, в случае если он выполняет требования компании по ведению CRM. Если какая-то их метрик не выполняется, например, у него есть сделки без задач или действия, не отраженные в CRM, его бонус снижается на 5-10% в зависимости от того, однократно или многократно не выполняются метрики.

Как сделать CRM (Customer Relationship Management) инструментом продаж. Часть 3. Рутина продаж

Ведение CRM - это гигиена продаж, это базис. Ваши сейлзы должны знать это и знать, что от этого зависит величина их бонуса.

Заключение

Это последняя статья из цикла статей про ведение CRM. Надеюсь, это было полезно. Я буду считать свою миссию выполненной, если в следующей компании, куда меня позовут на консалтинг в области продаж, я увижу заполненную и актуальную CRM, чего и вам желаю :)

Также напомню, что я веду канал про B2B продажи в Tg, где рассказываю как находить любые контакты и как писать письма, на которые отвечают. Буду рад вас там видеть

11
Начать дискуссию