«В нулевые давали деньги на всё»: Олег Дорожок о том, как после компьютерного клуба и глянца на Рублевке пришел маркдиром в Ozon.

«В нулевые давали деньги на всё»: Олег Дорожок о том, как после компьютерного клуба и глянца на Рублевке пришел маркдиром в Ozon.

Привет) Это Юра Сапожников, я ex Commerce Strategy & Product lead в Publicis groupe и Marketing project lead в СберМаркете, веду каналы «Из коммерса в е-коммерса» и «Коллеги, всем привет». Мы с моей бывшей начальницей по СберМаркету Леной Ивановой (сегодня она глава Департамента маркетинга SOKOLOV) снимаем подкасты с лучшими топ-менеджерами России и людьми с интересной карьерой про то, как в России строить эту самую карьеру. Про бизнес и так инфы полно, нам интересно раскрыть тему карьеры. Полные выпуски лежат на Boosty, короткие версии на Ютубе и в ВК.

В первой серии статей на vc.ru у нас директор по маркетингу и монетизации Ozon Олег Дорожок. Предлагаем почитать о его извилистом карьерном пути: о компьютерном клубе, который он открыл еще в студенчестве, о том, как придумал концепцию Telegram за 10 лет до его появления, о долгах перед инвесторами, о том, как стресс привел к паническим атакам и кризису и как он из него вышел, ну и том, как стал главным в маркетинге Ozon. Полный выпуск подкаста лежит на Boosty, а тут мы собрали самое интересное.

Студенчество и собственный компьютерный клуб

— Помнишь свою первую работу?

— В 18 лет я устроился в PR-агентство при издательском доме «Аргументы и факты» в Беларуси. Зарплата была полустажерская — я переводил статьи с английского на русский. Это были статьи по маркетингу, их брали из интернета и других изданий, переводили и печатали в журнале о маркетинге. Английский я учил со второго класса в школе с углубленным изучением языка. Параллельно участвовал в студенческой организации ISIC (международное удостоверение, подтверждающее статус учащегося во всем мире), которая занимается стажировками. Вся она построена по канонам, все пронизано маркетингом, тренингами и сильной системой подготовки кадров. Тогда я увлекся маркетингом, читал канонические книги и понял, что это мое.

— У тебя есть высшее образование по маркетингу?

— Нет. Я интересовался автомобилями. Решил поступать в вуз, связанный с этим, и пошел в лицей при политехе, где учился в 10-11 классах. Во время обучения понял, что в тех же корпусах и у тех же преподавателей, которые вели занятия и в политехе, учиться не хочу, увидел, что это не мое. В том же политехе нашел экономический факультет, который тогда считался новым и модным. Там преподавали менеджмент, маркетинг и экономику, но с техническим уклоном.

— У тебя был свой бизнес?

— Да, компьютерный клуб. Я создал его сам.

Купил на кредитные деньги от дяди, которые взял под 25% годовых — $15 тысяч. Этого хватило, чтобы открыть клуб в центре Минска.

Олег Дорожок

— Откуда бапки на компьютеры?

— Помещение было подземным, в стиле лофт с огромными металлическими воротами и въездом на склад пустующего магазина игрушек. Мы практически не делали ремонт, использовали пространство как есть.

«В нулевые давали деньги на всё»: Олег Дорожок о том, как после компьютерного клуба и глянца на Рублевке пришел маркдиром в Ozon.

«Самым сложным было управлять людьми»

— Кредит удалось вернуть?

— Да, позже мы продали клуб. К моменту завершения учебы в вузе, я и мои родители поняли, что держать его дальше нет смысла. Техника устаревала, и мы случайно нашли покупателей — студентов, у которых были деньги. Потом я уехал в Москву — меня позвали в московский офис агентства, с которым я в тот момент сотрудничал в Беларуси. Полтора года работал в московском офисе компании Red Graphic.

Мне платили $500, это были 2003-2005 годы. Мы с приятелем снимали вдвоем квартиру на Войковской. Денег хватало на все необходимое, даже на развлечения. В то время это была хорошая зарплата.

Фоном я искал другую работу. Раздался звонок: «Приезжайте на станцию Третьяковская, около метро подождите». Туда за мной приехала Audi A6. В машине сидели водитель, девушка, с которой я общался по телефону, и молодой человек на заднем сиденье. Я сел в машину, водитель курил и нервничал. Мы начали разговор, и меня попросили рассказать о себе.

— У тебя было двойное собеседование в машине на заднем сиденье?

Да! Рядом со мной на заднем сидении — второй кандидат. Вечер, зима, в машине у метро. Терять мне было нечего, я бодро рассказал о себе и понял, что мужчина за рулем, который задавал вопросы, просто пьян. В общем, было очень странное собеседование, кончилось ничем.

Олег Дорожок

— Я уехал домой, а в понедельник мне позвонили из этой компании (не хочу ее называть) и спросили, почему я не пришел в офис оформляться — меня же взяли. «Где вы находитесь?». — «Мы сидим на Знаменке». Я приехал, и меня правда оформили.

Оказалось, это было крупное агентство недвижимости. Меня взяли на должность руководителя проекта и выделили команду из десяти человек, но руководству этой команды еще не сообщили о моем назначении. Когда меня проводили на этаж, где работал отдел, один из сотрудников удивленно спросил: «Ты кто?». Я ответил, что я — новый руководитель. Он явно был недоволен и пошел жаловаться. Вскоре выяснилось, что его увольняют — до меня руководителем был именно он.

— Это похоже на сюжет из «Волка с Уолл-Стрит». Чувствовал ли ты давление, переходя на руководящую должность?

— Самым сложным было управлять людьми. Мой главный страх заключался в том, чтобы показаться некомпетентным перед подчиненными. Многие считают, что если ты руководитель, то должен разбираться во всех аспектах работы лучше всех. Я тоже так думал.

Олег Дорожок, Елена Иванова, Юрий Сапожников
Олег Дорожок, Елена Иванова, Юрий Сапожников

— Как ты находил общий язык с командой, учитывая, что их предыдущего руководителя только что уволили, и ты пришел на его место? Ты перенимал барский стиль управления (того, кто тебя собеседовал — прим. ред)? На кого ты ориентировался, став руководителем в такой культуре?

— Мне повезло. У меня была школа ISIC, где я три года варился в западных управленческих технологиях. Я ездил на семинары и тренинги за границу и видел, как должна быть устроена работа. Главное — человеческое отношение к людям.

Я проработал в той компании два года, а потом мой коллега из московского офиса позвал меня в новый медиахолдинг, созданный Александром Шульгиным, продюсером и бывшим мужем Валерии (другой Александр Шульгин — гендиректор OZON 2017-2022, а до этого — руководитель офиса Яндекса, с ним мы тоже работали). На волне интернет-хайпа он решил сделать медиахолдинг. Это был музыкальный сервис, который продавал легальную музыку в интернете — шел 2006 год. Шульгин поставил задачу создать смесь сайта знакомств и платформы для конкурсов. Он купил домен и поручил мне запуск через три месяца.

У нас не было ни разработки, ничего, но бюджет был хороший. Я мог нанимать людей, и зарплата была достойная — около $3000.

Олег Дорожок

Платформа для журнала «Заяц» и долг перед инвесторами

— Что дальше?

— Я написал своим минским разработчикам. Мы взяли интерфейс популярного сайта знакомств Мамба, скопировали его и через три месяца запустили сайт. Уже через месяц у нас было 20-30 тысяч посетителей. Руководители решили сразу монетизировать проект через платные SMS и контент-провайдера с короткими номерами. Мы ввели оплату за загрузку картинок и другие услуги. В то же время в 2006 году стали набирать популярность социальные сети. Мы с разработчиками начали думать о том, чтобы аккуратно свернуть текущий проект и создать что-то новое — свое.

— Это была вторая попытка сделать свой проект?

— Да, мы ушли со скандалом. Нас уволили, и мы начали разрабатывать новую концепцию. Тогда работал популярный проект ning.com. Пользователь с собственным профилем может вступать в разные сообщества, например, любителей кошек, животных и прочего. Он быстро набрал популярность, хотя и существовал недолго. Мы решили создать что-то подобное, написали бизнес-план и отправились искать инвестиции. Пришли в «Тройку Диалог», там наш документ о проекте понравился. Но инвесторы сказали, что сумма должна быть не менее миллиона долларов, хотя мы запросили 300к на два года. Они предложили нам один проект на тест — журнал «Заяц».

— Что за журнал?

Это глянец для Рублевки, своего рода Vogue для детей.

Олег Дорожок

— Очень узкий сегмент, но популярный. Журнал был офлайновым, и они предложили создать для него сообщество. Мы оценили проект в $40 тысяч, и они выдали нам двадцатку сразу. В Минске я нанял людей, нашел программиста, который согласился стать СТО.

У меня был знакомый дизайнер, девочка из графики, очень талантливая. Мы дали ей работу, и она сделала все отлично. Журнал «Заяц» был в полном восторге, вся редакция писала кипятком. Но дальше начались проблемы — разработка не смогла сделать платформу. Я пустил все на самотек, доверился команде, и когда они показали, что сделали, оказалось, что это сырой и неработающий продукт. Зато ребята обои в квартирах поклеили. Деньги заканчивались, первую двадцатку мы уже сожрали. Но я выбил вторую двадцатку. Как? Просто уговорил инвесторов, сказал, что все будет нормально, ситуация под контролем.

— Ты бесстрашный.

— Да, а что делать? Ситуация была критическая. Взяли вторую двадцатку, но результат по-прежнему не получался. Тогда я нашел других ребят и сказал им: у вас две недели, сделайте что угодно. Дал им около пяти тысяч. Параллельно мне уже звонит редакция журнала «Заяц»: «Олег, кажется, у вас ничего не получается. Давайте приостановим проект. Главный вопрос: как будете возвращать деньги?».

— Сколько тебе тогда было лет?

— 26. Я был в шоке. Но параллельно команда, которую я нанял, продолжала работать над сайтом, и они все-таки сделали что-то. Еще в тот момент, когда у нас не было ни денег, ни работы, я как раз начал жить с девушкой. Мы уже планировали завести ребенка, и, кажется, она уже была беременна. Журнал в итоге продали, и просто в один день я оказался больше ничего не должен — повезло.

Потом я работал в Microsoft, Disney, Яндексе, Delivery (подробнее об этом можно узнать в полной версии интервью на нашем boosty).

Про выгорание

— Кстати, знаешь, какая сплетня ходит? Говорят, что Александр Шульгин, работая в Яндексе, забрал только тебя в OZON. Многие из Яндекса обижаются, что он выбрал именно тебя.

— Господи, какой бред. Расскажу, как все было на самом деле. В момент, когда я освобождался из Delivery, мне написал Саша. Он говорит: «Олег, привет. Я сейчас в OZON, давай встретимся». Мы встретились, он рассказал про компанию и ее амбиции. Я спросил, на какую позицию он меня зовет. Он сказал, что разберемся, и предложил несколько направлений — продукт, маркетинг, сервис.

Он сказал, что должность CMO уже занята: он взял Петра Розански из KFC. Я отказался, но Саша предложил хороший оффер с опционами и значительной зарплатой.

Мы встретились с Петром, нашли общий язык, и чуть позже … я стал директором по маркетинговым коммуникациям — Петр ушел в Ростикс.

Олег Дорожок
Олег Дорожок

— У тебя есть люди, которые с тобой все эти пять лет в OZON?

— Да, у меня есть такие. Все работают с 2018-2019 годов, кого-то я взял в команду раньше. Моя работа сейчас — это 80% коммуникации. Во время работы у меня случился гипертонический криз, давление поднялось до 220/120. Стресс накапливался, и меня пришлось восстанавливать полгода.

— Как справлялся?

Я мало спал, по 5-6 часов, курил кальян, выпивал. Работал по 10-12 часов в сутки, приходил на работу в 9-10 утра, уходил одним из последних.

Олег Дорожок

— Это привело к паническим атакам. Не сразу обратился к врачу, но в итоге сел на антидепрессанты, стал бегать, есть здоровую еду, перестал пить и курить. За полгода восстановился.

— Почему ты не изменил свою жизнь до конца и не ушел из компании?

— Зачем? Это моя проблема, и я должен с ней разобраться. Внешний фон в целом адекватен. Я работаю в офисе и делаю свое дело, но здоровье не должно страдать.

— Какая у тебя следующая амбиция?

— Хочу иметь проекты, в которых я участвую как основатель и инвестор, вношу свою ценность и делаю компанию номер один.

На этом все, спасибо, что прочитали. Олег много чего еще рассказал, полный выпуск лежит на Boosty, первые 30 минут из выпуска на Ютубе и в ВК. Ну и не забывайте подписываться на мои тележеньки: «Из коммерса в е-коммерса» и «Коллеги, всем привет». Обнял до следующего выпуска 😘

11
Начать дискуссию