Как компания по разработке автокомпонентов пережила карантин и какой опыт мы получили на удалёнке

Как компания по разработке автокомпонентов пережила карантин и какой опыт мы получили на удалёнке

Когда у вас в штате 2500 человек в четырёх городах, а сотрудникам для работы нужно кое-что большее, чем ноутбук, работа из дома кажется невозможной идеей. Рассказываем, как мы бросились в пучину удалёнки и какие уроки из этого вынесли.

Сразу скажем: всех отправить по домам у нас не получилось по объективным причинам. НПП «Итэлма» – компания, которая занимается разработкой электроники для автомобилей и обслуживает несколько крупных заказчиков (автоконцерны, компании пассажирского транспорта и т.п.). Базируемся в Москве, Тольятти, Димитровграде и Владимире.

Кое-что из нашей работы
Кое-что из нашей работы

Мы делаем автомобильную электронику, системы управления двигателем, гаджеты для приборной панели, навигацию и много всего другого. Несмотря на то, что во время карантина все автопроизводители в той или иной степени снизили темпы работы, полностью конвейер никто не останавливал, а значит, партнёры ждали наши компоненты. Поэтому главной задачей было отправить по домам как можно больше людей, часть сотрудников, в том числе производство, продолжали приезжать в офис.

Быстрый переход

Людей отправляли «волнами»: сначала тех, кто старше 60 и с хроническими заболеваниями, затем уже остальных – всех, кто может выполнять свои обязанности из дома. Производство отправить на самоизоляцию, конечно, не могли, но ввели меры безопасности. Чтобы меньше человек находилось в одном помещении, изменили график рабочих смен. Соблюдать рекомендованную дистанцию в 1,5 метра на производстве возможно не всегда, поэтому там постарались организовать максимально безопасное пространство: антисептики, разметки, информационные плакаты, измерение температуры и т.п.

Производство не отправишь в онлайн
Производство не отправишь в онлайн

С офисными сотрудниками тоже было не всё так просто, часть из них использует в работе не только ноутбук, но и специфическое оборудование, которое нужно было не только доставить домой, но и как-то разместить там, чтобы не нарушать «домашний комфорт». Это была горячая пора для наших сисадминов: они оперативно настраивали всем удаленный доступ к рабочим компьютерам, помогали с различными программами и инструкциями для сотрудников.

Эффективность без личных встреч

Для рабочих совещаний мы организовали конференц-связь Microsoft Teams – её функционал нам вполне подошёл. Главное новшество самоизоляции – это то, что в компании появилось оперативное краткосрочное планирование на две недели и отчёт по итогам работы за этот период. Мы обсуждали его ещё до коронавируса, но всё шло медленными темпами. Вынужденная удалёнка оказалась отличным поводом, чтобы внедрить систему и отшлифовать её. Мы распределили частоту совещаний, отчетов, и всё заработало, стало легче и проще. Больше всего мы стремились сохранить эффективность процессов, и нам это удалось.

В офисе пусто, но работа идет
В офисе пусто, но работа идет

А вот, что изменилось точно – это командировки. Если раньше у нас много сотрудников часто ездили в командировки к клиентам – на заводы и в офисы, то в новых условиях все встречи перешли в онлайн. Сотрудники проявили удивительную гибкость: они легко смогли подстроится и не только организовать свою работу дома, но и суметь балансировать между офисом и домом в ситуациях, когда это было необходимо.

В результате сейчас, когда период самоизоляции закончился, в компании стали говорить о новом формате работы. Появилась идея об «аренде» рабочих мест – создании некоего коворкингового пространства на базе компании. Да, есть сотрудники, которые по своим задачам неотрывны от офиса, но есть и другие – и их большинство – которые могут и хотят большую часть времени работать удаленно. Для них сохраняется возможность забронировать себе место в офисе и приехать в нужный им день – для встреч, обсуждений, работы с оборудованием. Сейчас мы активно обсуждаем эту концепцию.

Виртуальная поддержка

Во время «удаленки» сильно не хватало личного неформального общения. Чтобы поддержать корпоративных дух, мы запускали разные онлайн-активности. Многое из того, что мы придумали на карантине, осталось с нами до сих пор.

В период самоизоляции мы увеличили количество корпоративных рассылок в два раза. Делали дайджесты внутренних новостей, собирали советы психологов и подборки интересных идей для досуга всей семьи. Ещё запустили онлайн-тренировки с профессиональными тренерами и создали телеграм-чат с нерабочими темами. Он стал местом для неформального общения не только с коллегами из своей дирекции, но и с другими отделами и подразделениями. До сих пор обсуждаем в нём нерабочие вопросы, делимся историями из жизни, знакомимся с коллегами, с которыми не пересекаемся в офисе.

Ещё у нас были фотоконкурсы в стиле «кто организовал лучшее рабочее место на дому» и ежедневная лотерея. Каждый день двое сотрудников независимо от должности получали подарок от компании – набор пирожных и веселую открытку – всё с доставкой на дом. Так мы пытались сохранить командный дух и приободрить сотрудников, сидящих в четырех стенах. И судя по обратной связи – у нас это получилось.

Что по итогу

  • Самый главный вывод для нас – работать в удаленном режиме можно! «Итэлма» никогда в своей истории не сталкивалась с удаленкой. Да, у нас были командировки, в исключительных ситуациях люди могли «работать из дома», но в целом – это совершенно уникальный опыт для нас. Мы не были уверены на 100% , что всё увенчается успехом, но оказалось – зря. Мы все справились, смогли организовать свой быт и остаться эффективными. Поэтому, обращаясь назад, хотелось бы пожелать самим себе отнестись к этому переходу с меньшим скептицизмом и с большей верой в успех, пожалуй, это помогло бы нам развернуть весь процесс и закончить его быстрее.
  • Можно сказать, что мы стали в каких-то вопросах смелее и увереннее: теперь знаем, что у нас получается в короткие сроки адаптироваться к новым условиям.
  • Мы смогли внедрить новые техники взаимодействия, которые раньше только обсуждали. Испытали двухнедельное планирование – это оказалось удобно и эффективно, и многие процессы в компании стали более организованными.
  • Самоизоляция закончилась, но мы остались на удаленной работе там, где это возможно. Сейчас сотрудники выходят в офис чаще, но всё ещё важно сохранить там минимальное количество человек – в основном у нас открытые пространства.
  • Мы сохранили онлайн-тренировки и неформальный телеграм-чат – оказалось, что они востребованы не только в период самоизоляции и хорошо работают на сплочение команды.

А изменилось ли что-то в вашей компании после окончания периода самоизоляции?

33
11 комментариев

Отличная реализация! Как быстро смогли перевести офис на удалёнку? И планируете ли полностью возвращаться с удалёнки?

1
Ответить

Спасибо! Перевелись очень быстро, буквально в считанные дни. Сейчас обсуждаем концепцию «коворкинга» в офисе. Но загадывать пока не будем. 

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

А нам приятны ваши слова. Спасибо! 

Ответить

удивительно
падение по автопрому у нас -50%, по-моему. Поправьте, если ошибаюсь. Автоагрегатные заводы сейчас в глубокой жопе, причем еще с 3 квартала 2019. Это-факт. И тут вы такие все в белом.

Насколько в результате проведенных мероприятий возросли прибыль и объем продаж за апрель-июнь 2020 по сравнению с 2019? Были ли сокращения? 

Или весь пост ради рекламы Microsoft Teams и чата в Телеграм?

Ответить

Действительно по официальными документами, выпущенными Правительством РФ, автомобильная отрасль была внесена в список отраслей экономики, наиболее пострадавших от распространения новой короновирусной инфекции. 
Так как НПП ИТЭЛМА не является публичной компанией, то мы не можем раскрывать коммерческие и финансовые показатели. Но при этом и не будем говорить, что у нас не было увольнений. В кризис всегда главным фактором становится эффективность. Поэтому мы, как другие компании, пересмотрели многие аспекты нашей работы, сокращали расходы, которые можно сократить и оптимизировали процессы. Действительно, пришлось расстаться с некоторыми нашими сотрудниками и это были крайне непростые решения. Но при этом, мы продолжали и продолжаем развиваться. Сейчас нет активного роста компании, найм в штат осуществляется с процессом согласования и взвешивания всех ЗА и ПРОТИВ в текущих условиях для компании и для конкретного проекта, которым будет заниматься новый сотрудник.
По нашим прогнозам, ситуация на рынке улучшится к концу года. Разумеется, говорить о том, что она будет лучше, чем в 2019 году в такой же период пока не приходится, но мы надеемся на лучшее и тогда, конечно, снова откроем активный набор сотрудников, как это было до пандемии. 

Ответить

Обязательно схожу на собеседование. Вдруг получится? 

Ответить