Проект «Робот Пашка»: как мы запустили свой стартап и что из этого вышло

В 2013 году мы с коллегами представили свою идею на первом инвестфоруме Самарской области. Интересно, что в этом же году в сети появилось ещё три проекта по схожей тематике. Вероятно, это простое совпадение, но, возможно, именно так и работает коллективный разум. Наш проект назывался «Робот Пашка», вот его история.

Прошло уже 7 лет с момента, когда я и два моих коллеги – Илья Афансьев и Виталий Сырчиков – решили принять участие в инвестиционном форуме. Это был наш первый опыт подобного рода, да и такое мероприятие в Самаре проходило впервые.

Нам предстояло подготовить идею проекта, презентацию и желательно продукт, который можно «потрогать». В то время мы занимались разработкой сайтов для корпоративного спорта (расписания состязаний и полная статистика), поэтому решили не уходить от темы ИТ и таблиц.

У нас было 2 идеи.

Мы выбрали ту, которая была ближе лично нам.

Тогда мы были ещё студентами, поэтому возможные варианты будущего проекта лежали в плоскости нашей болезненной повседневности. После недолгих изысканий мы вынесли на обсуждение две идеи:

  • Навигация общественного транспорта

Актуальная и крутая на тот момент идея была связана с установкой GPS-трекеров в общественный транспорт с их дальнейшим выводом на «Яндекс.Карты». Звучало всё очень здорово, но у нашей команды совсем не было опыта работы с подобным функционалом. Да и федеральный форум обещал максимум 300 тысяч рублей на развитие, далеко бы мы не уехали.

  • Расписание занятий в учебных заведениях

Это личная боль каждого студента. Тогда это было и нашей болью тоже. Казалось бы, идея лежала на поверхности, но она несла в себе огромный потенциал. Наша разработка обещала стать полезной для студентов и обеспечить нам нормальный заработок.

Мы остановились на втором варианте.

«Робот Пашка» мог стать крутым помощником и для студентов, и для вузов

Что проект предлагал для студентов:

  • доступ к актуальному расписанию с уведомлениями об изменениях,
  • возможность получать персональные предложения от общественных организаций и рекламодателей,

  • возможность найти подработку или даже полноценную работу.

Наша система предусматривала базу расписаний каждого учебного заведения РФ. Чтобы найти свой график, достаточно было ввести в поиске название вуза, группу и подписаться.

Для этого предлагалось подать заявку, которая уходила на рассмотрение старосте или сотруднику учебного отдела. В нашей системе было предусмотрено несколько ролей с разным функционалом.

Например, староста мог изменять расписание и генерировать пуши, а сотрудник учебного отдела мог менять название группы, переименовывать студентов и удалять их из группы в случае отчисления. Необходимость в таком подтверждении упорядочивало систему и обеспечивало возможность монетизации проекта – об этом расскажу чуть позже.

Задачи, которые проект решал для вуза:

  • снижение нагрузки на учебный отдел,
  • снижение процента пропуска учебных пар (хотя все мы понимаем, что пары пропускают совсем не от того, что не знают расписание),
  • своевременное уведомление каждого студента о предстоящих мероприятиях.
Архитектура проекта
Архитектура проекта

Что проект решал для бизнеса

А сейчас как раз о деньгах. Мы предлагали возможность работодателям оставлять в выходных днях ссылки на вакансии. Можно было выбрать курс, факультет, группу. Вы можете быть рекламным агентством, которое ищет промоутеров, или архитектурным бюро, которому требуются молодые таланты. Вариаций множество.

А ещё у нас была адресная доставка рекламных объявлений (скидки для студентов, тематические вечеринки, дискотеки в клубах и многое другое).

Нейминг — как мы выбирали название

Как корабль назовёшь, так он и поплывет… Но мы проигнорировали старика Врунгеля и решили рассматривать самые нереальные идеи. Среди всех вариантов нашими фаворитами оказались следующие: «Единая База Расписаний» (ЕБР), «Все расписания» и «Робот Пашка». Мы остановились на последнем.

Эта идея показалась нам оригинальной. В нашей компании не было никого по имени Паша. К тому же Пашка почему-то проассоциировался с пышкой, а это казалось милым и дружелюбным.

Расписание группы
Расписание группы

Презентация прототипа

Идею мы прорабатывали зимой 2013 года, а первые наработки сделали к 1 апреля того же года. К этому моменту у нас уже была декстопная версия с хромой админкой и такой же функциональностью. Этого было достаточно, чтобы представить идею на форуме в июне.

Мы заняли третье место и получили 150 тысяч рублей (-13%) на развитие проекта. Бюджет оказался весьма скромным — куда больше денег мы потратили на разработку прототипа. Но главным было не это. Подобные форумы дают не столько финансовую, сколько административную поддержку. Именно благодаря ей мы организовали собрание ректоров самарских вузов и рассказали о проекте.

Мы не просили у них денег. Всё, что нам было нужно, — спарсить расписания или подключиться к базе вуза, чтобы выгружать расписание через API (было у нас и такое).

Помню, как ещё до начала форума я ходил по одному университету, и меня задержала служба безопасности. Всё из-за того, что я представлялся стажёром учебного отдела и дёргал старост групп прямо во время занятий. Кто-то на меня пожаловался, и через три часа меня схватили, провели строгую беседу и попросили больше не появляться. Но мы появились снова.

Наша команда

В команде было 4,5 человека:

  • разработчик (1,5 человека - главный разработчик и разработчик с коммерческих проектов, который корректировал, вносил мелкие правки),
  • дизайнер,
  • специалист по коммуникации (общение с учебными заведениями),
  • модератор (наполнение расписания, обработка тикетов).
Мобильная версия
Мобильная версия

Проект пришлось свернуть…

Основным источником дохода оставался наш другой проект — UPS Sport. Как я уже отметил, мы разрабатывали сервисы для корпоративного спорта. Но к этому времени количество заказов на основном проекте резко сократилось. Это было ожидаемо, ведь фокус внимания мы перевели на новый продукт. В итоге наш финансовый поток практически иссяк, и команду пришлось распустить.

Работать на голом энтузиазме в 21–22 года можно, но до тех пор, пока у тебя есть деньги на проезд.

Наши ошибки

Мы пробовали участвовать в других форумах и подобных мероприятиях. Оказалось, что совсем не просто получить инвестиции, если ты уже был победителем. И никого не волновало, что твоя победа была эквивалентна всего 150 тысяч рублей.

Хотя если признаться, можно было действовать более активно и с напором. Мы горели идеей сделать идеальный продукт и собирались только после этого начать продажи. Думаю тогда, помешала скромность, молодость, отсутствие опыта.

Это был классный эксперимент, который многому нас научил. Лично я сделал выводы и уж точно не опустил руки. Впереди новые амбициозные проекты, и сейчас я уверен: в следующий раз этот опыт обязательно поможет мне добиться бОльшего.

P.S. На самом деле, впал в глубокую депрессию на 1,5 года

При создании материала выражаю благодарность Яне Хан.

44
4 комментария

Дружище, вы приобрели бесценный опыт, который послужит надежным трамплином в будущем! Не надо депрессовать, так можно упустить новые возможности ;)

2
Ответить

Бошка

Ответить

Брендирование огонь

Ответить

Планирование занятий это реальная головная боль Вузов! Создайте аналог РекторВуз, но не за 5000р!

Ответить