“Обучать других людей - моя стихия”: история основательницы репетиторского центра

Анастасия Радюк училась на экономиста, но подработка репетитором позволила осознать свою миссию - делиться знаниями с другими. Теперь Анастасия основатель и руководитель центра подготовки к тестированию “Формула ЦТ”, в котором ежегодно улучшают свои знания более 500 студентов. Про то, как выстраивался этот путь, сложности сферы и новый проект, направленный на студентов “Вышка” - этот материал.

“Обучать других людей - моя стихия”: история основательницы репетиторского центра

Работать начала уже с 16 лет

- Впервые я стала подрабатывать еще в 10-м классе, была менеджером по продажам в мебельном салоне. Там я поняла, что люблю общаться с людьми и не могу сидеть целый день за компьютером. С 1-го курса университета, когда училась на коммерческой деятельности в БГЭУ, стала заниматься репетиторством по английскому языку.

Язык я изучала с самого детства - проходила разные курсы, занималась с учителями, ездила с семьей за границу и общалась там. Параллельно, когда начала преподавать, вступила в международный Клуб преподавателей английского, его вела профессор из Кембриджа.

Спустя год работы поняла, что нужно как-то оптимизировать свое время, и стала проводить уроки для 2-3 школьников сразу. Сама я училась на очном, а во второй половине дня у меня могло быть по 3-4 ученика. Клиенты приходили по “сарафану”, сначала я ездила к ребятам домой, потом они стали приезжать ко мне.

Уже тогда понимала, что мой заработок напрямую зависит от меня. И если я заболела или уехала в отпуск, то деньги не поступают. Начала задумываться про свое дело, но идеи, чем именно заниматься, пока не было.

“Обучать других людей - моя стихия”: история основательницы репетиторского центра

С четвертого курса, когда началась практика в университете, я работала уже по 6 дней в неделю, один день оставляла себе на выходной. Кроме обычных занятий, начала брать подготовку к экзаменам, в том числе к международным. Одна ученица, которая занималась со мной 3-4 года, поступила в итоге в американский колледж в Испании. А другая сдала международный экзамен и поступила в Германию.

За часовой урок в начале работы я брала около $7, через полгода стала брать по $9. Позже групповое занятие стало стоить от $10, индивидуальное - $15. На первых курсах я зарабатывала $300-$500 в месяц, к окончанию и магистратуре уже $1000 - $1500.

Поняла, что найм - не мое

Еще во время магистратуры я устроилась работать по специальности, экономистом. Проводить весь день за компьютером мне не нравилось, я скучала по общению с людьми. К тому же зарплата была раза в три меньше, чем я привыкла получать репетитором - около $300-400 в месяц.

После 8 часов в офисе я приезжала домой и еще занималась с учениками, все выходные тоже давала уроки. Через 2 месяца поняла, что продолжать работать по специальности не хочу и ушла. Тогда же задумалась: как мне максимизировать свой доход?

Не только английский

В 2017 году я заканчивала магистратуру и как-то одна из мам моих учеников попросила меня позаниматься с сыном-третьеклассником и другими предметами - русским, белорусским, математикой. Договорились, что она будет платить как за уроки английского, а мы 3 часа будем заниматься другими предметами.

“Обучать других людей - моя стихия”: история основательницы репетиторского центра

Поняла, что это потребность многих обеспеченных семей - они готовые платить деньги за то, что я просто будут делать домашнее задание с их ребенком. Я стала смотреть в сторону организации частной “продленки” и в 2018 году открыла свой первый бизнес - центр по подготовке к школе. У нас занимались малыши 4-5 лет, а еще была “продлёнка” для ребят начальных классов, некоторых мы даже забирали из школы.

Я наняла двух учителей начальных классов, они делали с детьми домашние задания и вели курс подготовки к школе - учили цифры и буквы, проводили “развивашки”. Сама я вела в этом центре английский. В первый год у нас было около 30 учеников и даже не было какого-то брендового названия, назывались просто “Школа подготовки домашнего задания”.

Остаться в репетиторстве

Через год я осознала минусы этого бизнеса: малыши часто болеют, а родители относятся к занятиям несерьезно и могут их пропускать по разным причинам: “Бабушка к себе забрала”, “Мы на этой неделе едем в отпуск”, “Были на даче”. Из-за этого доходность группы была невысокая, я получала от бизнеса около $300 в месяц. И в мае 2018-го, через год работы, я распустила детей на лето и закрыла центр.

Не смотря на все сложности, понимала, что обучение других и передача своих знаний - мое предназначение. Этот процесс мотивирует меня, заряжает и дает мне невероятное количество энергии.

“Обучать других людей - моя стихия”: история основательницы репетиторского центра

Нашла перспективную нишу

Пока я размышляла, что делать, мне позвонила моя мама и попросила найти репетиторов для младшего брата: он как раз поступал в университет и собирался сдавать ЦТ. Я стала уточнять у знакомых репетиторов - групповой урок стоил $15, индивидуальный - $20, и все были загружены работой.

В 2019 году частных курсов было мало, и мест в них в августе почти не осталось. Тогда в основном готовились к поступлению при университетах: преподаватель приходил с книгой, читал материал и уходил - ни индивидуального подхода, ни проверки знаний! Подготовиться там могли только очень мотивированные дети с уже хорошей базой.

“Обучать других людей - моя стихия”: история основательницы репетиторского центра

Я довольно быстро сообразила, что в этом есть большая потребность и хороший спрос: в августе все ищут подготовку к ЦТ! Поняла, что это отличная ниша для меня:

  • эта самая тема образования, которая меня так драйвит;
  • в образование детей люди готовы вкладываться всегда, это практически услуга первой необходимости.

Время действовать - так стартанул центр “Я сдам”

Так как скоро начинался учебный год, времени думать особо не было, нужно было действовать. Понимала, что если я не откроюсь сейчас, то потеряю целый год! К тому же мне хотелось создать качественный продукт как для брата, так и для его друзей-одноклассников.

Сайт я написала сама “на коленке”, мне показали, как собирать его из блоков. С двумя подружками-репетиторами мы за пару дней придумали блоки для сайта, слоган и название “«Я сдам”. Забавно, что мой номер с этим названием сохранился у некоторых людей до сих пор, и, когда я звоню им, мне говорят: “О, вы наверное риэлтор, у меня высветилось “Я сдам”!”.

“Обучать других людей - моя стихия”: история основательницы репетиторского центра

Практически сразу начала проводить собеседования с преподавателями. Так в первый год мы запустили 5 основных предметов - русский, математику, английский, химию и биологию.

Моим главным преимуществом как руководителя было то, что я понимала потребности не только детей, но и учителей. Я сама была репетитором и знала, что им важна стабильность, высокая загрузка и чтобы их не донимали, как в школе, всякими ведомостями и журналами.

Нужна была простая, удобная и понятная система работы без траты времени на общение с родителями. Что касается учеников, я понимала, как их заинтересовать. Я знала, что учить детей нужно ярко, красочно, на современном языке, с мемами, с гифками.

Вот что понадобилось для запуска школы:

1. Помещение на 2 учебных класса мне предоставили на первый год на льготных условиях, около $250 в месяц;

2. Мебель б/у закупили на Куфаре, отдали за все $500-$600;

3. Зарплату учителям платили с проданных абонементов, 15-го числа следующего месяца за предыдущий.

Как выбираем преподавателей

До сих пор у нас довольно жесткий отбор учителей, благодаря чему сохраняется высокий уровень преподавания. Поделюсь своей системой отбора:

Этап 1. Анкетирование и знакомство. На этом этапе мы общаемся, я смотрю на образование, трудовой и педагогический стаж, опыт работы.

Этап 2. Тестирование. Я размышляла логически: “Если преподаватель не может сам пройти тестирование, как он может подготовить к нему ученика?”.

“Обучать других людей - моя стихия”: история основательницы репетиторского центра

Этап 3. Пробный урок. Бывает, что учитель сам знает материал на 100 баллов, но он не может качественно передать эти знания, понятно и интересно объяснить на языке подростка. Когда я нанимала первых учителей, я собрала брата и его друзей, сказала: “Слушайте урок, оценивайте”, а после дала им заполнить анкету: чтобы понять, насколько им понравился учитель.

На основе совокупности трех факторов я и принимала решение о том, кто будет у нас работать. До сих пор это рабочая схема, только пробные уроки проходят в онлайн-формате - оцениваем, как преподаватель использует все современные инструменты работы, как пользуется Zoom, онлайн-доской, трансляцией презентаций.

Проработали год и… наступил ковид

В первый год у нас было порядка 50 учеников, все одиннадцатиклассники, занимались они раз в неделю 120 минут. Но пройти за это время всю программу было сложно, поэтому уже со второго года занятия шли 2 раза по 90 минут.

Клиенты сразу приходили в основном по “сарафану”, к тому же как репетитор я была зарегистрирована на всех тематических порталах. В первый год мы даже Instagram не развивали и не размещали рекламу. Так мы отработали 2019/2020 учебный год и наступил ковид.

Для нас это стало даже преимуществом - конкуренты работали несколько лет и им было сложнее перестроиться, а мы сразу понимали важность онлайна. Март, апрель и май 2020 года мы провели в Zoom. Летом 2020 года, чтобы было комфортно работать в онлайне, мы потратили около $3500 на образовательную платформу.

Ребрендинг, расширение и рост: второй год работы

Летом 2020 года мы готовились ко второму году обучения и переехали в большое помещение с 6-ю учебными классами с красочными рисунками на стенах из сериала “Рик и Морти”, оборудованной кухней. Закупили мебель, телевизоры. На все это обустройство потратили около $5000. По сути, всю прибыль первого года я пустила на масштабирование центра.

“Обучать других людей - моя стихия”: история основательницы репетиторского центра

Тогда же мы сделали ребрендинг и стали называться “Формула ЦТ”. Мы придумали наш текущий логотип, полностью переделали сайт, завели Instagram, запустили таргетированную рекламу в соцсетях и контекстную рекламу в Google и Яндекс. Также работала реферальная программа - те, кто уже выпустился, активно нас рекомендовали.

Благодаря всем усилиям за второй год работы мы выросли в 3 раза

Если в первом году работы центра я еще брала учеников как репетитор, спала по 6 часов и работала в выходные, то сейчас я была настолько занята развитием бизнеса, что стала постепенно отказываться от репетиторства.

Партнерство на 2 года

Во второй год работы в бизнес добавился партнер. На нем был маркетинг, он занимался сайтом, дизайном, креативом и всей технической частью - обслуживание разных сервисов, подключение интеграций. На мне была организация учебного процесса: найм и адаптация сотрудников, продажи и работа с клиентами.

“Обучать других людей - моя стихия”: история основательницы репетиторского центра

Мы много чего внедрили:

  • CRM-систему, чтобы в нужное время клиентам уходила ссылка на оплату и приходило СМС с уведомлением;
  • онлайн-чат на сайте;- прописали регламенты;
  • курс обучения на нашей образовательной платформе для сотрудников и менеджеров.

Мы выстроили все процессы максимально автоматизировано и вдвоем закрывали все вопросы бэк-офиса. Первый менеджер появился у нас только в конце 2021 года.

Растем и масштабируемся

Летом 2021 года открыли второй филиал в центре города с 5-ю учебными классами, кухней и административным помещением. На ремонт потратили около $1500, а аренда и коммуналка стоили около $1300 в месяц.

“Обучать других людей - моя стихия”: история основательницы репетиторского центра

Набрали большую команду и стали работать ещё активнее. Сарафанное радио стало работать в разы лучше, нас постоянно рекомендовали бывшие ученики. Их высокие результаты - наша лучшая реклама.

У нас четко построена система обучения: ведется видеозапись всех занятий (очных и онлайн), в случае отработок ученики пересматривают запись и выполняют все задания на платформе, там же есть все электронные конспекты, тесты, домашние задания. Платформа все проверяет автоматически, преподаватели не тратят на это свое время, но отслеживают результаты.

“Чем заниматься, когда все работает без тебя?!”

В 2022 году у меня начались личные сложности - выгорание и практически депрессия. Причем такое чувство было только с ноября по апрель, когда ученики набраны, преподаватели и менеджеры работают, системы автоматизированы, всё запущено и функционирует практически в автономном режиме.

Я приезжала в офис на несколько часов и уезжала, потому что моя помощь там была не нужна. Да, я ездила отдыхать 4 раза в год, занималась различными хобби, каталась на лыжах, играла в сквош, ходила в спортзал. Но поняла, что пресловутый “выход из операционки” - это не для меня, мне надо быть чем-то занятой. Сейчас стараюсь соблюдать четкий жизненный баланс, чтобы у меня были силы для ежегодного летнего “рывка”, когда мы набираем учеников на год.

Не только обучение

На сегодня у нас уже занимаются не только одиннадцатиклассники, но и школьники 10 классов по 9 предметам. У нас есть годовые и полугодовые программы. Недавно внедрили интенсив-группы на 2−3 месяца перед сдачей ЦТ, где много практики по тестам перед экзаменами. Еще запустили летние группы по основным предметам.

“Обучать других людей - моя стихия”: история основательницы репетиторского центра

Кроме обучения, внедрили услугу профориентации для подростков - эта услуга помогает выбрать специальность по душе и четко определиться, куда поступать и какие предметы сдавать. Также стали продавать записи разборов важных тем и репетиционных тестирований, можно отдельно купить доступ к нашей образовательной платформе, где вся база материалов.

Обязательно в конце года проводим выпускной, на него приезжают даже наши ученики из других городов. Конечно, вручаем подарки лучшим студентам.

За получение 100 баллов на ЦТ дарим нашим ученикам iPad - в этом году вручили его 4-м ребятам, в прошлом году - 2-м.

В этом году количество учеников, набравших более 90 баллов на тестировании превысило 100 человек! За всё время работы у нас уже 16 учеников набрали 100 баллов на экзаменах, а успешно поступили в ВУЗы более 4000 ребят.

Так как центр я открывала для своего брата и его друзей, мы до сих пор относимся к каждому ученику как к лучшему другу и стараемся создать максимальный комфорт.

Для наших учеников проводим бесплатные вебинары, вечера настольных игр, кино-вечера, поддерживающие лекции с психологом. Еще рассказываем лайфхаки о том, как правильно поступить в университет, как подать документы - по сути, сопровождаем учеников вплоть до подачи в ВУЗ.

Сложности бизнеса

1. Каждый год - все с нуля. Основная сложность этого бизнеса - не важно, сколько у тебя было учеников в прошлом году, в новом году они обнуляются и их нужно привлекать заново. Летние месяцы нужно активно работать, чтобы к осени запустить новые группы.

“Обучать других людей - моя стихия”: история основательницы репетиторского центра

2. Нехватка преподавателей. В целом сейчас на рынке ощущается кадровый голод, а хорошие преподаватели вообще на вес золота. Плюс у нас жесткий отбор и много требований, поэтому найти нового преподавателя - задача со звёздочкой. Только этим летом я делегировала этот процесс HR-менеджеру, до этого лично каждого подбирала сама.

3. Сложности с лицензированием. В 2022 году нам пришло письмо о том, что нужно лицензироваться. Мы тогда всё оперативно выясняли, я сама ездила в Управление образования нашего района. Оказалось, бухгалтер в одной декларации перепутала ОКЭД и поставила неверный. А с нашим ОКЭД 85590 лицензироваться не нужно, поэтому мы исправили ошибку и выдохнули.

4. Конкуренты. Мы вышли на рынок, когда на нем было 3 компании, занимающихся подобной деятельностью. После первого года заметили, что один из центров поменял свою политику продвижения и начал во многом нас копировать:

  • использовал наши фирменные цвета;
  • внедрил картинки с героями мультфильмов;
  • завел себе в офисе живой талисман (у нас это корги, мои собаки, они часто со мной на пробных уроках и на днях открытых дверей);
“Обучать других людей - моя стихия”: история основательницы репетиторского центра
  • после того, как мы первые на рынке прописали в договоре возврат 100% средств, если ребенок не поступает, они ввели такое же у себя;
  • сразу после нас ввели смешанный формат обучения (онлайн+офлайн).

Но мне даже нравится, что нас копируют - значит, мы движемся в правильном направлении! К тому же мы постоянно развиваемся и привносим что-то новое.

Запустили новый продукт для студентов

Даже закончив обучение, наши ученики остаются с нами на связи. Будучи уже студентами, они снимают обзоры своих университетов, рассказывают полезную информацию. Мы монтируем эти видео и даем их нашим текущим ученикам, чтобы они тоже ознакомились и могли задать интересующие вопросы.

“Обучать других людей - моя стихия”: история основательницы репетиторского центра

Мы всегда расстраивались, когда ребята уходили от нас в какую-то неопределенность из зоны комфорта. Подумали: как мы можем им помочь, как поддержать? Из этого родился наш новый продукт - студенческий клуб «Вышка». Это поддерживающее комьюнити для ребят, чтобы они могли знакомиться, общаться, проводить вместе время, обмениваться опытом.

По сути, мы немного расширили нашу миссию, которая звучит как “повысить уровень и качество образования в стране, используя нашу уникальную формулу обучения и успеха”.

Планируем мероприятия как развлекательного, так и образовательного характера:

  • Экскурсии в топовые компании Беларуси, где ребятам расскажут про разные профессии. В дальнейшем компании будут предлагать ребятам стажировки и подработки, потому что на рынке сейчас серьезный кадровый голод;
  • Экскурсии в белорусские ВУЗы, чтобы выпускники могли сравнить условия и выбрать наилучший для себя вариант;- Спортивные и культурные события;
  • Мастер-классы со специалистами, с карьерными консультантами, (“Как составить первое резюме”, “Как пройти первое собеседование”);
  • Выступления спикеров на разные темы;
  • Практические разборы и рекомендации по разным ситуациям;
  • Нетворкинги.

Для тех учеников, кто у нас уже учится, это будет входить в один из тарифов, а для тех, кто уже выпустился, введем небольшую стоимость по подписке (20−30 BYN в месяц). У нас нет цели на этом зарабатывать, оплата пойдет на оплату аренды помещения для мероприятий и организацию какого-то перекуса.

С анонсом клуба мы получили большой отклик и среди компаний, которые заинтересованы в сотрудничестве. Это прекрасная возможность привлечь достойные кадры. Поэтому мы сейчас активно набираем партнеров, готовых вкладываться в развитие будущих кадров.

Миссия нашего клуба “ВЫШКА” - создать сообщество амбициозных и целеустремленных молодых людей, предоставляя им возможности для развития, обмена знаниями и навыками, а также для построения прочных профессиональных и личных связей. Хотим, чтобы этот проект дал ребятам преимущество в жизни, чтобы они устраивались на востребованные специальности, зарабатывали больше и были успешны в жизни. Именно это придает смысл нашей деятельности.

Контакты:

Instagram: @formula_ct

Сайт: formula-ct.by

22
2 комментария

Очень обширная статья! Из неё можно материала 3 сделать наверное. Жалко, что пишет не сам владелец своего дела.

1

Спасибо, Иван! Владелец интервью дал, а пишу я )

1