Как использовать нетворкинг для профессионального роста

Исследование Deloitte показывает, что на примерно 80% вакансий устраиваются по знакомству. Грамотный нетворкинг повышает шансы на успех в карьере, открывает новые возможности и позволяет решать сложные вопросы. Но как правильно использовать этот инструмент для своего профессионального и личностного роста?

Поговорили об этом с Анной Исаковой, DEPUTY CEO в Retail Rocket Group. Анна уже больше 15 лет выстраивает профессиональные отношения с коллегами по рынку и с помощью нетворкинга решает задачи бизнеса.

Как использовать нетворкинг для профессионального роста

Как ты пришла к мысли о том, что нетворкинг — это важно?

Я — аккаунт-менеджер до мозга костей: 15 лет в разных рекламных агентствах и коммуникационных холдингах. Затем перешла в IT, чтобы развивать это же направление. Нетворкинг — одна из ключевых опор в таком бизнесе, поскольку мы работаем с компаниями, но прежде всего с людьми.

Безусловно, никто не отменял решение бизнес-задач и выполнение KPI, но в центре моего мироздания — всегда стоит человек. А человек эффективно работает с другим человеком только в том случае, если им комфортно друг с другом общаться.

Как использовать нетворкинг для профессионального роста

Чем крепче эмоциональные связи, тем проще решать серьёзные вопросы. Например, у нас возник сложный вопрос с интеграцией у партнера Х. Партнер видит себе решение определенным образом, а мы как компания заинтересованы в том, чтобы наши продукты работали предельно эффективно, приносили пользу и были запущены в максимально оперативные сроки.

Сколько времени нужно потратить на то, чтобы обсудить критичный вопрос с партнером, где много интересантов и сложные взаимоотношения стейкхолдеров с загруженными календарями? Нужно составить письмо, описать проблему, собрать несколько встреч, презентовать решение, писать фоллоу-апы и тому подобное. Такое согласование может длиться месяцами.

Когда выстроены хорошие человеческие отношения, можно просто написать человеку: «Давай поговорим и попробуем решить вопрос вместе, без формальностей». Кейс решился за пару личных звонков с ключевыми ЛПР на стороне партнера, а затем мы просто закрепили договоренности. Все счастливы, времени потрачено значительно меньше, чем могло бы быть.

Почему нетворкинг — это базовая составляющая профессионального роста?

Нетворкинг помогает двигаться по карьерной лестнице. В последний раз я искала работу c открытым резюме в 2010 году, когда переехала в Москву. C этого момента я сменила несколько компаний, и каждый раз меня приглашали на работу люди, с которыми я познакомилась раньше. Например, в Retail Rocket Group меня порекомендовал один из моих клиентов. Спасибо ему за это огромное (Олег, привет!).

Нетворкинг — постоянный источник экспертных знаний. Ты никогда не знаешь, какой инсайт может принести тебе сегодняшняя рабочая встреча. Часто я узнаю что-то новое на одной встрече, а уже на следующей — делюсь полученным знанием с коллегами. Это помогает обстукивать полученный опыт об других людей и становиться сильнее как эксперту.

Как использовать нетворкинг для профессионального роста

Нетворкинг позволяет получать удовольствие от работы. Встречать классных людей среди партнеров и коллег всегда очень приятно. Во взрослом возрасте не так просто заводить новых друзей, потому что мы очень-очень заняты и ни на что не хватает времени.

Я, например, благодаря нетворкингу находила себе не только новых классных сотрудников в команду и заключала контракты с новыми клиентами, но и нашла себе partners in crime в занятиях йогой в 7.30 утра и в конных походах. Встретила много приятных людей, отношения с которыми уже давно переросли рабочие и стали дружескими.

Нетворкинг живет только офлайн? Или можно прийти на онлайн-конференцию и получить полезные знакомства?

Практически все серьёзные онлайн-конференции обладают инструментами для нетворкинга. Организаторы создают специальные digital-комнаты, механики, тиндеры для нетворкинга и другие возможности познакомиться с коллегами.

Также существует очень много цифровых сообществ, которые позволяют нетворкать онлайн. Например, Digital Club, E-Com Weekend Club, CRM Party Community — предполагается, что коммуникация между людьми в таких сообществах идёт 24 часа 7 дней в неделю. Здесь можно получить столько полезных знаний, советов и знакомств, что даже на конференции ходить необязательно. Просто представляешься, рассказываешь, чем можешь быть полезен, и смотришь за тем, как развивается общение.

Как использовать нетворкинг для профессионального роста

В определённые дни я мониторю ключевые сообщества и периодически поддерживаю коммуникацию на темы, которые мне важны и близки. К сожалению, у меня нет возможности делать это ежедневно, но почему-то каждый раз, когда я захожу в один из этих чатов, там начинается тема, которая мне актуальна (магия это или чуйка — я пока не решила). Например, там ищут кого-нибудь из моей компании или задают вопрос, на который я могу ответить.

Как правильно использовать интро в качестве инструмента нетворкинга?

Главные состовляющие качественного интро — искренность, честность и хорошее настроение. Если я работала с человеком, то обязательно подсвечу сильные стороны и точки развития, чтобы быть максимально честной с собеседником. Ведь тайное рано или поздно станет явным и может сказаться на моей репутации.

Как использовать нетворкинг для профессионального роста

Поэтому я стараюсь не интродюсить тех людей, с которыми не работала и в чьих профессиональных и личных качествах не уверена. Представляя кого-то, ты становишься гарантом качественного результата. Если представленный человек не оправдает надежд, то это косвенно может повлиять на отношение к тебе.

Например, если ко мне на конференции подходит девушка, которую я видела один раз в жизни, и просит её представить моему знакомому топ-менеджеру с целью что-то там продать, то я вежливо откажу.

Но бывают и другие кейсы. Если мой хороший знакомый просит порекомендовать своего человека в компанию, то я это сделаю, но обязательно уточню, что мы вместе не работали и я не могу быть уверена в его профессиональных качествах.

Это основные правила, которых я придерживаюсь, чтобы интро было этичным и экологичным.

Можешь рассказать о своем подходе к планированию мероприятий?

Чтобы нетворкинг был эффективным, он должен быть дозированным. Поэтому при планировании я стараюсь, чтобы было не больше 3 вечерних и 2 утренних мероприятий в неделю. Это позволяет мне активно нетворкать и при этом сохранять личный ресурс.

Если на неделе совсем нет мероприятий, то я стараюсь запланировать встречу с уже текущими или потенциальными партнёрами, чтобы в неформальной обстановке обсудить профессиональные темы. Это позволяет мне оставаться в форме. Здесь как со спортом: если хочешь сохранить прогресс, то не должен пропускать тренировки.

Как ты сочетаешь регулярную загрузку по нетворкингу с другими активностями?

Успевать всё и везде мне помогает годами выверенный календарь: каждый мой понедельник идентичен понедельнику на прошлой неделе, каждый вторник идентичен прошедшему вторнику и так далее.

Например, большинство отраслевых мероприятий проходят вечером четверга, редко — в среду. Поэтому я стараюсь не забивать эти дни личными делами. Я не назначу себе поход к косметологу на вечер четверга.

На утро понедельника я люблю планировать бизнес-завтраки, а на вечер пятницы — встречу с партнёрами в каком-нибудь красивом месте, чтобы начинать и заканчивать рабочую неделю на приятной ноте.

Все вечерние мероприятия я стараюсь покидать не позже 10 часов вечера, чтобы на следующее утро оставаться в ресурсе. Потому что для эффективного нетворкинга забота о себе тоже очень важна.

Как правильно выстраивать отношения?

Если у меня есть потребность во взаимодействии с конкретным человеком, то я нахожу время, чтобы поддержать эти отношения. Я выделяю в расписании время, обязательно назначаю встречу. На этих встречах у меня есть два правила.

Как использовать нетворкинг для профессионального роста

Первое правило — я ничего никому не продаю, я выстраиваю отношения. У меня есть много знакомых, с которыми мы один раз пообщались, а потом они приходят через долгое время и начинают что-то продавать. Такие сделки не выгорают. Если в какой-то момент я могу предложить услугу, которая будет релевантна запросу людей, то я это сделаю. Но не раньше.

Второе правило — общаться нужно с вниманием и уважением, вне зависимости от того, какую позицию занимает человек. У нас маленький рынок, а LTV может быть очень-очень большой.

Например, люди, с которыми я начинала 15 лет назад на суперджунских позициях, сейчас занимают позиции C-level. Где через пару лет окажется этот маркетинг-менеджер и насколько он талантлив, как бустанет его карьерный трек? Ты никогда не угадаешь, поэтому со всеми надо общаться так, как ты хотел бы, чтобы общались с тобой.

А если этого не делать, то можно оказаться в ситуации, когда этот менеджер, с которым ты не очень тактично поговорил, через 4 года окажется на C-level-позиции в небольшой компании, а ещё через пару лет уже войдёт в топ-менеджмент крупной организации и свернет какой-нибудь твой проект.

Как ты готовишься, что делаешь на самой встрече, как подводишь итоги?

До встречи — провожу разведку. Перед каждой встречей и мероприятием я формулирую основные цели: кто мне нужен и что я хочу получить на выходе с этого мероприятия.

Если это большое мероприятие, где много людей, которых я не знаю, то связываюсь с организаторами, забираю у них списки и смотрю, кто из приглашенных мне нужен. Я изучаю их социальные сети, читаю статьи, смотрю фотографии, чтобы было проще узнать в толпе.

Во время встречи — иду знакомиться. Большинству людей на конференциях не комфортно, они не знают, как начать разговор. Поэтому искреннее желание познакомиться всегда вызывает крайне позитивную реакцию. Если человек не захочет общаться, максимум, что он скажет: «Извините, я сейчас не могу». Но я с таким никогда не сталкивалась.

Здесь нет ни у кого иллюзий, мы все на этих мероприятиях для того, чтобы получать пользу и выгоду для своего профессионального развития и для развития наших компаний.

После встречи — фиксирую знакомство. Если я взяла контакт, обязательно напишу этому человеку. Скажу, что было приятно познакомиться, оставлю свои контакты, добавлю его в социальных сетях. Если были достигнуты какие-то договоренности, то зафиксирую их.

В сентябре будет Retention Day 9. Что посоветуешь?

Конференция — это вообще очень благодарная почва для нетворкинга. Ты всегда можешь обсудить то, что только что услышал, — не нужно искать повод для начала разговора. Поэтому просто слушайте доклады, фиксируйте то, что понравилось, и обсуждайте с коллегами. Это будет прекрасным заходом для начала общения.

Как использовать нетворкинг для профессионального роста

Если хотите отточить навыки нетворкинга и завести полезные знакомства, то приглашаю вас на конференцию Retention Day 9, которая пройдёт 19 сентября в 12:00 в офлайн- и онлайн-форматах. Вас ждут 9 сильных бизнес-кейсов, дискуссии на горячие темы и стратегии крупных игроков рынка.

1313
44
Начать дискуссию