Как устроиться на работу начинающему специалисту: разбор откликов и резюме

PR-менеджер Домашней школы InternetUrok.ru Ксения Славщик анализирует свой опыт с двух сторон — соискателя и работодателя — и делится выводами. Разбор основных ошибок начинающих специалистов с реальными примерами, советы и лайфхаки.

Как устроиться на работу начинающему специалисту: разбор откликов и резюме

Дисклеймер: статья предназначена для тех, кто только начинает карьеру, и автор не претендует на звание гуру HR.

Прежде расскажу немного о себе, чтобы было понятно, стоит ли ко мне прислушиваться.

Опыт соискателя

С 2019 года я официально работала в:

  • InternetUrok.ru (текущее место работы) — библиотеке видеоуроков и Домашней школе;
  • общественно-политической телепередаче на телеканале «Россия 1»;
  • архиве ВГТРК;
  • журнале Минсоцразвития МО «Социальная защита»;
  • журнале Минобразования МО «Открытый урок».

Я получала офферы от:

  • агентства «РИА Новости»;
  • канала RT.

Меня приглашали на собеседование в:

  • Европейский банк реконструкции и развития в Лондоне — в итоге взяли другого кандидата, поскольку у него, в отличие от меня, был европейский вид на жительство, а это существенная экономия для компании;
  • Forbes — я просто предпочла остаться там, где я есть;
  • Tinkoff — я настаивала на удаленке, и поначалу в компании согласились, но потом нашли сотрудника в офис.

Могу сказать, что мне никогда не приходилось подолгу искать работу и я всегда занималась чем-то интересным. Мне очень близка социальная тематика, поэтому я работала в журналах об образовании и соцзащите. Я мечтала работать на федеральном ТВ и смогла туда устроиться. Когда же телевидение разочаровало меня и я растерялась, куда расти дальше, меня позвали в InternetUrok.ru и я внезапно обнаружила, что мое призвание — это PR.

Опыт работодателя

Еще в феврале 2020 года в InternetUrok.ru направление PR было совершенно сырым, а я и подумать не могла, что смогу чего-то достичь в этой новой для себя сфере. Спустя 5 месяцев и 30 публикаций в таких ведущих СМИ, как «Коммерсант», «РБК», «Профиль», «Российская газета», а также на радио «Маяк» и «Бизнес FM», стало понятно, что у меня что-то получается.

Тогда руководство сделало мне предложение, от которого я не смогла отказаться: взять сотрудника в помощь. Вскоре я составила описание вакансии, тестовое задание, разместила на HeadHunter через нашего HR-а и стала ждать. Почему-то я думала, что получу 2-3 отклика, и то через месяц. Но уже к исходу второго дня у меня на руках было 11 откликов и кипа распечатанных резюме.

Итак, на что же я обращала внимание при отборе?

Сопроводительное письмо

Нужно ли писать сопроводительное письмо? Как говорится, по одежке встречают (а по уму провожают). Так вот, для меня эта самая одежка — это сопроводительное письмо.

  • Если оно есть, это преимущество.
  • Если оно написано явно под копирку, то по крайней мере лучше с ним, чем без него.
  • Если его нет, то возникает впечатление, будто соискатель просто нажал на кнопку «откликнуться».

Какие фразы выдают шаблонное письмо:

  • «Меня интересует работа в вашей компании» — по крайней мере можно потрудиться и подставить название компании, а дальше аргументировать, почему именно здесь хотелось бы работать. Проявите немного воображения, попробуйте найти преимущества.
  • Просто общее описание своего опыта. Например: «Я работала в крупной международной компании, в которой коммуникация велась в основном на английском языке» — это звучит просто прекрасно, но в нашем случае этот опыт не имеет ни особой ценности, ни возможностей для применения.

Что не стоит писать:

  • «Мне срочно нужна работа» — нет и сразу нет! Можно с человеческим участием относиться к любым жизненным ситуациям, но конкретно в данном случае это читается как «мне неважно, где работать, нужны деньги» — а мы, как уже сказано выше, ищем «долгосрочные отношения».
  • «А еще я пишу стихи» — это реальный случай. Поскольку мы не ищем штатного поэта, эта информация не дает никакого преимущества кандидату и при этом заставляет задуматься, что творится в его сознании. Конечно, я с радостью ознакомлюсь с творчеством — но уже своего коллеги. Кстати, из той же сферы «права категории B» — это лишняя информация, если вы, конечно, не собираетесь собеседоваться на позицию водителя.
  • «Позиция в вашей компании дала бы ценный опыт» — мы-то знаем, что работа у нас принесет ценный опыт, но вместе с тем эта фраза звучит так, будто человек не собирается здесь работать дольше, чем того требует получение этого самого опыта. Нам же нужен сотрудник, который готов расти вместе с нами и играть вдолгую.
  • «Я очень творческая личность, внутри меня креативный шторм» — если в описании вакансии прямым текстом не сказано, что в вас должен бурлить неудержимый поток креативной энергии, то лучше воздержаться от лишней образности и оставаться в пределах деловых стандартов.

О чем действительно стоит написать:

  • О своих сильных сторонах. Перечитайте описание вакансии и хорошо подумайте, какие ваши преимущества привлекут работодателя. Например, я ищу PR-специалиста и один из соискателей в сопроводительном письме пишет: «У меня есть личная база контактов в СМИ». Моя первая реакция: «Это же круто, давай к нам!»
  • О любых соприкосновениях со сферой. Вы прошли курсы по теме или у вас есть соответствующие публикации — обязательно коротко расскажите об этом, дайте ссылки (если это соцсети, удостоверьтесь, что пост открыт для прочтения). Чем меньше у вас опыта, тем больше на руку вам сыграет тот, который уже есть.

Когда сопроводительное письмо обязательно:

  • Если вы очень хотите эту работу. Наличие сопроводительного письма, как уже сказано выше, будет преимуществом на фоне кандидатов без него.
  • Если ваш опыт в резюме довольно-таки далек от желаемой вакансии. Сопроводительное письмо — это возможность ответить на вопросы «почему именно я нужен вам» и «почему вы нужны мне». Например, соискатель несколько лет проработал в сфере лайфстайла и моды, а тут вдруг подался в сторону IT, EdTech и онлайн-образования — может быть, он недавно прошел соответствующие курсы, или уже давно интересуется темой, или даже написал несколько статей об этом?
  • Если вы откликаетесь не через сервисы наподобие HH, то обязательно напишите что-то о себе и приложите к письму резюме. Если резюме нет (а лучше, чтобы было), то вас спасет подробное описание максимально релевантного опыта и интересов. Может быть, здесь более опытные посмеются, но мне действительно приходилось просить

Еще советы

Письма

Настоятельно рекомендую всем научиться основам деловой переписки. Один из кандидатов писал мне на почту в духе «Здравствуйте, хотел бы узнать о вакансии». Кто узнать, что узнать?

Элементарная вежливость: приветствие, «спасибо», «пожалуйста», «до свидания» — это все в принципе можно отбросить в дружеском общении в соцсетях, но все еще принципиально важно в деловой коммуникации, в том числе в вопросах трудоустройства.

Примерная структура письма:

Добрый день / Здравствуйте, {если известно, Имя или Имя и Отчество адресата}!

{Тело письма}

С уважением,

{Ваши Имя Фамилия}

{Ваши контакты: мобильный, почта}

Соцсети

XXI век — век технологий и открытой информации. Фотками в купальниках уже никого не удивишь, кроме, разве что, барнаульской школьной администрации. И все же с соцсетями стоит быть немного осмотрительнее.

Бывает так, что соискатель претендует на позицию SMM-щика, копирайтера, PR-менеджера, а у себя в соцсетях пишет крайне безграмотно. Парадоксально, но факт.

Или смотрю резюме — все нормально. Вбиваю имя в поиск ВКонтакте, нахожу страницу, а там подписки на группы с эротикой, репосты с расистскими мемами или каждое второе фото чересчур откровенное — я не шучу, у меня были и такие соискатели.

Поэтому дружеский совет: если вы ищете работу, почистите немного соцсети, покопайтесь в настройках приватности, скройте некоторые подписки. Особенно это важно для сферы массовых коммуникаций, а также для крупных компаний, которые заботятся о репутации и корпоративной этике.

Резюме: чего не хватает

  • Описание компании. Одно дело, если вы работали, например, в Роскосмосе или в РБК. Другое — если ваша компания не на слуху. Все эти названия типа «что-то там Group» или «кто-то там International», как правило, ни о чем не говорят. Будет легче оценить релевантность опыта кандидата, если в описании будет хотя бы коротко написано: «коммуникационное агентство», «консалтинговая фирма». Ведь имея на руках 10 резюме, вряд ли я стану гуглить каждую компанию.
  • Описание обязанностей. Очевидно, но факт.
  • Описание достижений. Об этом пишут не все, а зря. В одном из резюме меня зацепило, что соискательница из-за опоздания ведущего целый час сама вела мероприятие — мощно же.
  • Цифры, статистика. Львиную долю достижений можно выразить в цифрах. Примеры: «50 упоминаний в СМИ за 1 год работы», «написано 60 статей», «организация мероприятия на 150 человек», «увеличение количества подписчиков в 2 раза за 3 месяца», «рост KPI на 10 % на протяжении 4 месяцев» и т. п. Сейчас во многих компаниях премия или нефиксированная часть зарплаты рассчитывается исходя из различных показателей и метрик, поэтому умение оценить свой труд с помощью цифр может прибавить вам не только веса на рынке, но и денег в кармане.

Немного о личных ощущениях

Здесь мне пригодился бы совет опытных читателей. Когда я поняла, что некоторые кандидатуры совершенно не подходят, передо мной встал выбор:

  • игнорировать отклик;
  • составить текст для отказа.

Конечно, гораздо проще проигнорировать, но мне кажется, что это не очень вежливо. К тому же PR — это еще и про образ компании. А какой образ формируется у компании, которая ничего отвечает на отклик кандидата? Поэтому я написала текст для отказа. Но я чувствую себя последней сволочью в тот момент, когда говорю «нет», и еще большей сволочью, когда объясняю, почему нет. Как с этим бороться и вообще как лучше быть? Игнор или письменный отказ? Пишите в комментариях!

55
8 комментариев

Суть статьи: девушка 2018 года выпуска, работающая официально с 2019 года, при том, что текущее место работы уже пятое по счету, рассказывает, как она отсеивает кандидатов по резюме, потому что они не настроены на «долговременное сотрудничество». А еще ее звали в Форбс, но она не пошла, подумаешь, Форбс. Кем звали, увы, не рассказала. Мировая слава - спасибо, нет.

5

Может быть 4 места были стажировками и практиками. Вполне нормально тогда.

1

С целью принести пользу читателям и Автору, а не охаять его:
1.Не подходящих просто в игнор. Экономия времени, а образ компании в глазах игнорируемых - не является весомым.
2.В игнор пишущих с почты, в логине которой volchica@, mimimi@,  pusechka@ и прочие зверушки.
3.«Здравствуйте, хотел бы узнать о вакансии».  - Это боль, да.
4.И про звонки:
"Здравствуйте, прочел о вашей вакансии, она открыта?"
Двуходовка (таким не приходит в голову):
- если ответ "открыта" - почему сразу, вместо звонка не отправлено резюме?
- если ответ "закрыта" - зачем звонил?
5.Уберите абзац "почистите немного соцсети, покопайтесь в настройках приватности, скройте некоторые подписки."
Зачем помогать неадекватам выглядеть лучше?

Поэтому, соискателям: перед прочтением, сотрите мой комментарий.

2

Пункт 4 - куда слать резюме, если в контактах указан только телефон?

1

Борис, спасибо за ценные дополнения! 

По 5 пункту — да, резонный вопрос :)